Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго
Продолжение перевода отрывка из новой книги старца Ефрема Филофейского "Мой старец Иосиф Исихаст и Пещерник". В этой главе идёт речь о гласной и умной молитве.
Начало здесь. Однажды случилось следующее событие, которое укрепило во мне веру в силу и достоинство устной молитвы.
Как-то раз поселился у нас один бесноватый. Когда мы работали вместе, я научил его говорить молитву устно, прежде всего для того, чтобы мне избежать пустословия. И этот немощный на самом деле стал читать молитву. И когда он начал её читать, овладел им бес и начал вопить:
- Иди на Вечерню-ю-ю, оставь чётки-и-и!
То есть сам бес показал, что посредством такой молитвы мы беседуем с Богом. Разумеется, никто не должен придавать большого значения словам бесов, потому что бесы суть лжецы и человекоубийцы и редко говорят истину, смешивая её с ложью и хитростью. Но так стало очевидно, что они совершенно не любят, когда произносится с тёплым сердцем имя нашего Христа.
Факт, что исихастская жизнь, вращающаяся вокруг Умной молитвы, есть самый благословенный образ жизни. Исихастам чётки с молитвой приносят много больше пользы, чем чтение в церкви. Они не оставляют без внимания церковные службы, установленные и учреждённые святыми отцами для общего служения, но совершают их по чёткам во время своих многочасовых бдений.
Мой старец был настойчив в устной молитве. Мы её не прекращали никогда. Я обычно, если никого не было рядом со мной, кричал молитву. И произносил её до тех пор, пока не заболит горло. Я говорил старцу:
- Старче, от молитвы болит мой рот, мой язык, перехватило гортань. Не могу вздохнуть, болит сердце. Гортань моя как рана.
- Пускай будет рана! Ничего страшного. Терпение! Молитву не прекращай никогда! Говори её. Эта боль принесёт духовное наслаждение. Если не испытаешь боль, плода молитвы не увидишь. Она тебе поможет. Тебя утешит. Тебя научит. Сделает тебя светом. Тебя спасёт. «Воскликни и возгласи» молитву. Молитвой, трезвением и вниманием охранишь ум свой. Ум твой да будет обращён не наружу, а внутрь. Не слова, поучения, проповеди, но много-много смиренной и со слезами молитвы. В этом суть, в этом Путь Отцов, вот что есть заповедь и наставление дедов ваших. Покажи её на деле. Потому что если нет делания то какая речь может у тебя идти о небесных созерцаниях?
- Да будет благословенно. Но моё сердце болит при выдохе и вдохе.
- Ничего с тобою не случится!
Когда я говорил молитву и пытался отсечь всякую мысль и всякий образ и удерживать внутри себя только молитву, искуситель говорил мне посредством помыслов: «сейчас сдохнешь»! И я отвечал: «Пускай сдохну. Буду сражаться здесь, пока не умру».
Весь день старец напоминал нам: «Держите молитву! Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Она вас спасёт. Имя Христово просветит ваш ум, укрепит вас духовно, поможет вам в брани против демонов. Возрастит в вас добродетели и станет для вас всем». Потому и понуждал нас, молодых послушников, к практическому способу устной молитвы.
Как его собственная жизнь была постоянным понуждением в деле молитвы, так он настаивал, чтобы и мы понуждали себя, сколько можем, погрузить имя Христово в наши сердца.
Таково было обучение нашего старца: побудить нас, подтолкнуть, наблюдать за нами и постоянно нам напоминать, чтобы мы поминали в молитве имя Божие непрестанно, по слову святого Григория Богослова: «памятовать о Боге необходимее, чем дышать» (Слово 27-е).
Старец мне говорил:
- Когда возьмёшь послушника, не учи его ничему иному кроме молитвы, потому что молитва принесёт ему благоговение, божественное рачение, внимание, рвение к духовному и чистую исповедь, всё принесёт молитва.
Существуют и сегодня духовные наставники, хотя их и можно пересчитать по пальцам, которые не только подвизаются сами, но и преподают сие правильное богопросвещённое учение умной молитвы, которая божественно обновляет и преобразует душу молящегося. Но, соответственно, душа остаётся больной и немощной, если владеет этим учением, но не применяет его на деле.
Много раз, когда я молился умно, следуя в точности учению нашего старца, иногда мой ум с непостижимой скоростью проникал в небесные духовные созерцания, которые превосходили вещественную природу, а иногда я чувствовал, что моя молитва не может преодолеть потолок моей келии.
И находясь в таком недоумении, я спросил:
- Старче, иной раз во время молитвы мой ум не может преодолеть крыши моей келии. Почему я чувствую такое препятствие?
- Бесы, чадо моё, незримо нас окружающие, они препятствуют, по домостроению Божию и попущению, для того чтобы мы на собственном опыте научились невидимой брани с ними. Чадо моё, и лодочник делает так: когда есть ветерок продвигается без труда при помощи паруса, но когда наступает штиль, тогда берёт в руки вёсла. И тогда трудится, проливает пот и продвигается вперёд. Так и мы. Когда приходит благодать Божия, тогда молитва говориться сама. Но когда, по причинам Божьего домостроения, отходит, тогда мы должны хватать вёсла, подвизаться, пролить пот и показать наше намерение.
Таким образом, наставлением нашего старца было упорство в молитве. Были ли у нас либо сильный дождь, или чрезмерные заморозки, или яростные ветры, мы должны были понуждать себя ко спасению через призывание нашего Христа.
Продолжение следует
Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго