m_k

Пятница № 22 (175). ЗАХАРИАДА. Часть первая

Mar 09, 2009 12:13

В минувшую пиатницу внимание тамплиеров было сосредоточено на глаз радующих прелестях того уголка Эвен-Сапира, что зовется Монастырем Иоанна Предтечи в Пустыне. Про Баптиста-Купалу было сказано немало: и про родство с И.Х. порассуждали, и про детские годы, проведенные в пещере, и про ритуальные омовения на Иордане, и про то, как русская дефиниция «крещение» вытеснила понятие «купание», и про голову на блюде, и про то, как эту голову три раза находили, и про то, как семь честных голов Иоанна путешествовали по Европам, и про то, как десница Иван Захарыча в Гатчину попала, и про инфернальные связи пророка Ильи с пророком Иоанном, и про… Но начали с того, что ужасно интересная путаница произошла в изложении христианских преданий об отце Иоанна, священнике Захарии. И что в его образе скрестилось не менее полдюжины ветхозаветных предшественников, носителей того же имени. И что «бороду» сию неплохо бы попытаться распутать или хотя бы найти «разрывы» сюжетных ниточек… Впрочем, ей-ей - бесполезно. Ну, вот и начнем :)) С евангельского первоисточника. От Луки:
«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. (…) У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, - тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его… (…) Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.» (1:5-25).
Всё. Больше о нем в Евангелиях ни слова. Между прочим, составитель «Библейской энциклопедии» (1891 г.) архимандрит Никифор отмечает: «О дальнейшей жизни и смерти Захарии не сохранилось никаких положительных сведений». В смысле, только отрицательные? Ладно, не будем цепляться к словам. Но чуть позже убедимся, что современная РПЦ с архимандритом не согласна. А сейчас попробуем чуть-чуть разобраться с информацией, которую подбросил нам Лука.
«Священник из Авиевой череды». Что это означает? А) Захария - коэн, потомок Аарона по мужской линии. Б) Царь Давид, как известно, установил раз и навсегда календарный порядок для службы в будущем Храме многочисленных священников-коэнов. Коэны призывались на службу по порядку, установленному царем Давидом и двумя священниками, Цадоком и Авимелехом, представителями двух коэнских кланов (эти кланы ведут родословную от Элазара и Итамара, сыновей Аарона). К тому времени (~ 1004 г. до н.э.) клан Элазара был представлен 16 родами, а клан Итамара - 8 родовыми племенами. 16+8=24, и посему було решено, что в течение года служба в храме разбивается на соответствующие череды. Порядок такого двухнедельного служения представителями разных коэнских родов описан в первой книге Паралипоменон (24:1-19). Итак, Захария - представитель клана Итамара и рода Авии. Этой самой «авиевой череде» выпадала очередь номер восемь. Во времена Давида отсчет очередей, скорее всего, начинался с 1 нисана (в апреле). Поскольку и год отсчитывался с нисана (хотя нисан тогда назывался по-другому…) Допустим такой порядок сохранился и до последнего столетия периода Второго Храма. Значит, время служения Захарии, отца Иоанна Предтечи, - конец месяца тамуза, а зачатие Иоанна - начало месяца ав (август). Продолжаем цитировать Луку:
«После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (1:24-27). Значит, Благовещение выпадает на месяц тевет (январь), а, соответственно, Рождество - на тишрей (конец сентября - октябрь).
Нескладушки?
Хорошо, давайте предположим, что во времена Ирода и чуть позже коэнские очереди отсчитывались по другому Новому году, с первого числа месяца тишрей.
В этом случае: зачатие Иоанна - начало месяца шват (февраль), Благовещение - тамуз (июль), Рождество - нисан (конец марта - апрель). Опять не складывается в хорошо известную нам картину, на которой И.Х. изображен родившимся в кислеве-тевете…
Так, попробуем от обратного: Рождество - конец декабря (кислев-тевет), Благовещение - конец марта (адар-нисан), зачатие - начало октября (тишрей).
И в таком случае получается, что начало коэнских черед - первое число месяца сиван (конец мая - июнь). Что вообще не укладывается ни в какие традиции… Ну что, окончательно запутались? А ведь мы еще в самом начале этого безумного клубка по имени Захариада. Продолжение следует. Вместе с прогулками по захаровым местам.
Картинки с места рассуждения:

Монастырь Иоанна Купалы в Пустыне:


Венец источника:


Ранне-христианский символ:


Пещера, где детские годы:


Портрет сына Захарии:


Францисканский храм при монастыре:


Целование. Слева - Елизавета, жена Захарии. Справа - Мария, жена Иосифа.


Крутая символика. Наслаждайтесь:


Не обошлось без tabula ansata (римской таблички с ручками-ушками):


Цветущий ствол:



Пятничные прогулки тамплиеров

Previous post Next post
Up