m_k

По просьбам телезрителей. Про любимый лунный трактор

Apr 13, 2008 13:41

История Архангельской еврейской общины
(с использованием материалов, полученных от Анны Владимировны Либерштейн, США, Филадельфия; а материалы взяты отсюда - http://www.arh.ru/~ajc/Page3_1.htm)

В 1717 г. некоторые значительные еврейские торговые дома в Германии заявили Петру Великому через русского агента Резе в Бреславле о готовности внести в компанию персидской торговли 300000 рейхсталеров, если нескольким еврейским семействам разрешено будет основать свободные конторы в Москве, Петербурге и Архангельске и пользоваться при этом свободой богослужения в синагогах. Мемория Резе, представленная государю бароном Шафировым, была одобрена Петром.

Официально еврейская община была основана в 1828г. кантонистами. В 1858 г. в Архангельской губернии проживало 156 евреев. В 1879 г. в проживало 102 еврея, в 1897 г. - 248 (1,2% населения города), в 1910 - 503 (1,5%), в 1923 - 850, в 1926 - 896, в 1939 г. - 1346, в 1970 - 773 (0,2%), в 1979 - 600 евреев.

В 1880 году, т. е. когда евреи еще не успели воспользоваться законом 1879 года, предоставившим лицам с высшим образованием право повсеместного жительства, в Архангельске проживало 23 еврея по своему личному праву, и при них 79 членов семей и слуг (некоторые из этого числа, вероятно очень немногие, жили в Пинеге). В том же году еврейское общество ходатайствовало о разрешении устроить школу для мальчиков, но просьба не была удовлетворена, так как Архангельск находится вне черты постоянной еврейской оседлости. В городе существовала в течение многих лет молельня (синагога), узаконенная в 1893 г.
В Архангельске начала 20 века золотые часы можно было приобрести в магазинах Фридмана и Сереброкамень, отремонтировать - у Моисея Плещицера, решить стоматологические проблемы - у Шнейвиса и Ритт. Среди архангельских купцов 1-й гильдии значились: Рабинович, Биндер, Израиль Данишевский.
Ревностным хранителем еврейских традиций считался Мендель Беленький, делавший обрезание и кошерный забой кур. В Архангельске была синагога, которая находилась на Петербургском проспекте между улицами Лопарской и Зырянской, молельный дом (в районе пересечения современных пр. Ломносова и ул. Карла Маркса), кладбище («на Быку» с домиком на кладбище, где совершались при похоронах обряды). При синагоге имелась еврейская школа. С 1910 г. в городе действовало еврейское кладбище. В 1920-х гг. Архангельск был местом ссылки для десятков арестованных сионистов, в 1939-40 гг. в Архангельскую область был сослано много евреев с территорий, недавно присоединенных к СССР.
Теперь о некоторых персонажах.
Вот северный сказочник и художник Степан Писахов, уроженец Архангельска. Ну, сказка про ледяную колокольню, истории про Сеню Малину… Олицетворение дедушки русского Севера. Серьезный конкурент Бориса Шергина. А отец С.Писахова - Григорий Михайлович (1848-1917г.), известен также под фамилией Пейсахов, и, согласно преданиям, Пейсаховы осели в Архангельске еще с петровских времен. Когда крестились, не известно… Вот что пишет о Григории Пейсахове в газете «Северная правда» Валентина Драницына:
«Григорий Михайлович - архангельский мещанин, купец, мастер золотых и серебряных дел. Как купец, Писахов имел сословное купеческое свидетельство и вел собственную торговлю. У него был собственный двухэтажный деревянный дом на улице Поморской, 27, на первом этаже которого располагался магазин, а на втором обитало многочисленное семейство. Еще один, собственный дом был у Григория Михайловича и на Троицком проспекте. Кроме того, он снимал торговое помещение в доме архангельской купчихи П.М.Шингаревой, что на Поморской,1.
Торговля ювелирными изделиями и хозяйственными принадлежностями шла бойко. Успешно продавал свой товар купец и на различных ярмарках, проводимых как в Архангельске, так и по губернии. Так, в 1884 году на Сретенской ярмарке в Шенкурске Писахов продал серебряных изделий на 400 рублей - большие по тем временам деньги.
До конца жизни Григорий Писахов был активным членом купеческого общества, не раз избирался в состав Сиротского суда, состоял членом Архангельского епархиального комитета православного миссионерского общества.
Как мастер-серебряник, Григорий Михайлович упоминается в документах Архангельской управы золотых и серебряных дел уже в 1873 году. Не раз избирался старшиной цеха. Его мастерская находилась при магазине на Поморской. Было у Писахова на обучении и два ученика. Григорий Михайлович изготовлял серебряные оклады, вотивные подвески. На его предметах стоит клеймо мастера».
Уроженец архангельской еврейской общины - и известный советский писатель Илья Бражнин (1898-1982). Автор романов "Прыжок" (1928), "Голубые листки" (1957), дилогии "Мое поколение" (1937), пьесы "Крылья" (1948), повестей для детей "Их пятеро" (1931), "Страна желанная" (1955). Больше всего мне нравится - «Страна желанная». Какая-такая? А в дописательском девичестве автора звали Илья Яковлевич Пейсин.
Корни драматурга Михаила Шатрова - оттуда же. Его отец, Филипп Маршак, - инициатор строительства Соломбальского лесодеревообрабатыающего комбината, самого-самого монстра из подобных ему в Европе. В конце 30-х Ф.Маршак был репрессирован и расстрелян.
…Был, был у Архангельска шанс стать северной Одессой. Не реализовался. Климат суровый…
Вихрь всяческих событий устраивает прелюбопытные еврейские транзиты в Архангельске. В 1915 году здесь появляется Моисей Акимович Гинсбург, отправляющийся с государственной миссией в США. Гинсбург - величайший в истории России флотский снабженец. В годы Первой Мировой он пытается наладить с Америкой экономические связи по поручению военного и морского министерств России. Расчет российского правительства был прост: деловые круги США должны были клюнуть на то, что коммерсант Гинсбург, представляющий Россию, - еврей. Однако фокус не удался, миссия провалилась…
В 1917 году в Архангельске впервые прозвучало имя Ревеки Майзель-Пластининой-Кедровой, ставшее впоследствии нарицанием большевистской жестокости на берегах Северной Двины...

На основе сведений, найденных в архивах и подготовленных Леной Исаковной Таскаевой, государственный архив выдал справку по вопросу существования синагог в Архангельске:

СПРАВКА из государственного архива Архангельской области

В материалах Государственного областного архива есть следующие документы по вопросам синагоги, городского еврейского кладбища, народного училища, еврейского рынка.
Учитывая разночтения, можно предположить, что в Архангельске ~ с 1838 - 1928гг. было несколько молельных домов (синагог).
Иудейская (еврейская) община в Архангельске образовалась в XIX в, но купцы и ремесленники иудейского происхождения жили в городе Архангельске уже в XVII и XVIII вв. С 1838 по 1917г. велись метрические книги, и хранились они либо в городской управе, либо в молельном доме. Метрические книги ежегодно через Архангельскую управу высылались на проверку в Архангельское Губернское правление, велись они в двух экземплярах (общие и частные) по закону 1835г.
В 1855 - 1857гг. организовалось в городе еврейское общество. Оно избрало духовное правление и заведующего духовными делами - раввина.
Первым раввином в 1857г. избран Давид Захаревич (ф. 50 оп.6 д.1 стр.1-2).
Раввин и староста синагоги избирались в общественном порядке и могли быть переизбраны в любой момент.
После Давида Захаревича было еще 16 раввинов. Список прилагается.
При раввине Борисе Пинусе была заверена круглая печать (1890г.) с надписью «Архангельское духовное правление». Надпись несколько раз менялась, но по списку ее название оставалось то же - «Архангельский общественный раввин», «Раввин Архангельского молельного дома» (1911г, 1912г, 1914г, 1917г, 1918г). Основание: ф.50 оп.1 д.1249, д.1491, д.1375.
В 1898г. 16 ноября Архангельский купец Исаак Биндер подает прошение на строительство нового молельного дома (синагоги) «взамен старого, который пришел в ветхость и грозит обрушением». В прошении указан адрес синагоги - Пятая улица.
Синагога (молитвенный дом) располагался на Пятой улице в Кузнечихе, в отдельном деревянном доме из двух небольших комнат (ф.50 оп.7 д.3061).
18 декабря 1898г. получено согласие Его сиятельства на постройку для единоверцев евреев молитвенного дома (синагоги) после рассмотрения проекта строительство. Проект И. Биндера был передан ему обратно. В 1890г. новый молельный дом был построен в пятом околотке, второй части города. Находился он на Петроградском проспекте угол Лютеранской улицы. В архиве есть документ проект на строительство новой синагоги в районе Кузнечихи в 1927г. На карте г.Архангельска того периода есть указания, что была синагога на углу Зырянской улицы и Петербургского проспекта, можно только предположить, что здание молельного дома в 1927 - 1928г. было построено.
При общине в 1857 - 1890гг. было народное училище. Называлось оно «Народное училище еврейской общины для обучения еврейских детей». Располагалось оно в общественном доме Петроградский 172.
Еврейское кладбище. Имеется план участка, выделенного под еврейское кладбище (ф.14 оп.1 д.147). Это часть выгонной земли 150 кв. саженей, владение купцов и мещан. На участке был смоляной сарай, стоящий между почтовым трактом и рекой Северной Двиной, приблизительно 300 кв. метров. С западной стороны был городской вал, с восточной - хлебный магазин. В настоящее время район улицы Смольный буян. У Ю. Барашкова в книге «Двинская хроника» есть фотография с подписью «Еврейский рынок». В архиве нет данных о существовании такого рынка. На торговой площади (наб. Северной Двины, ул. Поморская и Банковский переулок) был большой городской рынок, где торговали и люди разных вероисповеданий.

Приложение №1. Общественные раввины Архангельска:

1. Давид Захаревич (1857 - 1858)
2. Шмуйло Булатович (Булатовский) (1862 - 1865)
3. Ибус (Абус) Вейцман (1865 - 1866)
4. Хонан Еселевич (1867-1871)
5. Иосиф Вайгер (1872 - 1873)
6. Цука (Ицик) Цутринблат (1874 - 1879)
7. Иосель Рудный (1880 - 1881)
8. Хаим Липинский (1881 - 1882)
9. Мовша Руда (1882-1883)
10. Янкель Бер (1883 - 1884)
11. Гирш Сереброкамень (1884 -1886)
12. Вульф Вайнштейн (1886 - 1887)
13. Борис Пинус (1890 - 1897)
14. Самуил Иоселевич Вайгер (1897 - 1900)
15. Исаак Беркович Биндер (1900 - 1903)
16. Юда-Зелик Мордухович (Зельмонович) Трейвас (1903 - 1908)
17. Мордух Гиршевич (Матвей Александрович) Сереброкамень (1908 - 1920)

Приложение №2. Письмо-прошение Исаака Биндера Архангельскому губернатору относительно постройки синагоги:
"Его Превосходительству Господину Архангельскому губернатору

от Архангельского купеческого сына Исаака Берковича Биндера, проживающего по ул. Буяновой в доме Корельского.

ПРОШЕНИЕ
Молитвенный дом наш (синагога), стоящий в Кузнечихе на Пятой улице. В настоящее время пришел в ветхость и грозит обрушением. Такое его состояние не дает возможности совершать установленные Моисеевым законом религиозные обряды. Между тем, число лиц принадлежащих к иудейскому вероисповеданию здесь, в Архангельске, простирается до 35 семейств.
Все эти семьи строго преданы своей вере, за ветхостью синагоги лишены славословия. Единого Бога и возношения молитв своих к Престолу Его, горят желанием привести внешний вид здания синагоги, в подобающее дому молитв состояние. Но до сих пор не имели достаточное количество средств для исполнения этого желания, заслуживающего полное уважение при существовании свободы вероисповедания. Сознавая всю важность нужды своих единоверцев, я, со своей стороны, имею искреннее желание помочь им и построить своими средствами новую синагогу.
В видах изложенного имею честь просить Ваше Превосходительство не отказать в благосклонном внимании нужд лиц иудейского вероисповедания, проживающих в вверенной Вашему Превосходительству губернии и разрешить мне построить своими средствами, в память моей матери, новую синагогу в районе Города по усмотрению Вашего Превосходительства, о чем мне объявить.
Архангельский купеческий сын Исаак Берков Биндер".

Ответ властей:
"1898г. ноябрь 16 дня.
По 49 описи №29
по описи 102, 1898г. Архангельского губернского правления по строительному отделению.
Дело по прошению купеческого сына Исаака Биндера о разрешение ему построить новую синагогу в Архангельске.
Начато 17.11.1898г.
Закончено 20.01.1899г.
Проект И. Биндера был рассмотрен и возвращен владельцу."

Приложение №3. Семьи живущих в Архангельске евреев в 1898г.:
Биндер, Яровского, Фромзель, Билостоцкого, Язвич, Сереброкамень, Копытникова, Литвак, Беспрозванного, Ротгольц, Пацевичи, Гуревичи, Добрина, Лапинского, Айзенберг, Шабалич, Берг, Левитины (2 семьи), Альперт, Скуза, Лайман, Розена, Ванштейн, Хоцкелевич, Вайгер (2 семьи), Ротгольт (2 разные семьи), Тауберт, Параховниковы (2 семьи), Грейман, Ульяновского.
Previous post Next post
Up