ИЗ КОММЕНТАРИЯ К РАССКАЗУ СИРИНА «КРУГ»
1
Там, на набережной, стоял их двухэтажный, выкрашенный в оливковый цвет особняк. Иннокентию случалось проходить мимо: помнится, в цельном окне, сквозь газовый узор занавески, женственно белелась какая-то статуя, - сахарно-белая ягодица с ямкой.
- ср.: «...Я помню дом большой, / я помню лестницу, и мраморной Венеры / меж окон статую» («Детство»).
****************
2
...в честь Годунова-Чердынцева названы были новые виды фазана, антилопы, рододендрона и даже целый горный хребет (сам он описывал главным образом насекомых)
- синтез биографий Н. Пржевальского, именем которого названы хребет, птица, бабочка и ряд растений, и Г. Грумм-Гржимайло, именем которого названы перевал на хребте и множество насекомых.
****************
3
...в простенке портрет Льва Толстого, всецело составленный из набранного микроскопическим шрифтом «Холстомера»
- ср.: «...на стене так называемый „типографический“ портрет Льва Толстого, то есть портрет, составленный из печатного текста, в данном случае „Хозяина и работника“, целиком пошедшего на изображение автора» («Другие берега»; отмечено Ю. Левингом в примечаниях к: Набоков В. Рус. период: Собр. соч.: В 5 т. СПб., 2006. Т. 3. С. 822).
Этих свидетельств прижизненного культа Толстого не существовало, но имелись похожие - изданный в Киеве в 1900 г. портрет, на котором волосы и блуза составлены из записанного мелким почерком текста первых тринадцати глав «Крейцеровой сонаты» (описание этого арт-объекта см. в: Челышев Б. Д. В поисках редких книг. М., 1970. С. 83-89), и выпущенный в Одессе в 1905 г. портрет из текста «Смерти Ивана Ильича» (сообщено А. Мешавкиным).
****
****
Источник изображенийЭта икона на стене комнаты сельского учителя рифмуется с упомянутыми в рассказе ранее «портретами луговых и лесных вредителей» на стене сельской школы - приметами торжества позитивистского утилитаризма над баловством ученого барина («Не забудем, кроме того, чувств известной части нашей интеллигенции, презирающей всякое неприкладное естествоиспытание и потому упрекавшей Годунова-Чердынцева в том, что он интересуется „лобнорскими козявками“ больше, чем русским мужиком»).
****************
4
После долгого, вольного дня спалось превосходно; случалось, однако, что иная грёза принимала особый оборот, - сила ощущения как бы выносила его из круга сна, - и некоторое время он оставался лежать, как проснулся, боясь из брезгливости двинуться.
Мотив впустую растраченного семени (впервые прозвучавший, кажется, в «Лилит») иллюстрируется образом крылатого соплодия («Вращаясь, медленно падал на скатерть липовый летунок») и вторит этимологии имени протагониста. Вызванный к калитке запиской, «которую, как в старых романах, ему принесла босая девчонка», Иннокентий ведет себя совершенно в духе русского человека на рандеву.
****************
5
Из-под сдвинутой набок фуражки живописными коричневыми прядями волосы налезали на бугристый лоб...
- ср.: «приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Это портрет Базарова, и краниоскопическим сходством дело не ограничивается. Сын сельского учителя (и будущий врач), Иннокентий презирает «знать» - и повторяет путь «нового человека» 60-х: «ливрейные лакеи, чинные дворецкие оскорбляли его демократическое чувство», однако, влюбившись в их хозяйку, он «перестал бранить ее „аристократические замашки“».
****************
6
Жарким днем в середине июня по сторонам дороги размашисто двигались косари, - то к правой, то к левой ключице прилипала рубаха, - «Бог помощь», - сказал Илья Ильич, проходя; он был в парадной панаме, нёс букет ночных фиалок. Иннокентий молча шагал рядом, вращая ртом (лущил семечки). Приближались к усадьбе. На площадке для игры в лоун-теннис тот же глухой розовый старичок в фартуке макал кисть в ведро и проводил, согнувшись до земли и пятясь, толстую сливочную черту. «Бог помощь», - сказал Илья Ильич, проходя.
Рефрен «Бог помощь» пародирует картину сословной идиллии в воспоминаниях Багрова-внука: я-повествователь с отцом едут по полю; приблизившись к жнецам, «отец мой сказал каким-то добрым голосом: „Бог на помощь!“»; «С этой десятины поехали мы на другую, на третью и так далее. Сначала мы вставали с роспусков и подходили к жнецам, а потом только подъезжали к ним; останавливались, отец мой говорил: „Бог на помощь“. Везде было одно и то же: те же поклоны, те же добрые обрадованные лица и те же простые слова: „Благодарствуем, батюшка Алексей Степаныч“».
****************
7
Некоторое время Иннокентий боролся с сочным кусочком пирога, очутившимся вне тарелки, - и вот, от неловкого прикосновения, перевалившимся и - под стол, - малиновый увалень (там его и оставим)
- ср. оживающие блюда в сказке Кэрролла об Алисе - баранью ногу («The leg of mutton got up in the dish and made a little bow to Alice») и рождественский пудинг («„What impertinence!“ said the Pudding. „I wonder how you'd like it, if I were to cut a slice out of you, you creature!“»), отведать которых Алисе так и не удается.
****************
8
...он уже был ассистентом профессора Бэра (Behr) на чешском курорте...
- видимо, фиктивная фигура; имя, однако, заставляет вспомнить о таких светилах медицины и естествознания (внесших вклад и в энтомологию), как Карл Эрнст фон Бэр и Hans Hermann Behr.
****************
9
...хозяин смешался с голубым калмыком, встреченным в зале...
- отчего с голубым? Заранее признателен за советы.
Черновой комментарий: голубой - популярный у калмыков (монголов ойратской группы) цвет одежды; по преданию, Чингисхан назвал свой народ и династию «кеке-монгол» («голубые монголы»).
****************
10
...старая француженка с недобрыми глазами, державшая под столом на коленях незримое крохотное существо, изредка звеневшее бубенчиком...
- что за существо? Заранее признателен за советы.