Давайте сразу расставим точки над i: мы в Фонде “Социальный запрос” вовсе не собирались “протаскивать ушлого ветерана, которому больше всех надо”, как пишут нам тут в комментариях, в обход очереди. Тем более мы совершенно не настроены на то, чтобы выяснять кто больше нуждается в медицинской помощи, а кто меньше, кому “нужно срочно”, а кто “подождет”. К нам обратился конкретный человек, с конкретной проблемой, касающейся конкретной области организации медицинской помощи. Мы вникли в его проблему и начали её решать.
Изначально я даже не собиралась писать об этом случае у себя в блоге. Пришел дедушка, мы помогли ему составить пару запросов, причем на самый высокий уровень, и полагали, что все быстро разрешится, ведь дело касается частного случая, возможно с недобросовестными действиями мед.учреждения или плохой организацией работы. Работа, как правило, быстро налаживается при звонке сверху или спущенного оттуда запроса. Но все закрутилось: пошли отписки, переотсылы проблемы между ведомствами и просто “извините, а у нас нет для вас нужного расходника”.
И пока мы искали решение частной проблемы, стало очевидно, что есть огромная дыра в системе высокотехнологичной медицинской помощи - это отсутствие сроков ее оказания. Отсюда все отписки, отсюда безответственность медицинских учреждений, бессистемность их работы по закупке нужного оборудования и расходных материалов. Именно в этом главная уловка, выгодная власти: “лечение мы вам должны назначить и провести, только когда это будет - неизвестно”.
Ольга Голодец удивляется, почему все едут заграницу, если в в России могут оказать практически всю высокотехнологичную помощь, но, наверное, она просто не подозревает, что до оказания этой помощи можно элементарно не дожить.
Юристы “Центра юридического волонтерства” изучили все нормативно-правовые акты, связанные с оказанием такой помощи за счет средств бюджета, и пришли к выводу, что сроки оказания ВМП нигде не прописаны. Есть нормативы по вынесению решения о наличии показаний для лечения, по оформлению и передаче документов - а вот сроков оказания нет. Мы посчитали, что такое положение вещей противоречит сразу нескольким законодательным актам: Конституции РФ, Закону “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, а также нескольким постановлениям Правительства РФ.
Отсутствие четко прописанных предельных сроков оказания высокотехнологичной медицинской помощи создает массу проблем как пациентам, так и врачам. Дело же не в том, что создается очередь (как заметили, опять же, в комментариях, без очередей пока трудно обойтись даже в странах с очень хорошо развитой медициной), дело в том, что нет определенного срока, который надо в этой очереди отстоять.
Вернемся к нашему случаю с ветераном. Дедушке говорят, что ему нужна операция на сердце, операция дорогая, средства из государственного бюджета на такие операции выделяются маленькие, а нуждающихся в такой операции - много; поэтому нужно постоять в очереди, время ожидания - до 6 месяцев, но можно сделать ее платно, сумма такая-то (хотя о сумме будет еще отдельный разговор). При этом все очень понятно и наглядно: есть очередь, которая продвигается по определенному алгоритму, это можно публично отслеживать и понимать какой ты уже по счету и сколько осталось ждать. И тогда дедушка (или молодой человек) вооруженный полной и ясной информацией, проконсультировавшись с врачом о своем состоянии здоровья, садится с семьей и решает как быть: вставать в очередь и пытаться дожить до назначенной операции или продавать дачу под Истрой, брать кредит и делать операцию быстрее.
Да, тут тоже можно упрекнуть систему в жестокости, в том, что бесплатная медицина не такая уж и бесплатная и прочее. Однако когда есть четкие правила, человек может ясно оценить свои силы и возможности, понять, на что он может рассчитывать. Сейчас же людям просто говорят, что они в конце очереди, а как она движется, как быстро проходит, никто не знает - может быть, необходимая операция станет возможна через пару месяцев, а может и через несколько лет. Только к этому времени помощь уже может оказаться бесполезной, если не совсем запоздавшей… При наличии четких сроков оказания ВМП снижаются коррупционные риски, уменьшаются возможности для мошенничества и шантажа пациентов, повышается ответственность лечебных учреждений за планирование и оказание помощи, закупку расходных материалов и эффективную организацию работы.
Наши юристы разработали пакет предложений по установлению предельных сроков оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Исходя из анализа норм права, мы пришли к выводу, что данные сроки могли бы быть установлены как в приказе Министерства здравоохранения РФ об установлении Порядка оказания ВМП, так и в Федеральной программе государственных гарантий. Поэтому мы направляем два пакета документов одновременно: один - на имя Министра здравоохранения В.И. Скворцовой, второй - на имя Заместителя председателя Правительства О.Ю. Голодец.
Очень надеемся, что наши предложения будут услышаны и реализованы! Также будем признательны за помощь всем, кто имеет опыт в таких вопросах. Присоединяйтесь к нашей команде юристов-волонтеров, которые работают по проблеме установления сроков ВМП. Заполняйте анкету
здесь или пишите на
zapros@fondzapros.ru.