Опять задержал отчетец. Ну, пардончики. Итак. 11 января тамплиеры посетили Тель-Цафит, что находится на южном берегу потока ха-Эла, там, где русло уже выходит на относительно равнинное плато Предгорного района (Шфела). Площадь, которую занимает холм, - порядка 30 га. Высота - 232 м над уровнем моря.
Уже в 1887 году английский археолог Дж.Портер отождествил Тель-Цафит со знаменитым библейским городом филистимлян Гатом. Его поддержали видные коллеги, например, американец Джонс Блисс, также проводивший тут раскопки. И по сей день эта точка зрения считается наиболее распространенной. И мы тоже будем рассказывать ниже про Гат. Однако есть и иные варианты отождествления Тель-Цафита с древними поселениями. Ряд исследователей в идентификационных поисках отталкивается от арабского названия холма - Тель-а-Цафи, что значит «Сияющий белизной холм-городище». К тому же у крестоносцев тут была отгрохана крепость, именуемая Бланш Гард (Blanche Garde), то есть «Белая Гвардия». А если еще учесть замечательный белый цвет местной меловой породы (мергель), то станет совсем ясно, что апологеты «белой теории» отождествляют Тель-Цафит с библейским городом Ливна, название которого тоже ассоциируется с белым цветом (на иврите «лаван» - «белый»).
О городе Ливна упоминается в книге Иисуса Навина:
«И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; и предал Господь и ее в руки Израиля, и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что находилось в ней: никого не оставил в ней, кто бы уцелел, и поступил с царем ее так же, как поступил с царем Иерихонским. Из Ливны пошел Иисус и все Израильтяне с ним к Лахису (Лахишу) и расположился подле него станом и воевал против него; и предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и все дышащее, что было в нем, так, как поступил с Ливною» (10:29-32).
А одной из книг Царей рассказывается, как город Ливна выходит из-под контроля иудейского царя Йорама (Цари II (Царств IV) 8:22), впрочем есть все основания полагать, что вскоре город вернулся в состав Иудеи. Пишет о Ливне и Евсевий Кесарийский (260-339 гг. н.э.) в «Ономастиконе»: «Левна (Λεβνά), и его взял Иисус, умертвив его царя; он был священническим городом колена Иудина; и ныне, есть селение в Елевферополяитане, называемое Лована (Λοβανά); находится и у Исаии» (634). Оба-на! Вот тут и кроется ответ на вопрос, где находится Ливна - в Элевтерополисе, то есть в Бейт-Гуврине, который находится от Тель-Цафита в 15 примерно км на юго-восток. То есть, как бы не хотелось привязать наш холмик к «Белгороду», но, скорее всего, он и есть исторический Гат.
А Тель-Цафит отмечен и на карте Медвы (VI в. н.э.):
CΑΦΙΘΑ (Цафита) - в данном случае производное скорее от еврейского корня «цафа» (глядеть, наблюдать), чем от арабского «цафи» (белизна)…
Первое же упоминание о Гате - в XIV в. до н.э. в письмах Эль-Амарны; процитируем же послание Абди-Хеба, царя Иерусалимского, фараону Аменхотепу IV (Эхнатону):
«К господину моему, царю, речение: так сказал Абдихеп, раб твой, семь раз припадаю я к ногам твоим, господин.
Посмотри на то, что Малкиилу <царь Гезера> и Шувардата <царъ Киила> сделали против страны господина: они наняли солдат из Гезера, Гата и Киила и захватили земли города Рубуту. Земли царя попали в руки хабиру, и кроме того, город земли Иерусалимской по имени Бет-Ниниб, город царя, стал пристанищем людей Киила. Да послушает царь раба своего Абдихепа и пошлет лучников, которые смогут вернуть земли царя царю. Но если не прибудут лучники, попадет земля царя в руки хабиру. Такова будет участь земли этой...»
В книге Иисуса Навина (13:3) Гат назван в числе пяти городов, принадлежащих филистимлянам, народу эгейского происхождения. А вот пророк Самуил, отвечающий на вопросы публики, повествует о Гате в контексте биографии царя Давида. Прежде всего мы узнаем, что Голиаф, побежденный юношей-пращником, родом именно оттуда, из Гата:
«И вышел из станов Пелиштимских единоборец по имени Гольят, из Гата; рост его - шесть локтей с пядью» (Шмуэль I (Царств I), 17:4).
Ну, а дальше, после известной победы Давида над гатским богатырем («И опустил Давид руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и метнул, и поразил Пелиштимлянина в лоб, и камень вонзился в лоб его, и упал он лицом на землю») начинаются сплошные военные хитрости. Давид, скрываясь от собственного царя Саула (Шауляя), куда бежит? В Гат! В стан врага, где его знают, прежде всего, как убийцу местного героя. «И поднялся Давид, и убежал в тот же день от Шаула, и пришел к Ахишу, царю Гата. И сказали Ахишу слуги его: ведь это Давид, царь страны! Ведь ему пели в хороводах и говорили: "Поразил Шаул тысячи свои, а Давид - десятки тысяч свои!" И принял Давид слова эти в сердце свое, и весьма убоялся Ахиша, царя Гата. И притворился пред ними безумным, и неистовствовал при них, и чертил на дверях ворот, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Ахиш рабам своим: вы же видите человека безумствующего, зачем же привели вы его ко мне? Не хватает мне безумных, что вы привели этого, чтобы он сумасбродствовал предо мною? Разве может этот входить в мой дом?» (Шмуэль I (Царств I), 21:11-16) Не правда ли, ложная придурь - великолепный тактический ход, восходящий, кстати, и к битве с Голиафом («разве я собака, что ты идешь на меня с палками?»)? После этого Давид еще какое-то время прячется от Саула по различным заграницам, успешно воюет с филистимлянами, скрывается в пустынных местах и, в конце-концов «сказал Давид в своем сердце: Ныне погибну однажды от руки Шауля! Нет лучшего для меня, чем бегством спасаться на землю плиштим, и Шауль отчается искать меня дальше во всем пределе (сынов) Исраэля, и я бегством спасусь от его руки. И поднялся Давид, и перешел он и шестьсот человек, которые с ним, к Ахишу, сыну Маоха, царю Гата. И находился Давид у Ахиша в Гате, он и его люди, каждый с домом своим, Давид и две его жены… »(Шмуэль I (Царств I), 27:1-3)
Ох, темная история… Получается, что Анхус (Ахиш) год и 4 месяца пригревал на своей широкой филистимлянской груди жидовскую гадюку. Однако, накануне большого сражения с израильтянами Давид был не допущен к боевым действиям по понятным опасениям. Ну, а далее наш будущий царь снова возглавляет израильское воинство и навсегда разделывается с филистимскими городами…
Ясно вот еще что: город этот древний находится на пересечении важных дорог, на пути из прибрежной равнины в Бейт-Гуврин и Хеврон. Отсюда его важное стратегическое значение. В 1142 году Фульк Анжуйский, король Иерусалима, строит тут крепость Бланш Гард, защищающую подступы к Ашкелону. В 1187 году Салах ад-Дин захватывает крепость, которая была разрушена только в 1191 г. из-за угрозы взятия ее Ричардом, который Львиное Сердце. В 1241 г. крестоносцы в последний раз захватывают свой Белогвардейск и удерживают его лишь три года…
Раскопки тут ведутся с конца XIX века, и начало научному исследованию холма положили Блисс и Мак-Листер в 1899 г. С 1996 года бар-иланский университет проводит периодические раскопки, зависящие от получения субсидий. А находки здесь чудесные! Ну, вот, например, керамика с типичными филистимлянскими птицами:
Или знаменитый остракон с именем Голиафа, недавняя сенсация:
Подробнее о раскопках можно узнать на сайте руководителя проекта проф. Аарона Меира -
http://faculty.biu.ac.il/~maeira/...Есть, есть о чем поговорить, гуляя по этому славному холмику, картинки с коего, держи, благодарный слушатель: