Список книг, прочитанных в апреле:
16. С. Лукьяненко "Недотепа" (6 из 10) - помнится, я уже читал у Лукьяненко книги, для которых целевой аудиторией были в первую очередь подростки; было это что-то среднее между Крапивиным и Стивеном Кингом (в его ипостаси детского писателя). Теперь же автор решил снизить уровень пафоса, серьезности и жесткости, добавил юмора, фэнтезийных штампов, а также щедро посыпал все постмоден-цитатами и отсылками: книга заклинаний "Айпод", железный трон из мечей, обсуждение закусочной быстрого питания и все в этом духе. Вышло занятно, но как-то беспомощно и в целом не так уж и обязательно.
В общем, книга для ненавязчивого чтения в дороге или на отдыхе.
17. А. Панарин "Православная цивилизация в глобальном мире" (3 из 10) - низкая оценка объясняется зашкаливающим количеством наукообразных и философских терминов, а также излишним словоблудием автора (там, где мысль можно выразить одним предложением, он пускается в целые абзацы текста), из-за которых уже в самом начале становится скучно, тоскливо и непонятно. Впрочем, это не книге тройка, это мне тройка, поскольку я такой дурак, что не смог заинтересоваться таким трудом и дочитывал его исключительно на силе воли.
18. Е. Летов "Стихи" (7 из 10) - стихи покойного лидера группы "Гражданская Оборона". Понятно, что большинство текстов и образов есть плоть от плоти текстов песен (местами это тексты песен и есть), но в целом открывается несколько иная грань таланта автора. При этом не могу не отметить вполне сознательных отсылок к тем же обэриутам - например, одно из стихотворений напрямую посвящено А, Введенскому.
В целом же для чтения этих стихов, впрочем как и для творчества Летова как такового, нужно быть в определенном плане подготовленным - не та книга, которую можно полистать вечерком от скуки.
19. В. Кантор "Любовь к двойнику. Миф и реальность русской культуры" (10 из 10) - одна из тех книг, в которых заявленная тема оказывается гораздо уже содержания. По сути это одно большое размышление о культуре и истории России с несколькими личными воспоминаниями-отступлениями в конце. Кантор считается продолжателем философской традиции Достоевского и Соловьева, поэтому примерно его позиция ясна: Петр Первый и Европа - хорошо, большевики и Азия - не очень хорошо и т.д.
Мысли в целом интересные, правильные и во многом действительно перекликаются с дореволюционной философской традицией, хотя местами не совсем понятна позиция автора по некоторым моментам. Также не совсем понял, почему у книги именно такое название - тема двойников затрагивается буквально в двух-трех главах, и нельзя сказать, что она раскрыта полностью.
Но в целом читается интересно даже для неподготовленного человека, получил огромнейшее удовольствие.
20. Т. Бейкер "Том Йорк в Radiohead и соло" (7 из 10) - биография лидера Radiohead от рождения до выхода в 2007 году альбома "In Rainbows", который умудрился принести группе сверхдоходы, даже будучи выложенным в сети для бесплатного скачивания с возможностью добровольной оплаты. Книгу сложно порекомендовать кому-то, кроме рьяных фанатов, поскольку творческий путь Йорка нельзя назвать сложным и тернистым - это тот редкий случай, когда талант был признан практически сразу и безоговорочно, а почти любые попытки группы удариться в эксперименты встречались если не с восторгом, то точно уж без явных провалов. Поэтому все тернии, через которые приходилось пробиваться музыканту - это изнурительные гастроли и периодические поиски новых музыкальных способов самореализации.
Однако, учитывая мою любовь к этой группе, лично мне читать было и интересно, и познавательно.
21. Э. Т. А. Гофман "Золотой горшок" (10 из 10) - Гофман (как, впрочем, и Кэрролл) всегда радует порцией здорового абсурда и сюрреализма, когда герой может влюбиться в змею, ведьма быть кофейником, а архивариус иметь младшего брата, который ушел работать драконом - и все это воспринимается совершенно без отторжения. Этому, кстати, неплохо было бы поучиться современным фантастам и просто писателям - слишком уж часто они пытаются рационализировать даже придуманные миры.
22. С. Вестерфельд "Голиаф" (6 из 10) - третья часть саги о Первой мировой в стиле стимпанк оказалась почему-то невнятнее и скучнее первых двух - "Левиафана" и "Бегемота". Хотя казалось бы - экшена гораздо больше, место действия перемещается сначала в Российскую империю с боевыми медведями и царскими двухголовыми орлами-почтальонами, потом в Японию, а оттуда в США и Мексику, в сюжет вплетены Никола Тесла, Тунгусский метеорит и зарождающийся кинематограф. Но при этом многие сюжетные линии откровенно провисают или же отходят на второй и третий план, многие моменты, обещавшие какой-то внезапный поворот сюжета, так и не раскрыты, а неизбежная любовная линия оказывается предсказуемой даже для подростков. В принципе, не удивлюсь, если у книги будет продолжение - в конце концов, окончание войны нам так и не показали, но мне кажется, тема уже исчерпана и лучше остановиться на красивой цифре "три".
23. Е. Алферьев "Император Николай II как человек сильной воли" (6 из 10) - странное (мягко говоря) название можно объяснить только тем, что книга была написана в 1983 году, когда многие источники и документы не были доступны для широкого круга читателей, из-за чего подобная постановка вопроса не выглядела попыткой ломиться в открытые ворота. Сейчас же, когда книги Ольденбурга и воспоминания современников, близко общавшихся с императорской фамилией, есть в открытом доступе, труд Алферьева автоматически переносится в ряд неактуальных, поскольку по сути книга является как раз-таки подборкой цитат из вышеуказанных источников, доказывающих очевидное. А если есть оригиналы, то нет особого смысла обращаться к пересказу, даже для общего развития - разве что для экономии времени.
24. У. Эко "Пражское кладбище" (7 из 10) - читая Эко, ждешь какого-то подтекста, какой-то скрытой мысли между строк. В "Имени розы" это была идея о том, что внешне связанные события могут быть чередой случайностей, в "Маятнике Фуко" - что из совершенно достоверных фактов можно составить ложный посыл. В "Пражском кладбище" я такой идеи не обнаружил. Вернее, можно предположить, что была попытка довести идею жидомасонского заговора и протоколов сионских мудрецов до абсурда, но не могу сказать, что это получилось - не хватило изящества, присущего ранним книгам автора. Также не могу не отметить, что немного утомляли слишком большое количество перечислений кулинарных блюд и заигрывание с темой раздвоения личности. С другой стороны сюжет достаточно динамичный, поэтому книга как минимум не скучная.
25. И. Во "Мерзкая плоть" (8 из 10) - легкая, игривая и забавная книга о жизни британской "золотой молодежи" в начале прошлого века (собственно, экранизация Стивена Фрая так и называется - "Золотая молодежь"). Тот самый случай, когда веселят не какие-то конкретные места, а общая атмосфера, комедия положений и пресловутый британский юмор, способный как рассмешить, так и заставить задуматься.
Впрочем, если бы не финал - трогательный, со светлой грустью, совершенно "рождественский" по настроению - книга была бы проходной. А так - получилась хорошая английская классика.
Книжная полка - 2015: январь Книжная полка - 2015: февраль Книжная полка - 2015: март