В очень редком месте побывали тамплиеры в эту пиатницу. В удивительном. Потрясающем. Рассказываю с помощью энциклопедии Штерна и восьми десятков фоток.
Хурват Бейт-Лойя (Хирбет Бейт-Лай) находится в Иудейском Предгорье на вершине холма, возвышающегося на 400 м над уровнем моря, в 5 с половиной км на юго-восток от Элевтерополиса (Бейт-Гуврин) и в 8 км восточнее Тель-Лахиша. Тут в 1961 году, при прокладке грунтовой дороги, были обнаружены две погребальные пещеры, раскопанные И.Неве при участии Отдела Древностей и Музеев. В одной из пещер исследователи нашли надпись на иврите, датируемую концом периода железа. Сами же развалины были исследованы Й.Даганом в рамках археологического обзора Иудейского Предгорья. Было установлено, что поселение существовало с эллинистического периода до мамлюкского. Следы периода железа обнаружены не были. Зимой 1983 года и весной 1986 года И.Патрихом и И.Цафриром под эгидой института археологии Еврейского Университета были раскопаны остатки византийской церкви.
Погребальные пещеры периода железа вырублены в скале мягкого известняка. В пещере А входная комната представляет собой прямоугольник 3 х 2 метра, с вертикальными стенами и горизонтальным потолком (что свидетельствует о техническом уровне камнерубов!). Над стенами выступает карниз. Две высоких прохода на южной и западной стенах ведут к двум похоронным камерам, вдоль стен которых расположено по три погребальных скамьи. В южной комнате было найдено три, а в западной - пять скелетов. Скелеты покоились на полках, и рука человека не касалась их с момента погребения. Тут были найдены кольцо, серьга и застежка от браслета; все предметы - из бронзы. Керамики почти нет. Рядом со входом обнаружена целая банка и горшок, отдельные осколки которого найдены и внутри комнаты. Эти керамические предметы относятся к персидскому периоду (V век до н.э.). На стенах комнаты-прихожей выцарапаны рисунки и надписи.
Пещера Б представляет собой одну комнату без погребальных скамей. Антропологический анализ скелетов, находящихся тут, показал, что погребенные в пещере Б относятся к другой группе населения, нежели погребенные в пещере А.
На рисунках изображены три человеческих образа (один играет на арфе, второй молится, воздев обе руки, третий - сильно отличается от первых двух по технике изображения, и представлен в остроконечном головном уборе; возможно это священник или военный), две лодки и две круглых конструкции, одна из которых, не исключено, изображает военный лагерь, а вторая - палатку.
Из-за разлома в скале и сложностей в шрифте возникли сложности в расшифровке обнаруженных надписей, что привело к дебатам среди исследователей. Всего найдено семь надписей. Три из них - письма-обращения с использованием тетраграмматона (имени йуд-хей-вав-хей), а четыре, может быть, - проклятия; в них фигурирует корень «арар» («проклинать»). В одной из надписей четко прочитывается слово Иерусалим. Стилистика надписей - поэтическая, и есть мнение, что автор их поэт из сынов Леви, и что перед нами пророчества, не вошедшие в корпус ТАНАХа. С точки зрения палеографии, надписи датируются VI веком до н.э., и есть мнение, что сделаны они иудеями-беженцами во время похода Навуходоносора.
Под строениями поселения, как и в большинстве древних поселений предгорного района, в мягких известковых породах вырублены подземные сооружения, такие как колокольные водосборники, колумбарии, маслодавильни, каменоломни, конюшни. Большинство из них датируется эллинистическим или римским периодом. В одном из водосборников находится надпись византийского периода на греческом языке «Иисус - правитель».
В западной части поселения находится развалины, очевидно, монастыря и церкви на его территории. Перед церковью - двор (атриум). С южной стороны - баптистериум и водосборник. С северной стороны - капелла, а в 5 метрах от нее - погребальная пещера византийского периода. В 20 метрах на восток - винодавильня, а в 20 м от атриума на юг - две небольшие каменоломни. Церковь, ее пристройки и двор были обнесены стеной.
Построена церковь была примерно в 500 г.н.э и простояла вплоть до VIII века. Далее она была опустошена и разграблена, а на месте алтаря и апсиды было возведено непонятное сооружение - возможно, маленькая капелла. В более поздние времена на территории монастыря располагалось мусульманское кладбище. Во время погребений на нем мозаичный пол частично был разрушен.
Церковь представляет собой одноапсидную базилику длиной 20.4 м и шириной 13.9 м (внешние размеры). Внутренние размеры - 12.1 х 18.6 м. В западной стене - широкий центральный вход, ведущий в зал, а с двух сторон от центрального входа - два более узких прохода в боковые нефы. Перед входом в церковь - нартекс, а перед ним - атриум, вымощенный известковыми плитами и окруженный системой комнат. С южной стороны от нартекса обнаружена проходная комната, ведущая к баптистериуму, а с северной стороны - комната, толщина стен которой около 2 метров; возможно, это первый этаж колокольни. С северной стороны есть вход в капеллу, а с южной - в баптистериум (размеры его - 3.5 х 4.1 м). По краям апсиды - две квадратные комнаты, перед входом в которые - две ступени. Алтарное возвышение было шириной с центральный неф. Найдены части алтарного стола, обломки перегородки из известняка и мрамора, мраморный базис и обломки колонны, бывшей частью кивория (дарохранительница) с алтаря.
Нефы разделены двумя линиями стилобатов, на которых возвышались колонны с капителями, похожими на набатейские. Перекрытия (антаблатура) были деревянными.
Площадь мозаик на полах в нефах, нартексе, баптистерии и капелле - около 220 кв.м. На мозаиках базилики и нартекса изображения людей и животных, подпорченные в эпоху иконоклазма в начале VIII века. Это дело рук самих христиан, но с в рамках указа мусульманского правления о разрушении образа только в пределах его размеров. Подпорченные узоры чинились с помощью модулей, изъятых из «стертых» рисунков, и, исходя из этого, в ряде случаев можно определить, каково было изображение до действий иконоборцев.
Мозаики нартекса разрушены почти полностью. По периметру здесь были изображены ветви виноградной лозы, образующей медальоны с изображениями в них разных животных. Медальоны в восточной части нартекса содержали изображения человека. Сохранились небольшие фрагменты.
Также и центральный «ковер» базилики был украшен виноградной лозой с медальонами. Ветви лозы, на которых висят листья и гроздья, тянутся из центральной амфоры и образуют с двух сторон два больших медальона. В них - павлины, обращенные лицами к амфоре. В других медальонах были изображены разные представители фауны, также, как и павлины, пострадавшие в период иконоклазма. В центре восточного ряда медальонов, сохранившегося лучше других, изображены две птички, пьющие воду из источника.
По периметру центрального «ковра» была изображена гирлянда из ветвей акантоса, меж которыми красовались различные зверюшки. У входа, в круглом медальоне, соединяющем гирлянды, - надпись по-гречески: «По благословению Азиза и Кириака освящен этот зал». В соседнем, западном, медальоне надпись: «Дар Азиза».
Геометрические узоры с обоих сторон также чередуются с изображением животных. У входов в боковые нефы - вазы, полные фруктов, а по сторонам пернатые: с южной стороны- индюки (?), а с северной - фазаны. В середине северного нефа - круглый медальон диаметром 1.5 м, а в нем рисунок лодки под надутыми парусами, в которой один рыбак стоит, а другой сидит с веслами. На параллельном медальоне в южном нефе - два рыбака на суше.
В капелле и в комнате, ведущей к баптистерию, - целиком сохранившиеся геометрические узоры. В центре мозаичного пола капеллы в круглом венке надпись: «Апанагия в дар и в память Аэтиоса посвящает эту мозаику». Вторая надпись находится в восточной части капеллы: «Господь Иисус Христос, дай покой в познании истины твоей».
В баптистерии - геометрический орнамент. Рядом с ограждением купели надпись: «Свет праведников во всем»; сие перефразировка стиха из «Притчей Соломоновых» «Свет праведников весело горит» (13:9).
Еще одна надпись на первом этаже колокольни: «Господь будет охранять вхождение твое и выхождение твое отныне и вовек» («Псалтырь», 120:8).
Все, больше слов нет! Распирают эмоции. Переходим к иллюстративному материалу.
Updates:
Ненаучные картинки от Виталия -
http://vitaly-il.livejournal.com/92069.htmlТени и швабры от Левы РРР -
http://levrrr.livejournal.com/8567.html5 копеек от Славки -
http://picasaweb.google.com/sl.sharkova/BeytLoya01122006/