Выход из секты

Sep 28, 2012 15:26


       
  Недавно участвовал в виртуальном диалоге с бывшим харизматом, вышедшим из общины, но не желающим принимать Православие. На самом деле называть его бывшим некорректно: он до сих пор практикует глоссолалию, получает «откровения» и претендует на непосредственное общение с Духом Святым. Василий (скрою его настоящее имя) отказался от многих харизматических заблуждений, но получил антитринитарное откровение и теперь всех донимает, утверждая, что Бог не является Троицей.
  Общаясь с ним, я в очередной раз убедился в простой истине: из секты перейти в Православие очень сложно. Для осуществления этого шага нужно обладать определенными личностными качествами, преодолеть несколько психологических барьеров.

[Spoiler (click to open)]
  Самый первый барьер - «Патриотизм». Большинство сектантов, однажды попавших в секту, никогда из неё не выйдут и навсегда останутся адвентистами, иеговистами или кришнаитами. Их не интересует критика собственного вероучения, они полностью доверяют своим учителям и пророкам. При этом иеговист стал бы мормоном, если бы ему первыми повстречались бы мормонские миссионеры. Принадлежность к общине в таком случае идентична национальной самоидентификации: я родился в России - поэтому я русский, я обрёл веру через проповедь свидетелей Иеговы - поэтому до конца жизни буду свидетелем Иеговы. Патриотизм - высокое и благородное чувство, играющее с сектантом злую шутку: благодарность к пастору, близкие связи с членами общины, душевная и компанейская атмосфера очень сильно привязывают к секте. Разрыв этих связей на личностном уровне воспринимается как предательство и измена духовной семье.
  Второй барьер - «Теплохладность». Для того чтобы выйти из секты, нужно иметь чувство неудовлетворенности типом духовности, предлагаемой сектой, необходима жажда большего. Многие ставят в укор православным большой процент номинальных верующих, забывая о том, что и в сектах теплохладность вполне привычное явление. Многие сектанты воспринимают общину как клуб, в который можно прийти и прекрасно провести время. Эти люди ничего не ищут и, следовательно, не заинтересованы переходом в Православие.
  Третий барьер - «Доверие». Доверчивость является плодом веры в Бога и веры в добродетельность людей. Доверчивость - прекрасное и светлое чувство, становящееся, к сожалению, очередным барьером на пути выхода из секты. Каждый человек располагает некоторым кругом людей, мнение которых считает авторитетным. В закрытых религиозных общинах авторитет духовных руководителей незыблем. Чаще всего лидеры секты окружены ореолом святости и чудодейственности, претендуют на непосредственное общение с Богом, они и в самом деле незаурядны, умны и харизматичны. Сомневающийся в учении общины должен поставить своё мнение выше мнения её духовного руководителя. Весьма вероятно, что перед выходом из секты ему придется выдержать очную беседу с гуру или пастором, отговаривающим от перехода и рассказывающим всевозможные страшилки о Православии. Хватит ли у него смелости посчитать себя умнее заблуждающегося пастора? Для подобного вывода нужны очень веские причины: долгое и подробное изучение вероучения общины, сознательное выстраданное решение или банальная гордыня. В последнем случае выход из секты будет дефектным и, скорее всего, плачевным, как это и получилось с моим знакомым, получившим антитринитарное «откровение» о сущности Бога. Преодоление доверчивости к вероучению и духовному руководству собственной общины нельзя строить только лишь на собственном духовном опыте, непременно нужен новый авторитет, предлагающий новые ценности и новые задачи, а так же инструменты для их реализации. Должна произойти замена одного авторитета на другой, иначе выход из секты произойдет в голое поле и, скорее всего, приведёт к потере веры и деградации.
  Четвёртый барьер - «Вкус». Мне известны сектанты, осознающие ущербность вероучения собственной общины, знающие о тёмных сторонах жизни руководства, но не собирающиеся никуда выходить в силу отсутствия желания что-либо кардинально менять в своей жизни. Переход из секты в Православие обязательно сопровождается изменением способа духовного делания. Для многих сектантов невозможно отказаться от прелестной духовности в пользу православной аскезы. Так, например, харизматы уповают на собственные духовные переживания, на непосредственный контакт с Богом. Переход в Православие будет означать для них тотальную рецепцию своего духовного опыта: под сомнение должны быть поставлены все полученные «откровения», необходимо изменить способ молитвы, отказаться от ложного «дара» иных языков, пересмотреть отношение к посту, святым, Богородице. Одного лишь умного принятия православных доктрин недостаточно, к ним необходимо прирасти сердцем, поменять весь строй собственной духовности. Всё это, во-первых, сложно, во-вторых, нужно далеко не всем. Менять привычную харизматическую эйфорию на православную покаянную молитву о грехах захочется далеко не каждому - это вопрос духовного вкуса. Человек ищет духовность, сродную его умонастроению, а умонастроение зачастую формируется под действием страстей: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим.4:3).
  Таким образом, рассказывая сектантам о Православии, нам не стоит, во-первых, ожидать их тотального покаяния и возвращения в Церковь, во-вторых, немедленного согласия с очевидными доводами в пользу православного вероучения. Даже если доводы безапелляционны, они не могут быть немедленно приняты, но должны прорасти внутри сердца заблуждающегося человека, преодолеть все психологические барьеры. И если семя упадет на добрую почву, то оно рано или поздно взойдет, необходимо лишь время, молитва и мирный диалог.

секты, диспут, сектоведение

Previous post Next post
Up