Т.к. в нашем обществе именно на женщин ложится обязанность по воспроизводству самого общества, это означает, что женщин обязывают воспроизводить и сохранять в первую очередь социальные нормы. Следовательно. лучше всего начать учить женщин соблюдать нормы и брать на себя ответственность за поддержание порядка уже в детстве. Из этого логично вытекают такие "нормы" для воспитания девочки 1) запрет на выражение "неправильных" чувств, особенно агрессии 2) высокая степень самоконтроля, которую требуют от девочки 3) упор на нормативное использование вещей и инструментов (резать ножницами, а не рвать) 4) более категоричный, чем для мальчиков запрет на "порчу" предметов 5) меньшее поощрение свободы движения и активных игр 6) возложение на девочку ответственности за поведение младших детей 7) более жесткий контроль сексуальности и манипуляций со своим телом. Все это в целом приводит к тому, что девочка чувствует себя гораздо меньше "хозяйкой себя", чем это чувствует мальчик т.к. меньше экспериментирует со своим телом и с окружающей средой и плюс усваивает направленный на нее повышенный контроль как самоконтроль. Думаю, бывают ситуации когда девочкам удается избежать такой социализации, но для полной традиционной семьи, где есть несколько детей, которыми в основном занимается мать, это должно быть верно.
Мне в голову пришли эти мысли в связи с опытом психотерапии и самоанализом. Последние полгода моя психотерапевтическая работа была направлена на установление контакта со своим телом и с чувствами. Одной из самых трудных вещей оказалось соприкоснуться с агрессией. Но так или иначе это удалось и сказалось на реальном моем поведении в том числе способом, которого я не ожидала. Я начала гораздо более свободно обращаться с вещами, чего раньше никогда себе не позволяла. Например, "портить" вполне годные хорошие вещи чтобы сделать их более удобными или чтоб сделать из них другие вещи. Очень удобной штукой оказались носки - из них вышли чехлы на бутылки и платье
для куклы. Я порезала хорошую футболку потому что у меня не было ткани нужно цвета для одного арт-объекта. Разломала стул для инсталляции. Порвала блокнот опять же для арт-объекта. Просто укоротила показавшееся длинным платье. Вырезала кусок из ненавистной мне картины, которая висела в детстве в моей комнате и собираюсь сделать из нее раму для своей картины. Тут уж конечно есть примесь мести. Я точно знаю, что раньше бы никогда не стала все это делать, мне бы или не пришло бы в голову или я бы одернула себя - нельзя портить хорошую вещь.
Теперь ко мне пришло понемногу ощущение, что я - хозяйка с и своих вещей, могу с ними делать что хочу. Я задумалась - откуда взялось, как сформировалось это вбитое в меня с детства ощущение, что я - не хозяйка вещам и телу, ощущение полного отсутствия права на власть. Вспомнила очень много разных и иногда тонких оговорок или жестов, которые делали мама и бабушка чтоб ограничить меня. Так как я росла вместе с братом и родители сознательно старались воспитывать в нас идеалы "гендерного равенства", очень видно, что для брата такого рода прямых, а часто не прямых ограничений было меньше и поэтому он гораздо свободнее манипулировал с объектами. Все детство, сравнивая нас друг с другом я воспринимала это как его бОльшую, а свою меньшую художественную одаренность. А оказалось, что это на самом деле просто разная степень свободы и запретов.