Командировка за свой счёт

May 06, 2014 23:43

2200 км - это не крюк! Особенно, когда тобой движет идея. Позади аэропорт Вильнюса, театры Каунаса, Паневежиса, Клайпеды и побережье Паланги - на жёстком диске материалы к фильму об актёре Любомирасе Лауцявичусе.
Самый частый и самый странный вопрос, задаваемый мне в последнее время: "А почему именно о нём?" Так, словно я вытащила из шапки случайную фамилию. Потому, что знаю почти всю его доступную фильмографию. Потому, что годом раньше брала у него интервью. Потому, что в русскоязычном Интернете оно единственное, а документальных фильмов о нём я не могу найти. Потому, что... Потому что.
Оператор Ирина Юречко на удивление легко согласилась на эту авантюру, руководитель студии Анна Каткова поддержала нас в отчаянной затее, и парой подписей я повесила на себя несколько сотен тысяч рублей в виде камеры и микрофонов.
С Ириной мы были морально готовы к самостоятельности - передвижению по Литве на общественном транспорте и общению жестами. Но Любомирас Лауцявичус не только встретил нас в Вильнюсском аэропорту, но и в последующие дни возил по "своим" городам (если что, из Каунаса до Паланги - это через всю республику), носил аппаратуру, мёрз ради нужных кадров на штормящей Балтике (+5 по Цельсию), и даже не поинтересовался гарантиями, что фильм увидят зрители! Но я не сказала главного - Любомирас Любомирович оформил нам вызов в страну, чтобы не было проблем с получением визы. Нужны ещё какие-нибудь слова о душевных качествах этого человека? По-моему, излишне. Таких людей мало. В принципе мало. Но я до конца жизни буду благодарна Богу за то, что такие люди встречаются на моём пути.

Ключевым моментом поездки и стержнем будущего фильма стал спектакль "Палата" режиссёра Роландаса Казласа. В основе - повести "Палата №6" и "Чёрный монах" А. П. Чехова, где Лауцявичус играет доктора Рагина.
Длинный зал Каунасского драматического театра - отдельно стоящее здание во дворе, бывшее когда-то меховым цехом фабрики. Обшарпанные стены даже не стали трогать - это готовые декорации ко многим спектаклям. Настоящей сцены там тоже нет - четыре ряда кресел без подлокотников спускаются прямо к дощатому полу "палаты". Решётки на окнах, никелированная кровать, тумбочка и ночной горшок. Из пациентов - только Громов (Роландас Казлас).
Мы с оператором пришли пораньше, чтобы взять интервью у режиссёра. Говорили недолго, и вскоре софиты погасли. Если не считать тусклого огонька за зарешеченными окнами-кулисами, мы остались одни в темноте и тишине. Но уже не в театре - в палате сумасшедшего дома. И это, скажу я вам, жутко!
За пять минут до начала спектакля Роландас Казлас прошёлся по залу и, завернувшись в халат, улёгся на кровать посреди сцены. Кажется, зрители, входя в зал, инстинктивно старались не шуметь, чтобы не разбудить спящего. И палата ожила...
Можете сколько угодно пожимать плечами и напоминать о том, что я не знаю литовского, но, поверьте, далеко не все поклонники Джузеппе Верди знают итальянский, а его оперы всегда проходят с аншлагом. Там, где недостаточно знания текста-оригинала, там, где актёры делают шаг назад - на сцену выходит Музыка. А ей переводчик не нужен. Она договорит.

Эта фраза шаблонна, но никогда ещё я не произносила её так искренне: я выражаю благодарность за помощь в съёмках режиссёру и актёру Роландасу Казласу, директору Национального Каунасского драматического театра Эгидиюсу Станцикасу и Любомирасу Любомировичу Лауцявичусу.
Впереди монтаж. Пожелайте нам вдохновения!


Кино и..., Литва, Технопарк, Любомирас Лауцявичюс

Previous post Next post
Up