Иудейские раввины о молитве за усопших и о почитании святых

Nov 01, 2011 19:14


Молятся ли современные иудеи об упокоении душ усопших? Искать ответ на этот вопрос меня побудила беседа с одним знакомым неопротестантом, которая затронула, между прочим, и православную традицию молитвы за умерших. Единственный явный прецедент подобной молитвы в Писании мы находим в неканонической книге 2Мак. 12:39-49. Но является ли этот эпизод правилом? Быть может Иуда Маккавей сделал то, что до и после него никогда не совершали иудеи? Для разрешения этого недоумения я решил обратиться к современному иудаизму. В процессе поиска мне удалось найти ответ одного раввина на вопрос о молитве за усопших и в качестве бонуса ответ другого раввина на вопрос о почитании святых. В современном иудаизме не только молятся за усопших, но считают возможной молитву, обращенную к усопшим праведникам. Мне этот аргумент представляется весомым и полезным тем, кто периодически общается с протестантами. Итак, привожу цитаты.

Вопрос
Какую молитву читают за упокой души умерших родственников?

Отвечает Рав Реувен Пятигорский
В среде российских евреев эта молитва называется изкор, но ее полное название - азкарат нешамот, поминовение душ умерших людей. Читается она четыре раза в год в синагоге (или в присутствии не менее десяти молящихся взрослых евреев) перед молитвой Мусаф сразу после чтения по свитку Торы. По ашкеназскому обычаю: в последний день пасхальной недели, а также на Шавуот (за границей - на второй день праздника), Йом-Кипур и Шмини-Ацерет. Любопытно, что некогда в России и Польше изкор читали каждую субботу (если среди молящихся не было жениха или в этот день не происходило обрезание). Но со временем этот обычай отменили.
В этой молитве мы просим успокоения души умершего. Молитва очень короткая. Она красива и несколько торжественна. Впрочем, произносится она индивидуально. Люди, у которых живы оба родителя, во время ее произнесения выходят из зала. Обычно поминаются покойные души отца и матери. А также других родственников, если после них не осталось сыновей, которые прочли бы молитву; причем каждый упоминается отдельно. В завершение ведущий общественную молитву поминает вслух души уважаемых людей общины и всего еврейского народа, а также жертв Катастрофы и других трагедий. Во многих общинах заведен свой порядок поминовения.
После упоминания имени умершего молящийся произносит: «Да приобщится эта душа к легиону живущих вечно - к душам Авраама, Ицхака и Яакова, Сары, Ривки, Рахели и Леи вместе с душами других праведников и праведниц, обитающих в Ган-Эден. И скажем: амен». Завершается поминовение молитвой «Ав Арахамим» (Милосердный Отец).
Даже те, кто, как правило, не посещают синагог по праздникам и субботам, стараются прийти и прочесть изкор по своим умершим родителям в указанные четыре дня года.

Вопрос
Молятся ли евреи к усопшим об их заступничестве за нас перед Богом? Если это возможно, дайте ссылку.

Отвечает Рав Бенцион Зильбер
Уважаемый Анатолий!
Посылаю Вам отрывок из книги моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера зацал «Беседы о Торе» - об обращении к усопшим:
Почему Всевышний скрыл место погребения Моше?
Вероятно, для того, чтобы люди не впадали в грех, приходя молиться на его могилу. Ведь молиться можно только Творцу. Нельзя просить помощи ни у ангелов, ни у покойных родственников. Это отдает идолопоклонством. Можно только сказать: “А вы, святые души, просите за нас Создателя”.
Точно так же, как мы просим друг друга: “Вспомни обо мне в своей молитве”.
То, что мы посещаем могилы, читаем там отрывки из псалмов и молимся своими словами Б-гу, объясняется тем, что эти места наиболее располагают к молитве.
Надо думать, нашлось бы немало людей, которые в беде бежали бы на могилу Моше с воплями: “Моше, великий друг еврейского народа! Ты вывел евреев из Египта, помоги нам!” - и совершали бы тем самым большой грех. Сказать можно лишь: “Проси за нас Всевышнего”.

иудаизм, протестантизм, апологетика

Previous post Next post
Up