Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. (1Кор.9:24)
Намедни беседовал со знакомым неопротестантом о безбрачии и монашестве. По результатам разговора решил написать небольшую заметку. Быть может, некоторые идеи сгодятся кому-нибудь в аналогичном разговоре с представителями протестантизма?.. [Spoiler (click to open)]Протестанты постоянно заявляют о своем соответствии духу ранней Апостольской Церкви. Так, например, они тоже любят собираться по домам, как будто бы обладают духовными дарами, несут Евангелие до края земли и далее по списку. Уместным будет при разговоре о монашестве обратить внимание собеседника на поголовном отсутствии у протестантов желания ради Христа оставаться безбрачными тогда, как Сам Господь говорил о скопцах ради Царствия Божьего: «ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Матф.19:12). Мне пока не попался ни один протестант, который бы по-настоящему вместил это место Писания. О том же, насколько было распространено безбрачие в ранней Церкви, можно судить по письмам Апостола Павла. «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены» (1Кор.7:25-27). «Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть [таковые] выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1Кор.7:35-38). Очевидно, что ранняя Церковь не могла подобно протестантам пренебречь наставлениями Апостола, но стремилась подобно ему «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3:14). Поэтому уместным будет спросить протестанта о лучших представителях его деноминации, которые подобно христианам ранней Церкви решили сохранять собственное девство ради Христа. Не нашедших себе супруга/супругу по иным причинам в качестве примеров принимать не будем. На приведенные доводы мой собеседник ответил традиционной для харизматов отговоркой: «Господь не дает нам дара безбрачия». Но постойте, где мы видим в Писании информацию о существовании некоего особенного «дара безбрачия»?! Напротив, приведенные выше места Писания свидетельствует о сознательном и обдуманном волевом решении каждого отдельного безбрачного христианина. Если Вы будете беседовать с харизматами, уместным будет спросить ещё и о том, почему их «апостолы» изобилует всевозможными «дарами» Духа, кроме «дара безбрачия»? Известно, что все самые известные харизматические проповедники любят управлять своими общинами по-семейному: Ульф и Бригитта Экман, Сандей и Босе Аделаджа, Кеннет и Глория Коупленд и т.д. Отметив, что безбрачие являлось для ранней Церкви распространенным явлением, и, указав на крайне малое количество сознательных безбрачных в протестантизме, можно перейти далее. Необходимо спросить у собеседника: «Чем на самом деле плохо монашество?». Лично мне ответили, что монахи зарывают свой талант в землю, не несут Евангелие, эгоистически отвергают людей ради одного своего лишь спасения. По поводу зарытого таланта стоит ответить, что монах ничем не напоминает глупого раба из притчи, но, напротив, великими трудами умножает данную ему от Бога благодать. Протестанты любят здесь упрекать монахов в эгоизме: от всех затворились, только о себе и заботятся, тогда как Писание повелевает заботиться и служить друг другу собственными дарами (1Пет.4:10). Тем не менее пресловутый «монашеский эгоизм» является ничем иным, как расхожим протестантским вымыслом. Разве братия монастыря не служат друг другу или мирянам? Предложите протестанту посетить какой-либо православный монастырь для знакомства с современными монахами. Приведите примеры из истории Церкви об отшельниках или столпниках, участвовавших в жизни Церкви так, как никто другой из мирян. По поводу несения монахами Благой Вести стоит привести примеры монахов-миссионеров. Господь призывает к миссии монаха в той же степени, как и женатых мирян или священников. Только не стоит забывать вопроса Апостола Павла: «…как проповедывать, если не будут посланы?» (Рим.10:15) - к миссии можно и не иметь призвания. Ответив на эти и другие шаблонные антимонашеские обвинения, стоит перейти к главному. Необходимо обратить внимание оппонента на то, что Христос ставит перед человеком сложную задачу бесконечного совершенствования: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Очевидно, что подвижнику по-настоящему решившему приблизиться к достижению этой великой цели, необходимо приложить титанические усилия, а любое иное попечение будет отвлекать от главного. Все христиане призваны Богом к совершенству, но некоторых Господь призывает достигать этого совершенства особенным образом: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Матф.19:21,22). Желая совершенства, монахи отрекаются от богатства, возможности иметь супруга и детей, стесняют свою жизнь для того, чтобы достичь Царствия Небесного, которое согласно Писанию «внутрь вас есть» (Лук.17:21). Любой совершенный грех, страстное влечение или промелькнувшая хульная мысль оскверняет сердце христианина, привнося разлад и потерю мира, отдаляет от Бога. Отдаляясь же от Бога, искренне любящее сердце испытывает муку: «но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:23). Протестанты обвиняют монахов в том, что они стремятся делами заработать собственное спасение, но это глубокое заблуждение. Монахом становится тот, кто не может более терпеть боли собственной греховной скверны, тот, чье сердце по-настоящему алчет и стенает, ожидая Христа. Монах выбирает трудный и тернистый путь не ради собственной гордыни, но ради Того, Которого ищет всеми силами своей души, выйдя за ограду мира: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:13,14).