При всём неоднозначном отношении литературных критиков, откровенно проходных вещах (вроде «Безнадёги» и «Регуляторов») и чрезвычайной плодовитости (в среднем, по толстому роману в год) Стивен Кинг продолжает оставаться одним из самых издаваемых и, естественно, читаемых в мире писателей. Не так давно в издательстве «АСТ» вышел сборник его повестей «Тьма, - и больше ничего» (в оригинале намного красивее - «Full Dark, No Stars»). О нём и поговорим.
Конечно, Кинг, в первую очередь, знаменит как крупный романист. Предпоследний из переведённых романов «Под куполом» лежит у меня на полке больше года, а всё из-за пугающе-колоссального объёма в 1120 страниц! Благодаря чуть менее шокирующей толщине (700 стр.) я недавно прочитал его роман «11.22.63», который
отрецензировал в «Избе-читальне», а неутомимый Кинг тем временем уже выпустил «Доктор Сон» - продолжение культового «Сияния». В общем, читать - не перечитать.
Что же касается «Тьмы», то здесь старина Стивен вернулся к формату, которым владеет отнюдь не хуже. Просто, по мнению издателей, куда удобнее продать толстенькую книжку с одним произведением, чем потоньше и с несколькими. Странная логика, которая, тем не менее, в настоящее время практически уничтожает жанр новеллы.
Что же получилось в итоге? Четыре разноплановые и очень крепко написанные повести, которые демонстрируют, что автор сейчас - в отличной творческой форме и готов удивлять, интриговать, пугать и, в конечном итоге, заставлять читателя задуматься.
«1922 год» - мрачная, очень жёсткая и натуралистичная повесть о том, как фермер из-за 100 акров земли решает убить свою жену, убеждает 14-летнего сына пойти к нему в помощники, проворачивает тёмное дельце, но в итоге не чувствует удовлетворения. Напротив, содеянное зло возвращается с умноженной силой, и без всякой мистики становится жутко от истории падения личности, которая в движении вниз прихватывает с собой и своих близких.
Повесть «Громила» - и снова так любимая Кингом тема писателя, попавшего в необычные обстоятельства. На сей раз прозаик у нас в юбке, сочиняет детективчики о старушках-следователях и ведёт крайне спокойный образ жизни. Однажды её насилует и пытается убить (женщина остаётся в живых только из-за неосмотрительности маньяка) водитель грузовика. Рассказать о случившемся полиции - равносильно подписать себе приговор к издевательству жёлтой прессы и бесконечным судам-пересудам. Потому Тесс Джин решает сама разобраться с ситуацией, и месть её будет страшной.
«На выгодных условиях» - самое короткое и самое классическое произведение сборника. Извечный сюжет о том, как человек продаёт душу дьяволу, оборачивается принесением в качестве платы за услугу благополучия своего лучшего друга и одновременно… ненавистного врага.
Наконец, финальная повесть «Счастливый брак» - одна из самых сильных вещей книги. Это история о том, как после 30 лет безмятежной совместной жизни жена случайно узнаёт, что её супруг совсем не тот человек, которого она, казалось, знает как свои пять пальцев.
Безусловно, Кинг не смог обойтись без самоповторов. «1922» напоминает «Долорес Клэйборн», «Громила» - это ещё одна вариация новеллы «Гретель» из недавнего неудачного сборника рассказов
«После заката» и т.д. Но при этом каждое произведения в «Тьме» самодостаточно. Будто подхваченная однажды тема не давала покоя, требовала развития и в итоге вылилась в новую самобытную новеллу.
Увлекаться творчеством Стивена Кинга я начал ещё со школы и об этом по сей день не жалею. Творчество писателя, если он настоящий, а мне кажется, что к Кингу очень даже применимо это определение, отличает постоянный поиск: парадоксальных идей, необычных ситуаций, «живых» персонажей. Судя по сборнику «Тьма, - и больше ничего», у старины Стивена проблем ни с чем из вышеперечисленного нет. Потому - ждём новых ярких книг, чтобы обсудить в «Избе-читальне»!