К вопросу спасения в протестантизме

Dec 28, 2012 00:55



Увиденная на Правмире статья о слепоглухих верующих побудила меня задуматься о том, смогли бы имеющие подобный недуг люди найти себе место в протестантизме? Размышляя над этим вопросом, я пришёл к отрицательному ответу. Нет, конечно, они могли бы сидеть на собраниях, но были бы они в таком случае частью собраний? Известно, что протестантское служение (в особенности неопротестантское) преимущественно сконцентрировано вокруг проповеди и исполнения молитвенных песнопений. Но как во всём этом может участвовать тот, кто не слышит речи проповедника и даже не видит его? Зачем ему вообще приходить на служение? Что оно ему может дать? У митрополита Антония Сурожского есть проповедь под названием «глухой человек в храме», где он вспоминает об англиканине и его глухом сыне, которого он пожелал привести в православный храм. Отец объяснил причину своего поступка тем, что в англиканском служении невозможно участвовать, не имея слуха тогда, как насыщенная зрительными образами Православная Литургия позволяет в определенной степени чувствовать строй службы и участвовать в ней.
Само спасение протестантами объясняется с применением терминов слышания и веры слышанному: «Каковы в евангельском богословии средства спасения или, в более широком смысле, средства получения благодати?...С точки зрения евангельских христиан, Слово Божье - необходимая часть всего процесса спасения. В Послании к римлянам Павел описывает положение людей, отделенных от Христа. У них нет праведности, они не заслуживают благодати и спасения (Рим. 3:9-20). Как же они спасутся? Они могут получить спасение, призвав имя Господне (Рим. 10:13). Но чтобы призвать, они должны уверовать, в то же время они не могут веровать, не услышав, поэтому кто-то должен донести до них Благую Весть (Рим. 10:14-15)»[1].
Таким образом, для спасения протестанту нужно слышать, веровать и призывать имя Господне. Но кроме слепоглухих, которые хотя бы в какой-то ограниченной (вряд ли достаточной) мере могут воспринять евангельскую проповедь, есть ещё и умственно отсталые. Последние в принципе не способны услышать, принять или отвергнуть Благовестие, а так же призвать имя Господне в силу собственной физической немощи. Таковые люди не могут принять крещения[2] и участвовать в протестантских таинствах даже в тех немногих протестантских общинах, которые признают действенность таинств. Люди с ограниченным развитием и дефектами органов чувств навсегда изгоняются из протестантской ограды. Протестантизм, являясь верой Книги, извергает из своего чрева всех тех, кто не может к ней прикоснуться, ставя Книгу, а не Христа дверью для входа в Царство Небесное.
Неужели Богу можно вменить фашизм - предопределение ограниченных в развитии на вечную погибель? Конечно - нет! Некоторые протестанты могут сказать, что подобных людей можно приравнять к детям, которых «есть Царство Небесное». Но если они спасаются, то почему вне Церкви? Почему их нельзя крестить и сделать полноправными членами собственных церквей?
Так получилось, что спиритуализированное сознание протестанта изгнало благодать из материи, поставив непременным условием для её принятия умную веру. Единственными инструментами, через которые актуализируется вера, становятся разум и воля, не имея которых, человек отсекается от благодати. Но разве обделенный разумом лишается души, желающей приникнуть к своему Творцу? И неужели у этой души нет иной возможности для такового соприкосновения? В протестантизме нет, но есть в Православии. Именно в Православии Христос, подаваемый в Таинстве Евхаристии, является дверью, через которую душа неразумного может соединиться со своим Спасителем. Не имея зрения, слуха, речи или разума, православный верующей может прикасаться к святыням, к Самому Христу. В Православии нет чудовищной дискриминации по признаку наличия или отсутствия разума, именно поэтому в Церкви крестят неразумных детей так же, как и взрослых, лишенных разума от рождения: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоан.12:32). В истинной Церкви, являющейся телом Христа, найдётся место каждому...

Примечания
1.    Миллард Эриксон. Христианское богословие: средства и масштабы спасения.
2.    Это утверждение применимо к неопротестантам: лютеране и англикане крестят младенцев.

сотериология, инвалиды, протестанты

Previous post Next post
Up