-Улетаешь или прилетела?
-Встречаю.
-Кого?
-Мужа
-Счастливые, кого встречают.
-Женишься, и тебя будут встречать.
-И у вас все хорошо?
-Очень хорошо!
-А ведь так не бывает
-А вот бывает! Да бывает
Вот так вот здоровски начинается один из моих любимейших фильмов «Я шагаю по Москве». И этот диалог между одним из главных героев и случайной девушкой, танцующей на аэродроме (такой же замечательной «как и все девушки 63-го года»), задает тон всему фильму, становится эдаким лейтмотивом и настроением. Настроением, дающим ощущение невероятной чистоты, правды и веры. Все хорошо! Ну вот бывает все на свете хорошо, а в чем дело и почему-сразу и не поймешь.
И это настроение настолько явное и так четко ощущается! В 1964 году французская «Либерасьон» так отозвалась о фильме Георгия Данелия: «Дождь на молодом лице». Красиво, не правда ли?!
Хотя по первой задумке начало у фильма было несколько иным. Данелия вспоминал: к нему пришел сценарист Геннадий Шпаликов. Прямо с порога он объявил: "Я придумал для тебя отличный сценарий. Начинается он так. Дождь. По улице босиком идет девушка. Появляется парень на велосипеде, едет за ней и держит над ней зонтик. Девушка уворачивается, а он все едет за ней и улыбается. Нравится?" Данелия честно ответил, что нравится, и поинтересовался, что будет дальше. Шпаликов бодро ответил: "А дальше придумаем".
Этот эпизод тоже вошел в фильм. А паренька на велосипеде, кстати, сыграл Олег Видов, это был его дебют в кино.
Дальше сценарий придумали. И придумали действительно хорошо. Хотя, что же может быть банальней, чем один день из жизни молодых людей, которые просто ходят по Москве и ничего особенного не делают? Кстати, после первого просмотра материала (сценария) режиссеру на худсовете так и сказали: «Непонятно о чем фильм. Надо уточнить смысл». А смысла-то вроде особого нет. Фильм просто о молодости, о любви, о городе, на который равнялась вся страна. И представляет из себя, по сути, несколько зарисовок и сценок из жизни Москвы и москвичей.
Но как там показана Москва! То, что фильм черно-белый не замечаешь вообще, и Москва предстает перед нами яркая и цветная. Невероятно уютная, солнечная, светлая, чистая, радостная и какая-то праздничная . В этом неоценимая заслуга оператора Вадима Юсова. Его камера выбирает такие ракурсы, как будто любуется Москвой, именно любуется, с нежностью и теплотой, которую невозможно не почувствовать. Любуется под аккомпанемент замечательной мелодии, которую написал молодой Андрей Петров.
А какое утро! Это мои самые любимые кадры. Просыпается чисто вымытый огромный город, с боем курантов, с давкой в метро и с солнечными бликами на Гребном канале. И утро в переулке, где живет герой Никиты Михалкова, такое, каким оно и должно быть летом: красивые утренние тени от только встающего солнца, умытая улица, лужи, чистый, буквально прозрачный воздух, утренняя прохлада которую ощущаешь почти физически и такие знакомые и родные утренние звуки- радиола, пение птиц, шум двора…И все это- так радостно. Мне всегда это напоминает детство. Пусть и не московское, а алма-атинское.
И герои все такие вот-радостные и светлые. Да, всякие, конечно, попадаются, но ведь все мы люди и у всех свои тараканы. И даже им все прощаешь. Под героями я подразумеваю всех персонажей. Потому как проходных эпизодов и персонажей здесь нет. От девчонки с аэродрома, у которой все хорошо, и «хозяйки» собаки до дежурной по станции с «Молодой человек, что вы орете». Каждый из них-это нота в мелодии фильма. А какие актеры разыгрывают эти эпизоды! Все как один- будущие мастадонты советского кино.
Кстати, на фильм пришлось много дебютов: Стеблов, Чурикова, Дуров, Скобцев, Видов, Басов. А для остальных он стал знаковым: и для Михалкова, и для Данелия, и для Польских. А вот кинотеатр «Россия» (сейчас «Пушкинский») в 1964 году открылся показом «Я шагаю по Москве».Мне нравится, как о фильме писал Михаил Ромм: "Есть художники, которым творчество дается большой кровью. […] А есть художники, которые творят, как птица поет, - потому что утро, потому что погода хорошая. Картина "Я шагаю по Москве" снята вот так. Снята, как песнь о молодости. Снята настоящими художниками, хорошими кинематографистами, людьми с отличным вкусом".