Воспетый Байроном, а также Жан-Жаком Руссо, Перси Шелли, Виктором Гюго, Александром Дюма и многими другими прочими, один из символов Швейцарии - Шильонский замок.
Дальше - из путеводителя: Шильонский замок стоит на скале, незначительно возвышающейся над поверхностью озера, и соединен с берегом мостом. Сочетание природных условий и особенностей постройки позволяли замку контролировать стратегически важную дорогу, пролегавшую между озером и горами. Долгое время эта дорога к Сен-Бернарскому перевалу служила единственным транспортным путем из Северной Европы в Южную. Она не утратила своего значения до сих пор, и всего в 200 м от замка можно видеть построенное на пятидесятиметровых пилонах и как бы парящее над замком шоссе Е27, соединяющее Швейцарию и Италию.
Место очень живописное. Так бы и смотрел на все это великолепие днями, неделями, месяцами. Может даже годами.
Живет же кто-то рядом с такой красотой, даже не понимая своего счастья.
Немного истории, опять из того же путеводителя: Первое летописное упоминание замка как резиденции графов Савойских относится к 1160 году, хотя, по некоторым сведениям, замок мог быть заложен еще раньше, в IX веке. Во время раскопок в 1896 году были найдены следы пребывания на этом месте римлян - в частности, римские монеты.
В период правления графа Савойи Петра II замок был укреплен и расширен. Активная перестройка замка продолжалась вплоть до XV века. Именно в этот период были возведены основные сооружения, определившие его исторический облик.
Традиционно замок служил также тюрьмой. Франкский император Людовик Благочестивый держал здесь в заключении аббата Валу из Корвея. В середине XIV века, во время эпидемии чумы, в замке содержались и подвергались пыткам евреи, которых обвиняли в отравлениях источников воды.
По мере того, как Сен-Бернарский перевал стал уступать по значимости находящемуся восточнее Шильона перевалу Сен-Готард, значение замка как оборонительного сооружения постепенно падало, и он все чаще использовался лишь как место заключения.
В Шильонском замке происходит действие поэмы Джорджа Байрона "Шильонский узник". Исторической основой для поэмы послужило заключение в замке по приказу Карла III Савойского Франсуа Бонивара в 1530 - 1536 годах. (Франсуа Бонивар - швейцарский патриот и историк. Имел репутацию вольнодумца и распутника).
29 мая 1536 года после двухдневной осады замок был взят бернцами, а Бонивар был освобожден. Благодаря поэме Байрона заключение Бонивара стало одним из наиболее известных эпизодов в истории замка.
В 1536 - 1798 годах замок находился в руках бернцев, а в 1803 году, с объявлением независимости кантона Во, перешел в его распоряжение. С начала XIX века и по настоящее время в замке расположен музей.
Вот и вся история, было недолго и нестрашно.
Далее был осмотр замка.
Замок как замок, мощные каменные стены, серьезная система защиты и прочее.
Солнечные часы.
Обязательный винный погреб.
И далее подземелье, которое одновременно служило тюрьмой.
Из подземелья видно озеро.
Тут томились узники, в том числе уже упомянутый Франсуа Бонивар.
А тут был Байрон.
Байрон приехал, в лучших традициях всех времен и народов хотел было выцарапать надпись про "Киса и Ося были тут", но забыл как пишутся слова на кириллице. Поэтому написал просто Byron по английски, то есть как умел. А благодарные потомки на этом месте повесили памятную табличку.
Выходим на свет.
Опять замок. И кучи туристов, лезущих в кадр.
Один из залов замка, точнее обеденный зал.
И большой камин.
Вопреки распространенному мнению, камины не использовались для обогревания помещений. Конструкция камина такова, что основной нагрев происходит рядом с источником тепла, далее теплый воздух через систему труб уходит в атмосферу, но не нагревает помещение. В Средние века на каминах обычно готовили или разогревали еду, а для отопления использовались закрытые печи разных конструкций.
Тут как раз такой камин с инструментами для приготовления еды.
Еще пара каминов из других помещений.
Возвращаясь к обеденному залу.
Деревянная колонна, аутентичная. XVI век, дожила без реставрации до наших дней.
Черные метки - так гасили факелы при входе в освещенное свечами помещение. Электрические фонари изобрели только через несколько сотен лет.
Вид на озеро из обеденного зала.
Выставка сундуков.
Платяные шкафы в том виде, какими мы привыкли их видеть появляются только в XVII веке. Связанно это с именем Георга Реннера из города мастеров Аугсбурга, который придумал особый тип пилы, которым можно быть срезать тонкие слои дерева - фанеру. До этого все имущество, включая платья и прочее хранилось в сундуках.
Сундук производства XIII - XIV веков.
Походный сундук или прото-чемодан.
Это печь, для отопления помещений.
Кровать.
Обычно в кроватях в Средние века спали сидя. Под спину подкладывалось большое количество подушек, которые служили опорой, и так человек засыпал.
Спать лежа считалось неправильным согласно медицинским рекомендациям тех времен. Медики говорили что-то про неправильное распределение флюидов в организме в положении лежа, а народная примета видела в лежащем теле труп. Если лежит - значит умер.
Изменения стали происходить только в конце XVIII - начале XIX веков.
Зал с гербами.
Самый крупный - герб Берна.
Ванна.
Так совершалось таинство омовения, или просто помывка. Купались они так, короче говоря.
И опять, вопреки расхожему мнению в те времена мылись охотно и часто. Высшее сословие принимало подобные ванны ежедневно, а простолюдины должны быть мыться как минимум один раз в неделю - на воскресную службу в церковь надо было приходить чисто вымытым и в красивой чистой одежде.
Разрешалось не мыться женщинам во время месячных и почему-то перед родами. Считалось что принятие ванны перед родами может нанести вред ребенку и плохо скажется на здоровье матери.
Часовня.
Фрески XVII века, нереставрированные.
Еще одна печь для отопления.
Зал собраний.
Сейчас зал используется по прямому назначению.
С внутренними помещениями закончили.
Внешние помещения и крепостные стены.
Окно из комнаты князя.
Крытые переходы между частями замка.
Средство защиты, XVI век.
На этом почти закончили.
Современная дорога E27 между Швейцарией и Италией.
Далее в продолжении, которое обязательно очень скоро последует - Монтрё.