Судьбы Ту-104 и "Суперджета": сравнения

May 10, 2012 13:47

image You can watch this video on www.livejournal.com


Максим Калашников
Мне говорят, что Ту-104 бился - и его фактически испытывали на людях. И на фоне этого "Суперджет" - еще идеал.
По сему поводу сообщаю: Ту-104 был принципиально новой машиной. "Суперджет" - повторение задов 20-летней давности. Ту-104 создавался в лихорадке гонки/соревнования с Западом. При этом Сталин (см. фильм) был против спешки с первым русским реактивным пассажирским самолетом (см. фильм). Тем более, что на слуху - серия страшных катастроф с первым в мире реактивным самолетом (1949, «Комета», Великобритания). Очевидно, британцы тоже испытывали самолет на живых пассажирах? Просто время было такое - жестоко-конкурентное.
Но сменивший Сталина Хрущев пошел на авантюру и выпустил Ту-104, еще не прошедший толком испытаний, был поставлен в серию! А когда в 1958-м стряслись две катастрофы (подбрасывание самолета вверх и срыв в штопор) Хрущев не снял лайнеры с эксплуатации.
Больше такого головотяпства в СССР не было. (При Сталине Туполева за авантюру с производством Ту-104 закатали бы - заслуженно! - в тюрягу. Туполева вообще нужно было осаживать). В СССР моей молодости создавали такие надежные лайнеры, как Ил-86 и Як-42. Идеала не было, но такой авантюры с выпуском «сырого» самолета больше не повторяли.
«Суперджет» - совсем иной пример. Никакой холодной войны и гонки с Западом не было. Ничего принципиально нового в этой машине нет. (В отличие от разбившегося в 1988 - улетел в лес - на выставке А320, который был действительно новым словом). Бессмысленной была разработка такой машины как «локомотива» авиапрома РФ: копия с чужих оригиналов таковым быть не может. Нужно было производить Ту-334. А разрабатывать - действительно перспективные машины. Мое мнение - это турбовинтовые лайнеры и реактивные машины новых схем (трипланы, летающие крылья).
Потому «Суперджет» с самого начала был мертоворожденным проектом. И он, судя по всему, окончится крахом.

Сухой Суперджет, Максим Калашников, Ту-104

Previous post Next post
Up