...да будет воля Твоя и на земле,
как на небе…
(Евангелие от Матфея 6:10)
Все, кто хоть немного знаком с критикой харизматического учения «движения веры», сталкивались с термином «теология процветания». Современные российские харизматы любят открещиваться от данного определения, утверждая, что «теология процветания» к ним не имеет никакого отношения. И причина этого отмежевания кроется в том, что сами харизматы не до конца понимают, что же им инкриминируют, продолжают следовать идеям своих «апостолов».
По моему сугубо личному мнению, корни «теологии процветания» берут свое начало в учении о вмененной праведности верующего[1], гипертрофированной мысли о превознесенном царственном положении христианина и его духовной власти.
«Крест - это фактически место поражения, в то время как Воскресение - это место триумфа. Когда вы проповедуете о кресте, вы проповедуете смерть и оставляете людей в смерти. Да, мы умерли, но мы и воскресли со Христом. Мы посажены с Ним. Именно там мы сейчас: мы посажены со Христом на месте власти на небесах»[2].
«Вместо того чтобы быть рабами греху, вы родились свыше в царскую семью и получили право царствовать в жизни как цари! Осознаете вы это или нет, но вы были поставлены в позицию власти над своей жизнью и обстоятельствами. Вы - члены духовной царской семьи»[3].
«Апостолы» харизматии провозглашают мысль об особенном положении верующего. Харизмат уже в земной жизни посажен одесную Бога на небесах и поставлен в позицию власти. Позиция власти не находится в зависимости от личных качеств харизмата, она присуща ему всегда:
«Мы верим, что у определенных людей есть сила. Но Иисус сказал: «Самый незначительный член Тела Христова имеет столько же силы над диаволом. как и кто-то другой», и когда мы начинаем верить этому, именно тогда мы добиваемся успеха»[4].
Данная идея находит подтверждение в харизматическом учении о пребывании Святого Духа в человеческой природе, в непогрешимости человеческого духа. То есть каждый харизмат не только «духовно» безгрешен, но и безгранично «духовно» могуч и всевластен. Но почему же тогда рядовые харизматы не используют свой потенциал «на всю катушку»? Ответ на этот вопрос, по мнению Хейгина и Коупленда, состоит в том, что христиане не верят в свои уникальные возможности, не осознают их:
«Когда мы осознаем, что власть, которая принадлежит Христу, также принадлежит индивидуальным членам Тела Христова и доступна нам, в нашей жизни произойдёт революция!»[5].
«Многие хорошие, выдающиеся люди, - рожденные свыше, исполненные Духом Божьим - терпят поражение во всех сферах своей жизни (физической, умственной, общественной и финансовой). Почему? Потому что они не знают завета. Если они не знают то, что сказал Бог, то Он никак не доберется до них»[6].
По мнению «апостолов», вся проблема в гнозисе: незнании своих прав и возможностей. Когда же человек узнает секрет духовной власти, воистину происходит настоящая революция. По-видимому, подобную революцию в своем разуме претерпел и сам Хейгин, она произошла с ним в одной из его многочисленных встреч со «христом»:
«В 1952 Господь Иисус Христос явился мне в видении и примерно полтора часа разговаривал со мной о диаволе, бесах и одержимости бесами.
В конце того видения, между мной и Иисусом пробежал злой дух, похожий на маленькую обезьяну или эльфа, и распростёр нечто вроде дымовой завесы или тёмного облака.
Затем этот бес начал скакать вверх-вниз, крича: «Йакети-йак, йакети-йак, йакети-йак.» Я не видел Иисуса и не мог понять, что Он говорил. (На протяжении всего того времени, Иисус чему-то учил меня. И если вы будете внимательны, вы найдёте ответ на многие вопросы, которые вас волновали.) Я не мог понять, почему Иисус позволил бесу сделать такой беспорядок. Я думал, почему Иинсус не запретил бесу, чтобы я мог слышать то, что Он говорил. Я немного подождал, но Иисус так и ничего не предпринял против беса. Иисус продолжал говорить, но я не мог понять ни слова из того, что Он говорил - а мне это было нужно, потому что Он наставлял о диаволе, бесах и как проявлять власть. Я подумал про себя: «Разве Господь не знает, что я не слышу то. что Он хочет, чтобы я услышал? Мне нужно услышать это. мне этого не хватает!» Я почти запаниковав. От отчаяния я закричал: «Во Имя Иисуса, я повелеваю тебе прекратить, нечистый дух!» Как только я сказал это, бесенок упал на пол как мешок с солью, а тёмная туча исчезла. Бес лежал, дрожа, хныча и пища как отхлёстанный щенок. Он не смотрел на меня. «Не только замолчи, но и убирайся отсюда во Имя Иисуса!» - повелел я. Он убежал.
Господь совершенно точно знал, что было у меня на уме. Я думал: «Почему Он ничего не сделал по этому поводу? Почему Он допустил это? Иисус посмотрел на меня и сказал: «Если бы ты ничего не сделал по этому поводу, то и Я бы не смог ничего сделать.»
Для меня это было как гром среди ясного неба - это поразили меня. Я ответил: «Господи, я знаю, что я ослышался! Ты ведь сказал, что Ты бы не сделал, не так ли?» Он сказал: «Нет, если бы ты не сделал что-то, то Я бы не смог ничего сделать.»[7].
Вот такой вот духовный переворот пережил «апостол веры»: Хейгин теперь не просто имеет власть, отныне он может управлять безвластным «христом». В кощунственной концепции харизматов Бог не имеет никакой власти в мире, вся власть на земле поделена между верующими и бесами:
«После того, как Иисус воскрес из мертвых, Он явился Своим ученикам и делегировал им Свою власть»[8].
«Ты можешь пойти прямо в ад, и Бог не сдвинется с места, чтобы остановить тебя. Он сделал всё, что нужно, когда послал в мир Иисуса… После того, как Иисус воскрес из мёртвых,Он встал перед Своими учениками и сказал: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф.28:18). Затем Он передал эту власть Своему народу»[9].
«Вся власть, которая была дана Христу, принадлежит нам через него. и мы можем проявлять её. Мы помогаем Ему, выполняя Его труд на земле. И одним из аспектов, об исполнении которого нам говорит Слово Божие, яляется покорение диавола! Фактически, Христос не может исполнить Свой труд без нас!»[10]
Все полномочия получены. Отныне каждый харизмат является наместником Бога на земле, прямым конкурентом папы Римского. Да куда там: папа харизмату и в подметки не годится. Понтифик видит Бога всемогущим. Бедный папа думает, что он зависит от Господа, харизмат же знает, что все наоборот.
В этом и заключается харизматическая концепция «малых богов». Христос ничего не может произвести в этом мире без верующих в Него людей. Безгрешный, наделенный в своем духе природой Бога, отнимающий у Христа Его власть, харизмат становится аватарой Бога в мире, маленьким, но всемогущим божком.
Конечно, нежданно полученную власть харизматы тут же применяют по назначению. Воюют в духовном мире, связывают и изгоняют бесов «пьянства», «проституции», «наркомании».
Харизматические проповедники учат о незримой духовной власти бесов-пороков над отдельными государствами, нациями, территориями:
«В Сингапуре, например, для характеристики «духа» проживающего там населения нередко используют выражение «боязнь упустить». Многие буквально одержимы страхом оказаться «хуже других», «отстать от моды», «упустить шанс выбиться в люди» и т.п. Подобные устремления далеко не безобидны, так как в их основе лежат порочные нравственные ценности - желание возвыситься над другими, любой ценой добиться успеха и т. п. В молитвах нам открылось, что Сингапур находится под контролем особого духовного «начальства», которое можно так и назвать: Боязнь Упустить.
Другой пример. В «особых» районах Амстердама в витринах выставляется в общей сложности не менее пяти тысяч проституток. В Бангкоке же проституток во много раз больше, причем большинство из них - девушки, которых их собственные родители еще подростками продали владельцам борделей. Что общего у Бангкока с Амстердамом? Духовная сила зла, «под началом» которой находятся эти города, именуется Проституцией.
Тот факт, что подобные «начальства» контролируют определенные территории, хорошо виден на примере Соединенных Штатов. Сан-Франциско находится под контролем Гомосексуализма, Новый Орлеан - под властью Оргий, Вашингтон одержим Стремлением к Власти» [11].
Весь мир поделен на демонические сферы влияния. Одна из наиглавнейших задач харизмата поочередно изгнать каждого беса со своей территории. Экзорцизмом они занимаются на молитвенных собраниях под аккорды бас гитары и усиленный ор духоносцев.
Такого учения никогда не было в Православии. Харизматы в этом пункте делают подмену понятий: укорененные в определенной группе людей страсти ассоциируются с отдельными субъектами-бесами. А раз так, то все провозглашения в духовном мире, топанье, хлопанье в ладоши и охрипшие от ора голоса вряд ли принесут какую-либо пользу. Скорее всего, такие практики расстроят нервную систему верующего и поведут его по ложному духовному пути: побудят бороться с собственными страстями путем применения власти, запрещением и изгнанием мифических духов «боязни упустить».
Но воевали бы харизматы только с бесами «проституции» и «пьянства», нет, они идут намного дальше:
«Отец, извини меня, пожалуйста, но дьявол вторгся на мою территорию. Поэтому я намерен использовать веру и Слово, которые Ты дал мне, чтобы встретить врага силой исповедания…
«Нищета, тебя пригвоздили ко Кресту. Сам Иисус понес мою нищету по Своей благодати. Потому что Он, будучи богат, обнищал ради меня, чтобы я обогатился Его нищетою (2 Кор. 8:9).
Нищета, ты слышишь меня? Я заключил завет с Богом. Тебе не место в моей жизни. Ты проклята Уходи из моей жизни!
Преуспевание, я призываю тебя с севера, с юга, с востока и с запада! Финансы, я повелеваю вам умножаться! Я провозглашаю свое право как верующего посредством дара, данного мне Богом, - исповедания веры в Его Слово!»[12].
Пастор Роберсон верит в то, что Христос обнищал ради его финансового благоденствия.
От вполне благородной, пусть и ошибочной идеи войны с бесами, харизматы деградируют к земному воцарению. Конечно, тяжело постоянно надрываться в «духовном мире», можно и о себе немного подумать.
«Бог будет обязан удовлетворить вашу нужду по причине Своего Слова - не из-за вашей праведности или отсутствия таковой, но по причине Своего Завета»[13].
Бравому духовному бойцу нужна оплата в виде земного процветания. И он знает, что имеет на нее абсолютную власть. Бог всегда обязан удовлетворять прошения харизмата, так как у него есть вера. В этом и кроется ключевая идея «теологии процветания»:
«Все, что когда-либо нам только может понадобиться, ожидает нас в духовном мире. Нам всего лишь нужно взять это оттуда. Как мы это делаем? С помощью веры. Вера является той «валютой», которую мы используем для того, чтобы перенести, из невидимой духовной сферы в эту естественную, земную сферу то, чем Бог обеспечил нас… Духовная валюта работает точно так же, как и обычная валюта. Если у вас есть избыток веры на вашем духовном счету, тогда вы можете наслаждаться всем богатством, здоровьем, хорошими взаимоотношениями, миром, успехом»[14].
Богатство, здоровье, хорошие взаимоотношение, мир и успех - излюбленные миром ценности. И всего этого проповедники «движения веры» заставляют возжелать, забывая слова Апостола Ионна Богослова «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего».
Здесь стоит оговориться: православные подвижники не утверждают, что выше приведенные ценности плохи сами по себе, совсем нет. Но и алкать этих ценностей не рекомендуют:
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». (1Пет.5:7,8)
Чрезмерная забота о материальных благах удерживает внимание человека на периферийной области собственной души. Человек прожигает собственную жизнь, не успевая преобразиться в образ Божий, опьяненный мирской суетой забывает о Творце и имеет великий соблазн впасть в лапы льва.
Харизматы же берут от мира все:
«Как же теперь «снять» эту веру со счета? Как достать её из вашего сердца и применить её к той ситуации, которую необходимо изменить? Вы открываете свои уста и говорите!... Не говорите: обстоятельства. Не говорите: «Все так, как оно есть». Говорите конечный результат. Говорите тот итог, о котором говорит Бог… Если вы хотите иметь процветание, тогда перестаньте постоянно говорить о нехватке и недостатке. Начните называть себя праведным, благословенным и процветающим во Христе Иисусе. «Но, Глория, я же ведь пока еще не процветаю». Тогда просто подражайте Богу и называйте несуществующее, как существующее!»[15].
Вы только вдумайтесь в эти кощунственные сравнения: «веру можно снять со счета». C кем же тогда стоит сравнить Бога, с банкоматом?!!
Быть процветающим, успешным, первым так сладостно. Но к этому ли призывает нас Господь?
«…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви…»(Еф.1:4)
При такой нагрузке на святость и непорочность не останется времени. Более того, само стяжание, да даже обладание богатством отвлекает душу от служения Богу.
Православные подвижники единогласно утверждают, что сам факт обладания богатством может быть вредным для души.
«Обилие денег и преизбыточество преспеяний в добродетели прямо между собой противоположны»[16].
«Стяжавший любовь - расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает»[17].
«Хочешь ли уразуметь, кто обнищавший духом? Кто душевное богатство выменял на телесное изобилие, кто земное богатство отряс с себя... Тяжесть и легкость между собою противоположны»[18].
«Превозносится богатство добродетелью, презирается же бренное, земное богатство, ибо одно есть приобретение души, другое же служит обману чувств»[19].
«Откажись от всего и стяжи одного Бога...А если не хочешь оставить все, отдай большую часть. Если же и того не хочешь, по крайней мере излишки употребляй благочестиво»[20].
«...хочешь быть совершенною..., продай все, что имеешь и отдай нищим..., не хочешь быть совершенною, но хочешь удержать вторую степень добродетели - оставь все, что имеешь, отдай детям, отдай родственникам»[21].
Совершенные в подобие Христу нищают, дабы тленное не мешало приобретать нетленное. Да, большинство современных православных далеки от указанного подвижниками идеала. Но правильное понимание предназначения человека укоренено в православной вере. Настоящая православная душа стремится к исполнению не своей, но воли Божией: «Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». К преобразованию собственной души, к обОжению.
Харизматические идеи обладания духовной властью и мирского процветания уклоняют человеческую душу в сторону установления собственной воли, к самоволию.
В своем безумстве харизматы могут приказать Богу прощать грехи!
«Твое Слово также говорит, что Ты, будучи верен и праведен, прощаешь мне мои грехи, когда я их исповедую, поэтому я пользуюсь этой возможностью исповедать (данный) грех и удалить его из своей жизни для того, чтобы поддерживать свое совершенное общение с Тобой, Отец. Я принимаю сейчас Твое прощение во имя Иисуса»[22].
Харизматы превращаются в неких духовных эпикурейцов. По представлениям пастора Ульфа Экмана, Бог дает верующему господство над миром, услаждает, восполняет все нужды харизмата:
«Он - Тот, который готов восполнить твои нужды во всем. Почему? Потому что Он любит тебя! Потому что Иисус сказал о Боге: «Все, чего ни попросите (у Него) в молитве с верою, получите» (Матф. 21:22).
Когда я вижу, что Бог таков, мне намного легче верить, что Он восполнит все мои нужды. Я освобождаюсь от религиозных представлений, которые препятствуют мне принимать что-либо от Бога. Когда я вижу, что Бог, поселив Адама в раю, дал ему абсолютно все необходимое и притом только прекрасное, вкусное и приятное, что Он дал ему господство над миром, то понимаю, что Бог желает того же и для меня»[23].
Очень хорошо к харизмататам подходит характеристика лютеран о. Павла Флоренского:
«Всегда и большинство ищет пассивного спасения, приобретения даров духовной жизни без самой жизни. Всегда и везде большинсто рассчитывает купить Святого Духа»[24].
Грустно видеть, как под маской христианства процветает чуждая Евангелию духовность.
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:31-33)
Устанавливая культ процветания, харизматы уподобляются язычникам. Играют в духовную войну с бесами, абсолютно не заботясь о вытравливании греха и страстей из собственных душ. Всегда и везде утверждают собственную волю, не размышляя об исполнении Божьей воли в своих жизнях.
«Я пришёл к выводу, что самая эффективная молитва - это когда ты настаиваешь на своих правах, Я так и молюсь: «Я настаиваю на своих правах!».
У Красных Ворот Пётр не молился о хромом; он потребовал, чтобы тот исцелился (Деян. 3:6). Когда ты требуешь свои права, то ты требуешь не у Бога; ты требуешь у диавола»[25].
Христос, являясь Творцом и Искупителем человека, обладает безусловным правом царствовать в наших жизнях. И воспользоваться этим правом Ему предлагал никто иной, как диавол: «…показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Матф 4:8,9).
Господь отказался от земного царства. Харизмат же сам требует его у сатаны, «настаивает на своих правах». И нет ничего удивительного в том, что иногда он это царство получает. Но какой ужасной ценой?!
«…все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Матф 4:9)
Церковь предлагает человеку совершенно иной, по-настоящему «царский путь». Путь креста, покаяния, смирения, отречения собственной воли, страдания. Эту дорогу прошел перед нами Христос. Все истинные чада Церкви идут подобным путем, достигая в итоге Фаворского преображения собственных душ.
Но как далеки от Фавора напыщенные харизматы. Нашпигованные лживыми идеями «пророков», обольщенные, вынужденные развращать собственные души, доводят их до состояния, в котором уже не могут различить Истинного Христианства…
Примечания
1. Смотрите статью "Плоды харизматической праведности".
2. Кеннет Е. Хейгин "Власть верующего".
3. Кеннет Коупленд "Никогда больше не сдавайтесь".
4. Кеннет Е. Хейгин "Власть верующего".
5. Там же.
6. Кеннет Коупленд "Законы преуспевания".
7. Кеннет Е. Хейгин "Власть верующего".
8. Кеннет Коупленд "Решение за Вами".
9. Кеннет Коупленд "Добро пожаловать в семью Божью".
10. Кеннет Е. Хейгин "Власть верующего".
11. Ральф Нейбор "Вводный курс".
12. Дэйв Роберсон "Сила, рождённая Духом".
13. Кеннет Коупленд "Законы преуспевания".
14. Глория Коупленд "Нет вклада - нет возврата".
15. Там же.
16. Блаженный Феодорит епископ Кирский "Десять слов о промысле".
17. Св. Иоанн Лествичник "Лествица".
18. Св. Григорий Нисский "О блаженствах".
19. Там же
20. Св. Григорий Богослов "Мысли, писанные четверостишиями".
21. Блаженный Иероним "Письмо к Гебидие".
22. Кеннет Коупленд "Ваше правильное положение перед Богом".
23. Ульф Экман "Назови себя благословенным".
24. О. Павел Флоренский "О надгробном слове о. Алексия Мечева".
25. Кеннет Е. Хейгин "Власть верующего".