m_k

Пятница № 11 (80). Шейх Чайник и предшественники

Nov 20, 2006 08:13

Национальный парк "Бейт-Шеарим", что на севере Изреэльской долины, у подножия Нижней Галилеи, - место очень даже доступное для всех желающих. Да и в сети о нем - немало. Даже ссылок можно не давать.
Так отчего же Большая Пятничная Прогулка тамплиеров семинара "Вокруг да около Храма" была посвящена этому вполне исследованному и посещаемому заповеднику? Да потому что, где, как не здесь, в городе Бесара, был создан-поставлен самый уникальный памятник разрушенному Храму Иерусалимскому? Кто об этом, как не наши семинаристы, задумается, восхищаясь пещерным некрополем, и дыша просторами нашего Севера на холме, на котором возвышается металлический Александр Зайд на лошади, и под которым белеет двухкупольный лифчик гробницы шейха Ибрейка? Так оно и есть:
а) после разрушения Храма в 70 г.н.э. мудрецы принимают невероятное решение - сохранить все храмовые традиции в письменном виде; так у Синедриона, верховного органа политической, религиозной и юридической власти у евреев в тот период появляется еще одна функция, которая становится самой важной - деятельность Академии. С I по III век н.э. Синедрион отчаянно кочует: Иерусалим - Явне - Уша - Шфарам - Бейт-Шеарим - Ципори - Тверия (от худшего - к лучшему, заметьте). То есть, вместе с Синедрионом кочует и Храм в виде все более и более оформляющегося учения.
б)Бейт-шеаримский период связан именем главы Синедриона (по сути - основного иудейского лидера) рабби Иеуды ха-Наси, или по-просту Рабби (~135-220 гг.н.э.). С его же именем связано и окончание работ по составлению и кодификации Мишны, записи Устного Учения. Собственно, Мишна - это и есть каркасик Храма-как-учения, а Рабби - главный подрядчик, архитектор и строительный инженер.
в) Р. Иеуда ха-Наси, хоть и переехал в Ципори вместе с Академией и Синедрионом, но пожелал быть похороненным в Бейт-Шеарим. Здесь не могу не отвлечься на толкование этого топонима. Неправильно было бы переводить его напролом, как "дом ворот". У слова "шеарим" есть еще одно, более актуальное для жителей сих мест значение, - "кратность, приумножение". Кстати, иерусалимский район Меа-Шеарим также не стоит трактовать как "сто врат", правильнее будет сказать "сто крат", ибо сие название позаимствовано из стиха 12, главы 26 книги Бытие: "И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во 100 крат: так благословил его Господь". Возможно, что Рабби придавал особое значение такому толкованию.
г) после кончины Рабби и его погребения Бейт-шеарим стал самым знаменитым центром паломничества для мертвецов. Быть здесь похороненным стало и модно, и престижно, и авантажно, и бонтонно. Со всех концов еврейского рассеяния того времени устремлялись покойники сюда. Не будем забывать, что Иерусалим с его кладбишем на Масличной горе в те годы для иудеев закрыт. А ведь когда придет Мессия и отстроит (физически) Храм, и когда мертвецы восстанут из могил, дабы взойти на Храмовую Гору, надо же быть поближе к этому аттракциону, не так ли? Бейт-Шеарим все таки ближе, чем Сура или Пумпедита...
д) В бейт-шеаримском некрополе с его десятками пещер, 200 саркофагами и 250 эпиграфическими документами имеет смысл искать храмовую символику. На поверхности - изображения меноры, храмового семисвечника. Сложнее углядеть нечто храмовое за клсассическим греко-римским декором, но - возможно.
Город прекратил свое существование в 352 году н.э., когда был разрушен римским наместником Галлом... Но небольшое поселение продолжало существовать и в византийский, и в арабский периоды. В некрополь сначала наведывались грабители, а потом, и он был предан забвению...
В 1872 г. исследователи из P.E.F (британский Фонд Изучения Палестины) обнаружили пару гробниц, но не более... А в начале 1930-х бывший сибиряк и настоящий пионер Эрец-Исраэль Александр Зайд, легендарный деятель Земельного Фонда, вытаскивая провалившуюся в яму козу, обнаружил десятки саркофаговых захоронений - с того момента и началось систематическое исследование некрополя. Кстати, на территории собственного дома Зайд расчистил руины бейт-шеаримской синагоги... Место, конечно, называлось по-другому, не Бесара, а - Шейх-Ибрейк (или Ибрик, или, как ошибочно произносят последние пятьдесят лет, - Абрек). По имени вышеупомянутой гробницы с двумя куполами.



Ну, и расскажу здесь пару баек, которых в русскоязычной литературе про Бейт-Шеарим до сего дня не было. Прежде всего про этого самого Ибрика-Абрека. Ныне его связывают с Бараком (не тем, что Ливан просрал, а тем, кто был военачальником у Дворы-пророчицы). Но это не так. Он не Абрек-Барак, он - Ибрик, то есть "чайник, кувшин с носиком, вид джезвы". Предание арабское гласит, что тут погребен бедный набожный чудотворец с этим странным именем, который при жизни служил подённым работником у богатого землевладельца. Этот богач был очень недоволен тем, что работник все время отвлекается, для того чтобы помолиться, а перед этим долго совершает омовение из "ибрика". Ну, ожнажды хозяин рассвирепел и раскокал кувшин. Релультаты тут же дали о себе знать:
- ноги-руки у злодея отсохли,
- из-под черепков забил чудесный родник, и по сей день считающийся целебным средь местного населения.
Вторая байка будет связана, конечно, с уже другим чудесником - нашим Рабби. Рассказать мне ее помогут Бялик и Фруг, поскольку изъята майса из агадической литературы, но кое-что в предыдущих пересказах на русск.яз. было упущено. Речь пойдет о кончине Иеуды ха-Наси. Итак:

Чувствуя приближение смерти, Рабби обратился к своим домочадцам со следующими словами:
- Завещаю вам, дети мои: ...Из-за траура по мне не нарушайте ничем обычного порядка в доме: лампады пусть горят, стол стоит накрытым и ложе убранным - все по-прежнему.
Далее Рабби заявил:
- Прошу ученых зайти ко мне. Когда ученые явились, он сказал:
- Прошу вас нигде не устраивать по мне траура. По истечении тридцати дней после моей кончины приступите вновь к обычным занятиям в академии. Хахамом будет сын мой Шимон, патриархом мой сын Гамлиель, главою академии Ханина бен Хамма.
В последний день перед смертью Рабби учеными объявлен был пост, и молебствия происходили беспрерывно. Более того, никто не должен был говорить вслух о кончине Рабби под страхом смерти.
Верная служанка Рабби взошла на кровлю и стала горячо взывать к Господу, говоря:
- На небесах ждут Рабби и на земле не желают расстаться с ним. Дай Господи земным победить небесных!
Но когда она сошла вниз и увидела, как тяжко страдает любимый учитель, борясь со смертью, она страстно начала молить:
- Нет, Милосердный, пусть уже победят небесные!
С этими словами она схватила глиняный кувшин и бросила его об землю. При треске разбитого кувшина молебствие прервалось - и в ту же минуту рабби почил на веки.
Посланный Бар-Капара нашел Раби уже скончавшимся и, разорвав на себе одежды, объявил всем ученикам:
"Львы небесные спорили со земными твердынями Из-за Ковчега святыни. Львам победа дана - и досталась в добычу им Слава Ковчега Святыни". Ведь он не мог сказать прямым текстом о смерти рабби из-за данного учениками обета.
Тогда его спросили ученые: "Что это значит? Неужели Рабби умер?"
- Вы это сказали, - воскликнул Бар-Капара.
Ну-с, не оттого ли львы на саркофагах?
А еще тамплиеры, узнав, что Рабби был так богат, что позволял себе круглый год есть овощи, задались вопросом: какими именно овощами питались тогда в Нижней Галилее? Что тут произрастало? Скорее всего, вот что:
- репа, редька, разные бобовые, капуста, лук, кабачки, салат, что-то похожее на свеклу и прочие корнеплоды.
А теперь - фотографии.
Прежде всего хочу разрекламировать страничку Бени - http://users.livejournal.com/_bees_/32188.html
А сам я не фоткал. За меня эту работу замечательно выполнила дочь Лиза с небольшой помощью дочери Ани. Вот:


















































































































Пятничные прогулки тамплиеров

Previous post Next post
Up