Первая часть материала, здесь. ЭПИДЕМИИ КЛИКУШЕСТВА И ПОРЧИ
Кликушество есть не что иное, как разновидность истерической одержимости, принимающая своеобразную форму благодаря воззрениям простого народа, допускающего возможность «порчи людей» мнимыми колдунами, ведьмами и нечистой силой.
Развивающиеся из этих воззрений приступы истерии сопровождаются судорогами и кривляньями, особенно во время торжественных молитвословий в церквях.
Самая частая и типическая форма кликушного припадка состоит в том, что кликуша начинает «кричать на голоса» - симптом, от которого болезнь и получила своё название.
Иногда кликуша произносит бессмысленные звуки с различными переливами и интонацией... Крик этот напоминает всхлипывание, голоса животных, собачий лай или кукуканье, очень часто он прерывается громким иканием или рвотными звуками...
В других случаях кликуша сразу начинает выкрикивать, что в неё насадили чертей, испортили.
Припадок редко ограничивается криком.
Обыкновенно кликуша падает на землю и при продолжающемся выкрикивании начинает биться, производя самые разнообразные движения: катается по полу, беспорядочно мечется, извивается…
Движения эти то усиливаются, то стихают.
Припадок длится от 10 минут до 2-3 часов.
Нередко затем кликуши обнаруживают амнезию всего припадочного состояния, если, конечно, оно достигает своего полного развития.
В хуторе Букреевском Екатеринославской губернии весною 1861 года на людях появилась болезнь, от которой заболевающие падают без чувств на землю и одни из них хохочут, другие плачут, некоторые лают по-собачьи и кукукают по-птичьи и в припадке болезни рассказывают, как они попорчены и кто ещё через несколько суток будет поражен такою болезнью, причем некоторые из предсказаний скоро сбывались.
Пораженных такой болезнью 7 душ.
Одна из эпидемий кликушества, развившаяся в деревне Врачево Тихвинского уезда Новгородской губернии, кончилась убийством крестьянки Игнатьевой.
Убеждение, что Игнатьева колдунья, находило себе поддержку в нескольких случаях нервных болезней, которым подвергались крестьянки той местности, где поселилась Игнатьева.
Около Крещения 1879 г. Игнатьева приходила в дом к крестьянину Кузьмину и просила творогу, но в этом ей отказали; вскоре после того заболела его дочь, которая в припадке выкликала, что попорчена Игнатьевою.
Такою же болезнью была больна крестьянка деревни Передниково Марья Иванова.
Наконец, в конце января 1879 г. в деревне Врачево заболела дочь крестьянки Екатерина Иванова Зайцева, у которой ранее того умерла от подобной же болезни родная сестра, выкликавшая перед смертью, что попорчена Игнатьевой.
Крестьянин Никифоров просил крестьян защитить его жену от Игнатьевой, которая будто бы собирается её испортить, как об этом выкликала больная Екатерина Иванова. Игнатьеву заперли в хате, заколотили окна и сожгли.
3-х участников приговорили к церковному покаянию, остальные признаны невиновными.
Подобные эпидемии всегда и везде развивались под влиянием поддерживаемого в народе убеждения о возможности порчи и одержимости бесами, в чём немалую роль сыграло духовенство.
Господствующими верованиями объясняется не только характер бредовых идей о порче и вселении нечистой силы во внутрь тела, но и все другие характерные явления в поведении кликуш, порченых и бесноватых:
например, их боязнь всего, что верою народа признается святым, наступление припадков в церкви при пении «херувимской», при известных молитвословиях во время служения молебнов и при отчитывании, непереносливость того лица, которое они обвиняют в порче и в причинении им бесоодержимости, часто наблюдаемая наклонность к произношению бранных слов, поразительное богохульствование и святотатственное поведение.
Кликушами делаются только те истерические личности, которые вместе с идеей о порче видели примеры её действия в своём прошлом.
Описание бесноватости в священных книгах, рассказы о порче и бесоодержимости, вера в колдунов и ведьм, передаваемые из уст в уста в простом народе, действуют на расположенных лиц наподобие сильного и неотразимого внушения.
Особое действие оказывают тягостные картины беснования кликуш во время публичных отчитываний, которые даже и при счастливом исходе ещё более укрепляют в простом народе веру в бесоодержимость.
При существовании религиозного внушения о возможности порчи и бесоодержимости, очевидно, достаточно для предрасположенной личности уже самого незначительного повода, чтобы развилась болезнь.
Если такая личность случайно взяла из рук подозреваемого в колдовстве лица какую-либо вещь или поела его хлеба, выпила воды или квасу из его рук, или даже просто встретилась с ним на дороге, - всего этого уже достаточно, чтобы болезнь развилась в полной степени.
Иногда даже простое воспоминание о тех или других отношениях к мнимому колдуну или ведьме действует наподобие самовнушения о происшедшей уже порче и с этого момента впервые развиваются стереотипные болезненные проявления, которые затем, повторяясь при соответствующих случаях, укрепляются всё более и более.
При благоприятных условиях рассматриваемые состояния могут легко принимать эпидемическое распространение, которое вообще случается нередко при появлении кликуши в том или другом месте; поводов для развития эпидемий в таких случаях может быть множество.
Одна кликуша, как было, например, в селе Ащепкове, во время церковной службы, заявляет, что кликать будут вскоре и другие, и уже этого заявления достаточно, чтобы расположенные женщины при общей поддержке убеждения, что в среде их завелся колдун или ведьма, подверглись затем кликушным припадкам.
В других случаях достаточно нечаянно пророненного слова или дурного пожелания кому-либо в ссоре, которое, действуя подобно внушению, вызывает затем действительное болезненное расстройство, вселяющее в заболевшем лице и в окружающих его убеждение, что появившееся болезненное расстройство дело рук ведьмы или колдуна, и уже почва для развития эпидемии кликушества и порчи в населении готова.
Сам народ инстинктивно ищет исцеления от своего недуга, приобретенного, как было выяснено, путем внушения, не столько в лекарственной медицине, сколько в молитвословиях и в отчитывании в монастырях, и в других религиозных обрядах…
Таким образом, большую, если не первенствующую, роль в развитии кликушества играют монастыри - распространители порчи и бесоодержимости в населении.
Уже в течение нескольких веков к московским монастырям стекаются на богомолье кликуши со всех сторон России с надеждою получить исцеление.
Здесь их отчитывали специальными молитвами монахи, здесь им давались травы и священное масло, а в некоторых монастырях, как, например, в Москве в Симоновском монастыре, для бесноватых и теперь служится обедня и отец Марк отчитывает их специально в течение шести недель.
По монастырям во время службы, на крестных ходах и богомольях у чудотворных икон можно видеть массу кликуш, впадающих в состояние припадков.
Эти припадки сильно поражают производимым ими впечатлением воображение окружающих, и бурная картина виденного припадка хорошо запечатлевается в памяти простодушной поселянки, пришедшей на поклонение святыне из глухой русской деревни.
Здесь большинство русских кликуш воспринимает и бессознательно обучается тем проявлениям болезни, которые они позже, когда становятся сами кликушами, воспроизводят благодаря болезненному подражанию.
P.S.
Церковь всегда поддерживала и культивировала в простом народе мнимые воззрения о реальности бесов, колдунов, ведьм и нечистой силы.
Зачастую под "нечисть" подпадали противники церкви и властных режимов - атеисты, большевики, неправославные, лишенные "духовности" и прочие...
Последний случай, - раздутый РПЦ и подхваченный ублюдочной частью российского общества кликуш благостный мыльный пузырь с "нечестивыми" девчонками Pussy Riot