Нынешняя выездная сессия тамплиеров семинара "Вокруг да около Храма" отличалась двумя чертами от обычных пятничных прогулок. Во-первых, отъехали от Иерусалима аж до начала Саронской долины (Шарон). Во-вторых, нас было гораздо меньше, чем всегда. По уважителльным причинам. Судьба командировочная забросила, например,
mitiafа в страну эллинов, что, впрочем, не помешало ему душой быть с нами и посылать чудные эсэмэски следующего содержания:
а) накануне прогулки:
"Сижу над агОрой.
Акрополь за мной.
Конец разговора.
Тариф дорогой! :-)"
б)во время прогулки (причем в самый драматический момент):
"Докладываю: на горе Афон делают хорошее красное вино! Доклад прошел успешно :-) Общий привет! Шабат Шалом!"
И еще одна приятная особенность: кое-что из увиденного мне удалось показать ранее нашим дорогим
olha_juliе и
tv_manager, которые искренне переживают за все наши прогулки. Так что вы, девушки, были первопроходцами!
Итак, отметим главные три точки этого пятничного маршрута:
1. Придорожная еврейская погребальная пещера.
2. Римская усыпальница.
3. Византийская церковь.
Часть Первая. В ходе работ по расширению шоссе № 443 в районе Модиина была обнаружен комплекс из трех погребальных пещер, объединенных двориком. В восточном и северном секторах этого некрополя находятся погребальные ниши, часть из которых вырублена в породе, а часть построена этажами. Западный сектор полностью раскопан и изучен не был... Найдено было 20 оссуариев. На некоторых этих вместилищах костей высечены имена: Шимон, Мирьям, Сара, Менелаус. То есть: налицо типичная иудейская погребальная пещера периода с I в до н.э. по II в н.э. (грубо говоря: от правления хасмонейской династии до подавления восстания Бар-Кохвы). Конечно, напрашивается вывод, что вот эти-то пещерки имеют больший шанс на звание "маккавейских могил", чем те сооружения неподалеку от Модиина, которые официально демонстрируется туристам. Но мы от подобных заключений скромно воздерживаемся и продолжаем путь на север...
Часть Вторая. Не доезжая чуть до города Рош ха-Айн, у поселка Эльад, на обочине шоссе № 444 красуется шикарная римская усыпальница, ширако известная под названием "мавзолей Мазор". Про нее и писали немало, и картинки показывали. Вот тут, например, Хачик -
http://hachik.livejournal.com/83449.html . А тут Юлька_Ольха -
http://olha-juli.livejournal.com/35169.html .
В общих чертах подведем итоги:
1. Само название "мавзолей Мазор" - тавтология. Потому что "мазор" по-турецки это и значит "усыпальница".
2. Сооружение - римское, использовалось в качестве семейного мавзолея в начале IV века н.э. Фасад - классического стиля, типичный храмовый, с двумя колоннами. Внутреннее помещение запиралось каменной дверью (хорошо видны вырубки для железных засовов). Внутри хорошо видно, где стояло два саркофага (спертых отседова в незапамятные времена).Крыша мавзолея поддерживается двумя параллельными арками.
Кроме того, ныне внутри - два помещения, разделенных каменной кладкой. Меньшее (восточное) - голубятня. Есть мнение, что она таки не арабами устроена в поздние времена, а римляными еще - в культовых целях.
3. Что тут было византийский период - неизвестно. Можно предположить, что здесь устроил себе прибежище некий монах по имени Иоанн.
4. Потому что, когда мавзолей попадает в руки мусульман, они называют его Наби-Яхья. Яхья = Иоханан = Иоанн. Но при этом имеют в виду Иоанна Крестителя, поскольку с другими Ванями не знакомы.
А про этого и в Коране рассказано. Усыпальница была переделана в мечеть; любуйтесь - в южной стене имеется михраб (алтарное углубление, обращенное в сторону Мекки).
Вокруг множество дивных дырок, но времени полазать не было, и мы двигаемся обратно, на юг, но по грунтовой дороге, параллельной и 444-ой дороге и скоростному шоссе №6.
Часть Третья. Когда в 90-е годы прошлого столетия прокладывали это самое скоростное шоссе, то неожиданно "вскрыли" парочку дивных византийских церквей-монастырей VI века. К одной из них мы и отправились. Про нее рассказывал-показывал Хачик в вышеуказанном посте, вопрошая, что же это за церковь с такими замечательными мозаиками? И вот - тайна открыта! Место называется Хирбет-Хани по имени развалин арабской деревушки. А сам монастырь был женским, о чем гласит греческая надпись на мозаичной tabula ansata. О, сколько радостей! И был посвящен... И был посвящен... Сядьте поудобнее. И был посвящен - Святому Бахусу!!! Или св. Вакху, что одно и то же. Который, впрочем и увы, к Дионисию отношения не имеет. Более того, у нас в регионе проживало аж два святых Бахуса, почитаемых в христианском мире. Оба - мученики. Один пострадал во времена императора Максимиана (скорее всего имеется в виду не Максимиан Фракиец (235-238), а Марк Аврелий Валерий Максимиан (285-305), правивший сразу после Диоклетиана) вместе со святым Сергием. Были они большими военачальниками, а когда выяснилось, что оба исповедуют христианство, то подверглись всяческим мучениям и унижениям (были облачены в женские одежды на посмеху публике - так на иконах и изображаются). Подробнее здесь -
http://www.pobeda.ru/molitva/voini_sviatie/vakh.html Второй же Вакх (тоже воин) пострадал во времена Юлиана Отступника (360-363). Какому именно из них посвящен монастырь, не известно.
Но это никак не омрачило нашей тамплиерской радости :)))
Update:
- Репортаж
_bees_ с отличными фотографиями и дополнительной информацией -
http://users.livejournal.com/_bees_/26654.html- Виртуозное восславление св. Бахуса
levrrrом -
http://levrrr.livejournal.com/3648.html