Оригинал взят у
m_kalashnikov в
ВИТОК ГЕГЕЛЕВОЙ СПИРАЛИ
Начало -
http://forum-msk.org/material/society/8599347.htmlПродолжение -
http://forum-msk.org/material/society/8614102.htmlhttp://forum-msk.org/material/society/8625580.htmlhttp://m-kalashnikov.livejournal.com/1194767.html Максим КАЛАШНИКОВ
ВИТОК ГЕГЕЛЕВОЙ СПИРАЛИ
Почему реалии первой половины XXI столетия напомнят реалии того же периода XX века?
Теперь можно сказать совершенно определенно: реалии начала нынешнего века все более и более напоминают реалии минувшего с лагом в сто лет. Мир вновь входит в то, что сегодня называют «фашистским моментом». Пусть и на новом технологическом уровне. Нам суждено прожить свои жизни в пору новых потрясений, кризисов, войн и тоталитарных режимов.
Таков приговор истории. Такова железная спираль развития по Гегелю: тезис - антитезис - синтез. Закон отрицания отрицания. Вторая половина ХХ века отрицала его первую часть. Что ж, первая половина XXI столетия неминуемо станет отрицанием реалий 1945-2000 годов.
Протестовать и впадать в истерики бесполезно. Придется принять неизбежное.
«ВЕК ПРОГРЕССА», ФАШИСТСКИЙ САЛЮТ НАД ЧИКАГО - 1933
Первого июля 1933 года маршал авиации фашистской Италии - Итало Бальбо - повел целый флот гидропланов (24 машины «Савойя-Маркетти») по маршруту «Италия-Амстердам-Дерри-Рейкъявик-Картрайт на Лабрадоре - Шедьяк - Монреаль - озеро Мичиган». Так молодое фашистское государство заявило о себе на всемирной выставке «Век прогресса» в Чикаго.
Итальянские добры молодцы в пилотках браво вскидывали руки в фашистском салюте на фоне американского мегаполиса. Маршал Бальбо, будущий губернатор Ливии, привез в дар американскому народу от дуче Муссолини древнеримскую колонну из Остии. Она и поныне стоит в этом городе Соединенных Штатов. В тот год власти Чикаго переименовали Седьмую улицу в Бальбо-драйв. Так она называется и нынче - никто ее с тех пор не переименовал. Сам президент США Франклин Делано Рузвельт пригласил маршала Бальбо на ленч и наградил его орденом - высшим летным крестом Америки.
Чикаго, выставка «Век прогресса», 1933
Click to view
Время тогда было такое. Тоталитарное и империалистическое. В оплоте «мировой демократии», США - тоже. «С 1925 по 1928 год в американских изданиях вышло более сотни статей о Муссолини и только 15 - о Сталине. В течение десяти с лишним лет иностранный корреспондент «Нью-Йорк Таймс» Анна Маккормик О*Хара создавала сияющий образ Муссолини, на фоне которого последующее восхваление Сталина в «Таймс» выглядит почти критикой. В «Нью-Йорк Трибьюн» развернулась острая полемика в поисках ответа на вопрос: Муссолини - это Гарибальди или Цезарь? Тем временем Джеймс А.Фарелл, глава корпорации «ЮС Стил» (Сталь США), назвал итальянского диктатора «величайшим из живущих ныне людей» в мире…
В 1933 году кинокомпания «Коламбиа Пикчерз» выпустила документальный фильм «Говорит Муссолини» при активном участии дуче… Муссолини предстал в фильме в образе героического лидера и национального спасителя…» - пишет в «Либеральном фашизме» Иона (Джона) Гольдберг (выход в свет - 2007 г.).
Да, читатель, Муссолини и фашизм тогда в Америке любили. Более того, сами творцы антикризисного «Нового курса» Франклина Рузвельта (Рузвельт Второй, президент США в 1932-1945 гг.) не скрывали, что черпают вдохновение во многом из социально-экономической практики фашизма…
Об этом в современных Соединенных Штатах стараются не вспоминать. Но из песни слова не выкинешь. Время было такое - стальное, жесткое, кризисное. И тоталитарное. Причем этот дух последовательно укреплялся в Америке с начала ХХ века, с правления Рузвельта Первого - Теодора-Тедди. Помните песенку Элвиса Пресли «Тедди Беэар» - о плюшевом медвежонке? Игрушка-то была названа в честь Теодора Рузвельта, первого имперско-тоталитарного президента Соединенных Штатов (1901-1909 гг.)
Дух времени - в текстах тех лет. Откроем книжку «Ястреб над океаном» американского автора под псевдонимом - капитан Данри - изданную в царской России в 1911 году. Она посвящена грядущей войне Америки с Японией. Вчитаемся в то, что говорит один из героев давнишнего триллера-боевика:
«Это начало беспощадной войны, и мы ее поддержим, убежденные в своей правоте, и особенно в могуществе, ибо в настоящее время не существует для народов иных прав, кроме силы. Горе слабым и позор побежденным! - таково последнее слово цивилизации. К счастью, Америка за последние несколько десятилетий со времени войны с Испанией (1898-1899 гг. - прим. М.К.) вступила на путь империализма. Она создала у себя могущественный флот, в чем ее упрекали все сторонники мира. Если бы она последовала за глупыми теориями гуманизма этих педантов и мечтателей, верящих во всемогущество фразы и в царство утопий - что было бы с нами теперь?»
В триллере капитана Данри 1911 года это, кстати - слова коменданта крепости на атолле Мидуэй. Да-да, на том самом острове, близ коего в 1942 году состоится крупнейшая в истории «битва авианосцев», грандиозное морское сражение адмиралов Ямамото и Нимитца, где агрессия Японии будет остановлена.
Слова книжного героя звучат пророчески - для 1942 года. И очень злободневно - сегодня.
"Низшие народности вымирают при соприкосновении с высшими. Им суждено рано или поздно, послужив человечеству, исчезнуть... Чем полнее будет население Земли, тем строже будет отбор лучших, сильнее их размножение и слабее размножение отставших. В конце концов последние исчезнут...".
Это не гитлеровский "Майн Кампф" и не "Миф XX века" Альфреда
Розенберга. Автор этих строк сидит в Москве, у ВДНХ, под громадным титановым монументом с маленькой ракетой на верхушке: Константин Эдуардович Циолковский. Он верил, что эволюция - "отбор лучших" - через миллионы лет трансформирует человечество в поток лучистой энергии, в единое сверхсущество - невидимое и всемогущее. Получив в управление свой участок Вселенной, оно станет карать и миловать низшие формы жизни.
(Ольга и Сергей Бузиновские. "Тайна Воланда").
Таков был дух времени, читатель. А время было суровым: кризис капитализма плюс две мировые войны. Сейчас тоже - тяжелый системный кризис капитализма. И явная опасность разгорания глобальной мятежевойны из множества очагов. А сходность обстоятельств предопределяет и схожесть политических решений и систем правления.
Вы что-то там говорите о непрерывном торжестве либеральной демократии?
ЕСЛИ ПО ГЕГЕЛЮ
Максим Калашников - историк русско-советской школы. Неисправимый гегельянец.
Чему учил старина Гегель? Тому, что развитие идет не по кругу (циклическое мышление Востока и античности) и не линейно, снизу - вверх (наивно-прогрессистское мировоззрение), а витками спирали. По закону отрицания отрицания. Тези-антитезис-синтез.
Есть некая реальность. Она сменяется своим отрицанием. Новой реальностью. Но дальше и эта «новая реальность» стареет - и наступает время дальнейшего отрицания. Возникает сверхновая реальность, которая на более высоком уровне повторяет не прошлую, а позапрошлую стадию. Внук похож более не на отца, а на деда.
В истории полно примеров действия Гегелева закона. Феодализм, например, был временем небольших армий, состоящих из профессиональных воинов. Например, рыцарей или ландскнехтов-наемников. Новое время отринуло сей принцип: родились массовые народные, призывные армии. Теперь же снова наступает время небольших профессиональных армий. Капитализм отрицал порядки феодализма и азиатского способа производства. То, что идет на смену капитализму, будет - пускай и на более высоком уровне - напоминать порядки докапиталистических эпох.
Немного сузим наше поле зрения. Первая половина ХХ века была жестко-тоталитарным временем почти повсеместно. Тоталитаризм, расизм, национализм, евгеника (даже в «пушистой» Швеции!), империализм, агрессивность, милитаризм, протекционизм, ограничение свободы бизнеса, смешанная регулируемая экономика, плановость. Коллективизм - даже в США. Вера в науку и технику.
Вторая половина ХХ века - нарастающие мягкость, политкорректность, защита прав меньшинств, укрепление пацифизма и либеральной демократии, доходящее подчас до крайности. Это - сначала постепенный, а потом и почти полный отказ от государственного регулирования экономики, освобождение капитализма от регламентирующих ограничений. Потребительство. Гедонизм. Права человека. Старение населения белых стран и низкая рождаемость. Индивидуализм. К концу ХХ в. - кризис науки, застой в технике, распространение мракобесия, мистики, паранауки, модной архаики. В финале - тупик капитализма, бесплодие неолиберальной модели, Великая Рецессия. Хаотизирующийся, покрывающийся очагами войн, распадов и революций мир.
Первая половина XXI века неизбежно - по Гегелю - станет отрицанием «золотой эпохи» ХХ столетия, отрицанием реалий, сложившихся к 2000 году. Надеюсь, вы сами поймете, каким будет этот виток спирали? И порожденная им новая реальность?
Сильно посмеялся, когда в ходе республиканских «праймериз» Нью Гингрич заявил, что Америка сильно испортилась за последние полвека, что раньше это была неплохая страна.
Полвека назад - это 1960-1962 годы. Какой же была «неиспорченная Америка» по Гингричу? Государственный расизм, таблички «Только для белых». Всевластие спецслужб и огромное влияние пентагоновских генералов на всю жизнь США. Милитаризм. Запрет на аборты. Эксперименты над людьми из маргинальных слоев населения в рамках программы «МК-ультра» (психотропы и психотроника). Узаконенные операции по политическими убийствам с помощью ЦРУ и устройство государственных переворотов в нужных странах. Грандиозные программы научно-технического развития, лунная программа, отбор лучших учеников школ по программе «Мерит». «Каждый мужчина и каждая женщина в США - закаленное и отточенное орудие для своего дела». Гонка вооружений. Призывная армия в 3,5 млн. численностью. Сильнейшее государственное регулирование экономики, контроль над ценнобразованием и огромный прогрессивный налог на личные доходы (при наивысших темпах роста экономики США, до сих пор не превзойденных). Посадки в тюрьму тех топ-менеджеров корпораций, что уличены в ценовых сговорах. Сильнейшая социальная инженерия и разработка инструментария психологических войн.
В общем, действительно неплохая Америка была - если верить Гингричу. Только она имела мало общего со свободой капитализма и Америкой отцов-основателей.
Теперь вы понимаете, что ждет нас впереди?
(Продолжение следует)