Проживем ли без норвежской семги?
7 августа Россия ввела полный запрет на поставки говядины, свинины, птицы, сыров и молока из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии, которые ранее ввели санкции против РФ. В список запрещенных продуктов попала также вся рыбная продукция, - ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные в замороженном, свежем, соленом виде. Попробуем разобраться, какая же рыба исчезнет с российских прилавков в ближайшее время?
Парадоксально, но, скорее всего, никакая. Норвежская семга и форель, сельдь, мойва и скумбрия - все, что «родом из Норвегии», на самом деле ловится российскими рыбаками и при помощи российских сетей. При условии, что «норвежской» рыбе перекроют границу, рыбаки просто вынуждены будут сдавать ее сразу в российские порты. Импортозамещение (а та же Норвегия ежегодно поставляла в Россию около 250 тысяч тонн охлажденного лосося - это почти половина потребляемой в России красной рыбы) таким образом будет естественным и практически безболезненным.
Не станет меньше и популярной в России кильки, которую в основном завозили из Эстонии и Финляндии. Легко заменят на отечественные и американского минтая, и канадских креветок.
Но есть здесь и одно весьма внушительное НО. Родная мурманская семга, дальневосточный минтай и балтийская треска попадет на наш стол только если РЖД проявит патриотизм в тарифном монополизме. Сейчас дальневосточный краб, привезенный в столицу железнодорожниками становится практически золотым.
Так что без импортной рыбки мы проживем, а вот иностранным импортерам из той же Норвегии не позавидуешь! Россия всегда являлась важнейшим рынком сбыта для норвежских рыбаков. В 2013 году экспорт рыбы и морепродуктов из Норвегии в Россию составил 785 миллионов евро (это более 75% от общего норвежского импорта).
Запрет Москвы на ввоз продуктов из Норвегии может привести к разорению норвежской рыбной отрасли, сообщают СМИ Норвегии. «Это огромная неприятность для всей отрасли. Россия и раньше частично закрыла свой рынок для норвежской рыбной продукции, однако полный запрет очень драматичен», - сетует руководитель рыбного профсоюза Гуннар Домстейн. Сразу после введения санкций со стороны России акции норвежских поставщиков рыбы на фондовой бирже упали на 10-12%
При этом акции российских компаний в ходе торгов на Московской бирже, наоборот, выросли на 20-25%. Позиции российских компаний крепнут, в то время как у норвежских конкурентов - Marine Harvest, Leroey Seafood, Cermaq - падает капитализация.
Кстати, еще в 2013 году российские компании завили, что в ближайшие пять лет собираются отвоевать рынок у норвежской семги - благодаря увеличению производства рыбы в искусственных условиях. Например, «Русское море - Аквакультура» занимается выращиванием форели и семги на фермах, расположенных в Баренцевом море и озерах Северо-Запада России. Эксперты портала snob считают, что запрет на поставки норвежской семги положительно скажется на деятельности компании «Русское море». А учитывая последние события, оптимистический прогноз может сбыться гораздо раньше.
Руководство отрасли также настроено вполне позитивно. "Никаких сомнений не вызывает, что мы сможем заместить рынок собственной продукцией", - заявил на пресс-конференции в Петропавловске-Камчатском глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
Напомним, Доктрина продовольственной безопасности России требует достижения показателя «самообеспеченности» рыбой в 80%. На сегодняшний день, по разным оценкам, российские производители обеспечивают внутренний рынок рыбы и морепродуктов на 78%. А значит, еще чуть-чуть и мы достигнем обозначенной Правительством РФ черты.
Неплохие новости для жителей Москвы и ближайшего Подмосковья, власти которых намерены полностью обеспечить рынок столицы и области свежим осетром и карпом за счет развития собственного производства. По словам министра сельского хозяйства Московской области Юрия Гулина, к концу 2014 года будут открыты два новых рыбоводческих комплекса в Каширском и Сергиево-Посадском районах. Оба хозяйства займутся разведением осетровых, а их общая производственная мощность будет достигать 300 т рыбы в год. Всего область способна втрое увеличить производительность - до 11 тыс. т рыбы ежегодно. Уже сейчас в Московской области работает 13 рыбных хозяйств - это 10 тыс. га прудов, где ежегодно производится 3,6 тыс. т рыбы, из которых 202 т приходится на ценные породы (форель и осетр). Другие комбинаты специализируются в основном на разведении карпа.
Однако есть в санкционном сценарии и «белые пятна», которые уже сейчас обсуждают рыбным сообществом - поставки той же норвежской семги могут быть организованы через Белоруссию - члена Таможенного союза. Все очень просто - белорусы, не имеющие отношение к санкциям, импортируют рыбу из ЕС, перерабатывают и отправляют на российский рынок уже под видом белорусской.
Взять белорусскую компанию «Санта-Бремор», которая имеет собственный завод в подмосковном Ногинске и выпускает деликатесы под собственными брендами. Откуда «дровишки», то есть сырье на заводе? Из Норвегии, вестимо. И это, как говорится, бизнес, ничего личного. По этому поводу по интернету уже гуляет анекдот:
Мидии есть?
- Есть.
- Господи, откуда, нигде же нет?
- Белорусские.
- Но в Белорус...
- БЕЛОРУССКИЕ.
- Понял, 15 белорусских мидий.