Феминистское искусство, радио "Свобода".

Nov 18, 2011 00:55

Елена Фанайлова, ведущая на радио "Свобода", организовала серию передач, посвященных феминизму и проблемам гендера в современном обществе.  Я участвовала сегодня в записи передачи про феминистское искусство вместе с  Мариной Винник marchantia, Надей Плунгян _palka  и  Леной Максимовой. Из незнакомых мне людей участвовали группа Тот-Арт - Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, куратор и искусствовед Наталья Каменецкая и, конечно, сама Елена Фанайлова. Дискуссия была очень насыщенной и полифоничной. Она побудила меня продумать несколько тем, которые до этого я не формулировала подробно.

1. Темы, которые являются легитимными, проговоренными, исследованными и прожитыми в искусстве американских и европейских феминисток  со времен 70х - изображения вагины, мастурбация, анорексия, сексуальные домогательства и насилие, лесбийские отношения, менструация и роды, предметы быта и повседневная рутина. Со времен Джуди Чикаго, Сьюзан Лэйси, Лорел Клик: художниц "Дома женщин",  а так же Элеанор Энтин и Марты Уилсон никого не удивишь залитой кровью простыней, разбитыми яйцами, запеленутыми мумиям, подробной документацией само-повреждений, и кросс-гендерными трансформациями на сцене. Находясь постоянно в этом поле, разговаривая о личном насилии прямо, забываешь, насколько оглушительны и радикальны эти темы для российского современного искусства и насколько радикальными ощущаются даже гораздо менее "кричащие" и "эпатажные" метафоры. Для России уже "радикально" звучит название "Pussy riot", хотя в США или Британии это было бы общим местом и такой перформанс вообще не привлек бы внимания по причине банальности и пустотности акции.

2. Несмотря на то, что в Европе и США феминистское и женское искусство выбило себе право на существование, оно все равно является изолированным гетто и арт-мэйнстрим сопротивляется принципиальному пересмотру и снятию дихотомий высокое-низкое, престижное-аутсайдерское, сильное-слабое, крупное-мелкое, которые лежат  в основе существующей структуры рынка современного  искусства. Между тем, феминистский анализ предполагает развитие искусства как акта высказывания о личном опыте, что означает отмену диктата "профессиональной" оценки и деления художников на "гениальных" и "второсортных". Однако на деле практика феминистского искусства не проникает в мэйнстрим т.к. арт рынок остается в целом мизогинистской жесткой средой. Феминистское искусство признается как факт, но изолируется как нечто "особенное", "специальное", что по сути всегда означает "неполноценное"; так же, как изолируется искусство детей и "инвалидов" - под это специально выделяются галереи и гранты, но очевидно, что это не более чем подачка,  расширение гетто. Но для России нет даже такого "широкого" и "признанного" гетто  и женщины-художницы остаются невидимыми.

3. Феминистское, как и в целом женское, искусство подвергается тому же подавлению, что и любая женская личностная проявленность. Один из распространенных механизмов обесценивания - как его описывает Бонни Бастров - психиатризация (psychiatrization) - т.е. оценка высказыания (в том числе художественного) с позиции "психологической нормы". Естественно за "норму" принимается ровно тот набор характеристик, который хочет видеть привилегированная группа - т.е. не-агрессивное, гетеро-нормативное поведение, укладывающееся в стереотип "женственности". Таким образом прямые высказывания о насилии, мощном эмоциональном опыте (гневе, боли, ужасе, ненависти), неконвенциональном опыте (гомосексуальность, аутизм) попадают просто в область "невротичного" - т.е. как бы  женщина высказывается так не потому, что она загнана в тупик, задавлена, а потому что у нее "проблемы" и она "невротичка". А значит, можно не принимать женское высказывание всерьез.

современное искусство, искусство, невидимые, репрессии

Previous post Next post
Up