Города - призраки и другие ненужные и разорительные проекты
Jan 07, 2014 08:42
В Испании выставлен на продажу аэропорт, из которого с апреля 2012 года не было совершено ни одного вылета и в котором за это время не приземлился ни один самолет. Аэропорт, что называется, с иголочки: с 4-километровой взлетно-посадочной полосой, кстати, самой длинной в Европе, и 50-метровой диспетчерской вышкой, терминалом пропускной способностью 10 млн. пассажиров в год, центром для гостей, огромным промышленным парком и просторной парковкой. Он выставлен на продажу и продается недорого. Правда, 100 млн. евро это только начальная цена, но все рано это недорого, потому что его строительство обошлось ровно в 10 раз дороже, в 1 млрд. евро.
Аэропорт в Сьюдад-Реале, центре одноименной испанской провинции, расположенном примерно в 200 км к югу от Мадрида, был сдан в эксплуатацию в 2009 году, а в апреле 2011 года был закрыт за ненадобностью. Компания, оператор аэропорта - CR Aeropuertos, обанкротилась три года назад. Поэтому сейчас аэропорт-призрак продается. Заявки можно подавать до 29 декабря. Первоначально его назвали «Сьюдад-Реаль дон Кихот», но вскоре после открытия, когда начались проблемы, название сочли неуместным и заменили на более простое и ни к чему не обязывающее - «Сьюдад-Реаль центральный».
Аэропорт-призрак в центре Испании является одним из наиболее ярких примеров испанского строительного бума в середине первого десятилетия этого века. Кроме этого, испанский аэропорт, кстати, далеко не единственный такого рода на Пиренеях, является ярким примером так называемых «белых слонов». Этим поэтическим фразеологизмом называют что-то, разорительное для владельца. Выражение объясняется просто. В незапамятные времена короли Сиама (Таиланда) дарили неугодным придворным белых слонов. В природе они встречаются крайне редко и поэтому испокон веков считались священными. Использовать их в качестве тяговой силы запрещалось, а содержание было настолько дорогим, что многие получатели дорогого подарка вскоре разорялись.
Сейчас белыми слонами называют очень дорогие проекты, чаще всего крупные объекты недвижимости, которые по тем или иным причинам не используются или недостаточно активно используются по прямому назначению. В последние годы их число стремительно растет, а найти их можно в любой стране.
1. Аэропорт в Касселе
По ряду причин среди «белых слонов» довольно много аэропортов. Еще одним примером «белослоновского» аэропорта является аэропорт «Калден» в немецком Касселе, земля Гессен. Несмотря на то, что он значительно меньше аэропорта в Сьюдад-Реале и стоит «лишь» 270 млн. евро, проблемы те же, что и у испанского «коллеги».
Аэропорт в Касселе открылся в начале апреля, но уже сейчас стоит без работы. В аэропорте работает почти 140 человек, но, как минимум, всю зиму им будет нечего делать, потому что не запланировано ни одного рейса. Последний раз пассажирский лайнер приземлялся в «Калдене» в октябре. Сейчас в аэропорту проходят лишь тренировочные полеты местного авиаклуба, да изредка садятся легкие частные самолеты.
Персонал очень надеется на возобновление работы весной, но сотрудники хорошо понимают, что шансы невелики. В лучшем случае, они могут рассчитывать на редкие рейсы. Между тем, счета за электричество, воду и прочие услуги приходят регулярно. К концу года убытки «Калдена» достигнут 7 млн. евро, сумма для провинциального аэропорта немаленькая.
Причина бедственного положения аэропорта «Калдена» элементарная и заключается в том, что он, по большому счету, так же, как аэропорт в Сьюдад-Реале, не нужен. В регионе хватает крупных аэропортов - до Франкфурта менее полутора сотен километров. Примерно, столько же до Кельна и Эрфурта.
2.ТРЦ в Дунгуане (КНР)
Особенно много белых слонов в Китае, где очень любят, чтобы все было самым большим. Торгово-развлекательный центр New South China Mall в городе Дунгуань, провинция Гуандун, считается самым большим в мире по сдаваемой в аренду продавцам площади. Достаточно сказать, что он рассчитан на 100 тыс. посетителей в день, а его торговая площадь составляет 660 тыс. кв.м. Чего здесь только нет: и развлекательный парк с аттракционами и даже венецианскими каналами длиной 2 км, по которым можно прокатиться на настоящих гондолах, и трасса для гонок на картах и даже первый в мире развлекательный центр Телепузиков. Единственное, чего нет в New South China Mall, это… продавцов и покупателей!
7.jpg
ТРЦ в Дунгуане открылся в 2005 году и с тех пор фактически пустует. Главная причина такого фиаско - ошибки в месте выбора площадки. Центр находится на окраине 10-миллионного города, куда можно добраться только на машине или автобусе.
Данные по заполняемости ТРЦ New South China Mall разнятся, но очевидно, что она очень низкая. Согласно некоторым данным работает лишь 1% (!) площадей: из 2350 торговых точек и павильонов открыты лишь 47. Говорят, что людей в центре можно увидеть только на аттракционах и в кинотеатре IMAX.
3. Города-призраки в Китае
Конечно, родиной городов-призраков является вовсе не Поднебесная, но уж очень много в современном Китае полностью готовых к проживанию городов, в которых не живут люди. По некоторым данным в стране пустуют 65 млн. квартир.
Например, рядом с Куньмином уже практически построен город-спутник Чэнгун. Несмотря на то, что туда уже начали переводить госучреждения, в т.ч. администрацию Куньмина, горожан в нем очень мало.
Наиболее известным примером китайских городов-призраков является Канбаши в северной провинция Внутренняя Монголия. Здесь, рядом с городом Ордос, вот уже 10 лет строится город-миллионер. На данный момент построена треть, но вместо 300 тыс. жителей в сданном жилье их живет менее 100 тыс. Спальные районы по-прежнему безлюдны, на дорогах почти нет машин.
И все же, как считают специалисты, китайские города-призраки, по крайней мере большая их часть, имеют все шансы отбросить вторую часть названия - слово «призрак». Немало квартир, хотя и пустуют, но уже проданы, т.е. являются объектами вложения денег.
Второй фактор, позволяющий им с оптимизмом смотреть в будущее, - проводимая правительством КНР политика урбанизации страны. Ежегодно в города переселяется примерно 10 млн. человек, которым где-то нужно жить. Так что наступит день, когда и в городах-призраках Китая забурлит жизнь.
4. Гостиница «Рюгён», Пхеньян (КНДР)
Эта гостиница является отличным примером как «белого слона», так и долгостроя. Строительство самой высокой гостиницы на планете началось в 1987 году, из-за финансовых трудностей было остановлено в 92-м и возобновилось лишь полтора десятилетия спустя, в апреле 2008 года.
Уже сейчас «Рюгён», 105-этажное здание 330-метровой высоты является самым высоким в столице Северной Кореи. По плану, в гостинице должны быть 3 тыс. номеров, 7 ресторанов, десятки лифтов, кинотеатры и другие атрибуты современных отелей.
Дата сдачи «Рюгёна», кстати, неоднократно признававшегося самым уродливым зданием в мире, в эксплуатацию неоднократно переносилась.
Не выполнена и самая последняя - лето этого года. Но даже после того, как «Рюгён» начнет действовать, не очень понятно, кто в нем будет жить. Самим северным корейцам такое жилье, конечно, не по карману, а интуристов на севере полуострова до сих пор крайне мало.
5. Храм Святого семейства, Барселона (Испания)
Еще один классический пример «белого слона», которого подарила планете Испания. Правда, кризис в случае с храмом Святого семейства в Барселоне не при чем, потому что строительство еще недостроенного храма началось… 130 лет назад. Сдача храма намечена на 2026 год, к столетней годовщине со дня смерти его архитектора - Антонио Гауди. Однако срок этот вполне может быть сорван, потому что огромное здание готово лишь на 65%.
Сам Гауди по поводу темпов строительства своего детища однажды горько пошутил, что его клиент - Бог не торопится. К моменту его смерти в 1926 году под колесами трамвая строительство храма длилось уже 44 года.
Несмотря на то, что храм еще не закончен, он является одной из главных достопримечательностей Барселоны. Ежегодно его посещают до 3 млн. туристов. Плата за вход составляет главную часть от 25- миллионной сметы на год. Остальные деньги поступают в виде добровольных пожертвований. Три года назад храм Святого семейства освятил папа, и он сейчас функционирует как церковь.