Никогда и не было

Jan 23, 2014 22:40

О чём я думаю, когда всматриваюсь в вечерний городской январь?
Вот в этот самый, сегодняшний? -







...Конечно, о "Божественной комедии" Данте Алигьери.
В северном свете фонарей о южно-европейской классике думается спокойнее, чище; эмоции остаются читателю, а настоящему читателю - автору, обращённому на себя самого - становится многое понятно.

Интересно, что преступления совершают реальные люди, то есть - историко-биографические личности. Те, чьи имена и звучат в произведении Данте. Но страдают-то в дантовском аду не они, а списанные с них персонажи.
Персонаж попадает в художественный мир ада, а человек, совершивший преступление, с которого и списан персонаж, уходит в небытие. После того, как его использовали для персонажа, который терпит адские муки, для него самого, как человека, смерти нет. Но нет и жизни. Есть вечные муки списанного с него персонажа.
Так раскрывается тайна небытия.
Почему, например, Раскольников, в конце даже "Преступления и наказания" не кается? - Потому что это уже не он. После того, как Достоевский создал Раскольникова как персонажа своего произведения, тот совершает убийство. После чего - это уже персонаж Раскольникова. Сам Раскольников остаётся с книгами, в своей комнатушке, где-то там.
Здесь угадал Бахтин. Художественная реальность выходит в свою, вторую художественность, которая является ещё одним пластом произведения.

.............................................................................................................

Ужас в том, что даже самоубийца не обречён на ад. Обречён на ад его персонаж. А того, кто покончил с собой, даже и не было никогда.



"Так раненое древо источало
Слова и кровь; я в ужасе затих,
И наземь ветвь из рук моих упала".

Ад, песнь 13.

самоубийство, литература, Данте, Достоевский, система, поэзия

Previous post Next post
Up