Периодически перечитываю личные дневники русских и не только писателей. Вспоминаю, что сделать дневник достоянием общественности специально - придумал
Достоевский. Так и назвал: «Дневник писателя». Потом усилил
Розанов; тот вообще умудрился стилизовать политическую публицистику под интимные записи.
Уверен, что именно из-за тоталитаризма онлайн-дневников постепенно вернётся мода на личные дневники на бумаге. Причём - это будет необходимость под прикрытием моды, depeche mode. А появится эта необходимость из-за того, что не всё записанное должно быть прочитано прямо сейчас, и дело не в «отложенных записях». Просто некоторые записи нужно читать исключительно после смерти биологического автора, с оглядкой на то, что он умер.
И вовсе не потому, что - «стыдное что-то написал», «в нехорошем признался». Бывает, находишь ключик от двери, но вставлять его в замочную скважину не хочешь, оставляешь для другого, пусть он туда войдёт. Потому что у меня много дверей и ключиков. Или - ты войдёшь в эту дверь, пока я ещё жив, и расскажешь, что «там совсем не интересно, и вообще - не то». Пусть. Через поколение появятся те, кому интересно. Просто не к тому ключ попал. Пока не к тому. Некогда. И ещё: если я войду вот именно в эту, то задержусь надолго, а может быть - навсегда. А мне обязательно ещё в №220 нужно попасть этого отеля…
Случится такое не скоро, но мода вернётся обязательно, - без рукописного дневника Лоры Палмер
не было бы «Твин Пикса». Да и эстетика исписанных страниц - неубиваемое явление.
…Тем более,
по Бахтину, вся жизнь и состоит в этом самом «оставить для другого». В поиске другого.
Литература, поэзия, fiction Телеграм-канал:
t.me/gazizovmax