Среди всего разнообразия киножанров мне всегда казались по-особенному симпатичными мюзиклы. Казалось бы, что в них может привлекать? - Они же изначально по самой природе своей неестественны! Мы никогда не начинаем выводить звонкоголосые арии, внезапно прервав важный разговор, и не танцуем под дождём, упоённо напевая о любви. Но своя прелесть в мюзиклах определённо есть. И сегодня речь пойдёт о, пожалуй, моём самом любимом образчике жанра - ослепительном творении режиссёра База Лурмана под названием «Мулен Руж».
Париж на стыке XIX и XX веков. Чудесное время, наполненное пьянящим ароматом свободы и сладковатым вкусом абсента. Время расцвета творческой богемы и ничем не стеснённых экспериментов в искусстве - время, когда свершаются чудеса.
С главным героем фильма, никому не известным, талантливым и по-юношески наивным писателем Кристианом (Эван МакГрегор), который приезжает из глубокой провинции покорять Париж, случается то самое чудо. Волей случая он оказывается вовлечён в безумную чехарду забавных событий, когда знакомится с труппой знаменитейшего ночного клуба «Мулен Руж». И, конечно, попадает под чары самой популярной здешней куртизанки Сатин в звёздном исполнении Николь Кидман.
Благодаря бурлескной неразберихе Сатин принимает Кристиана за оказывающего ей недвусмысленные знаки внимания герцога, который богат настолько, что может многое: например, сделать из увеселительного заведения настоящий театр. И во время первой же встречи между писателем и куртизанкой вспыхивает чувство, которое, несмотря на все доводы здравого смысла, растёт с каждым днём и не знает преград…
Впрочем, расписывать все сценарные ходы «Мулен Руж» не стоит: они не содержат откровений, преподнося зрителю достаточно стандартную лав-стори - правда, лишённую традиционного для жанра хэппи-энда. Гораздо важнее, КАК это сделано.
Снят фильм просто грандиозно. Это настоящая феерия цвета, музыки, танца. Это великолепные актёрские работы - любопытно, что и Кидман, и МакГрегор, и замечательный британский актёр Джим Броудбент (он здесь поразительно сыграл владельца кабаре Зидлера, человека одновременно очень расчётливого, но и обладателя отзывчивого сердца) исполняли все вокальные партии самостоятельно, продемонстрировав мастерство, которому могли бы позавидовать наши в большинстве своём безголосые и бездарные поп-звёзды. (Но не позавидуют, ибо это чувство у них давно уже атрофировалось).
Наконец, звучащие в фильме композиции могут стать настоящей усладой для меломана, ведь многие из них представляют собой фантастическое попурри из хитов таких разноплановых групп, как «Beatles» и «Nirvana», Мадонны и Стинга, Элтона Джона и Дэвида Боуи.
Я хорошо помню: когда первый раз посмотрел «Мулен Руж» в кинотеатре 10 лет назад, вышел из зала просто переполненный эмоциями. Хотелось петь, танцевать, буйствовать, творить… Я тогда работал корреспондентом в давно уже приказавшей долго жить газете «Анапские известия» и вместе со своей подругой Валерией Кирасовой делал рубрику «CD и смотри». Помню, материал, который мы тогда написали, назвался «Тантрический канкан». Этим отдающим лёгким безумием термином я называю «Мулен Руж» и поныне, посмотрев его за это время, наверно, раз 15… И ведь не надоедает!
Безусловно, я могу перематывать мелодраматические моменты, но не в них суть! Зато каждый музыкальный номер (а их в «Мулен Руж» предостаточно) доставляет такое наслаждение слуху и зрению, что с несмолкающим аппетитом хочется вкушать его снова и снова. Отчаянно смешная «Like a virgin», или страстная «Roxanne», или игривая «Diamonds are a girls best friends» - все они хороши по-своему. Ну а насколько мощно сделана кавер-версия квиновской «Show must go on», надо просто услышать!
Безусловно, это лучшая режиссёрская работа База Лурмана, который после «Мулен Руж» молчал лет так 8, чтобы затем явить зрителю эпическую мелодраму «Австралия» - тоже зрелищную, крепко снятую, но лично для меня - лишённую шарма и очарования своего главного шедевра.
P.S. Если вы ещё не добрались до этого мюзикла, ни в коем случае не смотрите его в версии с переведёнными песнями - их надо слушать только в оригинале, с русскими субтитрами, иначе весь шарм будет потерян, ибо наши локализаторы как обычно особенно не заморачивались и своим напрочь лишённым эмоций синхронным переводом попросту убили все музыкальные композиции.