Новый фильм Романа Прыгунова рассказал о ненастоящем человеке, кризисе топ-менеджеризма и о том, что деньги-деньги-дребеденьги - отнюдь не главное в этой жизни. О том, как непросто добирался до экранов этот фильм, я писал в статье для журнала «КиноPeople», а после просмотра напитался впечатлениями, которыми и спешу поделиться.
От слова…
В 2006 году книжные полки поклонников новейшей отечественной литературы пополнились дебютным романом Сергея Минаева с непонятным названием «ДухLess» и саркастичным подзаголовком «Повесть о ненастоящем человеке». Как пояснял автор, русский корень «дух» и англицкий суффикс «less» (признак отсутствия) в совокупности образуют нечто вроде «бездуховности».
Книга моментально стала бестселлером (только за первые недели было продано 100 тысяч экземпляров) и за 6 лет претерпела несколько переизданий, что для современной загибающейся печатной индустрии является воистину впечатляющим достижением.
Про пустую жизнь менеджеров среднего и высшего звена недавно сформировавшийся класс молодых российских управленцев читал с интересом - переживания главного героя были понятны, узнаваемы, а следовательно, близки. В 2007 году Сергей Минаев получил за «ДухLess» антипремию «Полный Абзац», да и отзывы критиков о романе в большинстве были разгромными. Однако всё это лишь послужило лишней шумихе вокруг книги и, соответственно, увеличению её тиражей.
… к кадру
Бешеная популярность романа не могла ускользнуть от внимания продюсеров - права на экранизацию романа приобрела компания «Кинослово». В 2008 году начались съёмки, однако вскоре грянул очередной финансовый кризис, на которые так щедра наша непредсказуемая страна, и процесс застопорился, а артисты разбежались по более перспективным проектам.
Создатели решили было: «Фенита ля комедия», однако, после того как судьбой фильма занялась компания Фёдора Бондарчука «Art Pictures», съемки возобновились. Как оказалось, подводные камни скрывались и здесь, планируемый на осень 2011 года релиз не состоялся, и до широкого зрителя фильм, премьера которого состоялась этим летом на 34-м Московском международном кинофестивале, добрался только 4 октября.
От истории…
«ДухLess» - это история Максима Андреева, топ-менеджера московского представительства крупного зарубежного банка.
Максим зарабатывает очень солидные деньги, проводит вечера в престижных столичных ночных клубах, любит элитный алкоголь и не брезгует кое-чем посильнее; к нему, словно мотыльков на горящую лампочку, притягивает гламурных красоток. Казалось бы, всё есть - живи и наслаждайся! Однако он уже давно пресытился этими радостями и, отравившись цинизмом и самокопанием, на автопилоте бредёт вперёд по жизни, совершенно не чувствуя её вкуса.
Ночной пьяный трёп с коллегами по менеджерскому цеху о смысле своей экзистенции и о современном российском обществе, встречи, сделки, случки - и каждый новый день похож на старый… Сам Сергей Минаев сравнил своего героя со знаменитым лермонтовским персонажем: «Это повесть о циничном... романтике. Как если бы Печорина перенести на двести лет вперёд, в Москву 2005-2006 годов. Герой нашего времени - это топ-менеджер».
Однако красивой жизни рано или поздно приходит конец, и над счастливо-безоблачным горизонтом Макса однажды сгущаются тучи. Тут и коллеги плетут коварные интриги, и сам он в себе окончательно запутался, и в жизни что-то разладилось вообще, и предчувствие пока неясных, но уж точно глобальных и далеко не радостных перемен изгладывает душу до основания.
… к экранизации
Режиссёр Роман Прыгунов до «ДухLessа» отметился необязательным к просмотру триллером «Одиночество крови» (2002) с дуэтом Дапкунайте-Куценко и фантастическим боевичком о детях со сверхспособностями «Индиго» (2008), который мало у кого остался в памяти в силу своей абсолютной вторичности. «ДухLess» стал попыткой сделать что-то стоящее, и со сверхзадачей Прыгунов справился.
В главной роли блистает секс-символ российского кино новейшего периода Данила Козловский. Парень в последнее время нарасхват. Запомнившись зрителю в роли Бормана из неплохого фантастически-патриотического эпоса «Мы из будущего», он уже побывал на главных партиях в недавней комедии «Пять невест» и экранизации романа Бориса Акунина «Шпион». Да и после выхода «ДухLess» Козловский приписан к двум громким проектам: «Легенда № 17» (о судьбе знаменитейшего советского хоккеиста Валерия Харламова) и «Дубровский», где знакомая с детства пушкинская коллизия перенесена в наши дни. Так что Данилу будем наблюдать в кино много - женщины точно не против. Также в актёрской труппе «ДухLessа» заняты Артём Михалков, Артур Смольянинов, Михаил Ефремов и даже Сергей Белоголовцев с Марией Кожевниковой.
Что же всё-таки получилось
Подобно тому, как Сергей Минаев во время создания «ДухLess» черпал вдохновение из романов Фредерика Бегбедера, Роман Прыгунов с большим вниманием пересматривал «99 франков» и «Бойцовский клуб» - «следы» этих фильмов очевидны любому киноману. А поскольку планка изначально была задрана высоко, надо было соответствовать!
В результате «ДухLess» представляет собой этакий ядрёный коктейль из качественного видеоряда, точно подобранной музыки, хороших актёрских работ и на удивление внятного сюжета - не зря многие зрители считают, что фильм удался лучше книги, от которой он местами довольно сильно отличается.
Смотрится всё это на одном дыхании, а главное, заставляет задуматься о том, кто и чего стоит в этой войне, что можно купить за деньги, а что - нет, и почему однажды очень важно сделать главный в своей жизни выбор.
Отмечу, что ограничение фильма по возрасту + 18 полностью оправдано: герои нередко изъясняются ненормативной лексикой, да и образ жизни Макса сложно назвать пуританским. Тем не менее, всё «непотребство» на экране оправдано контекстом. Мы же всё-таки имеем дело с бездуховностью, или, говоря языком автора, «духlessом»…
А вот как подняться на ступеньку выше, не потерять лицо и сохранить в себе человека, как определить приоритеты в море фальши и суметь найти настоящее чувство, можно узнать из нового фильма Романа Прыгунова, за просмотр которого хочется сказать большое спасибо анапскому Киноцентру на «Красной площади» сети кинотеатров «Монитор».
В любом случае, это один из самых ярких российских фильмов последнего времени, и отличные показатели в прокате - хорошее тому подтверждение.
Топ-5 фильмов о топ-менеджерах
«Подручный Хадсакера»
1994 год
Пожалуй, самый оптимистичный фильм братьев Коэнов о безобидном мечтателе-простачке, который устраивается на работу в одну из крупнейших компаний Нью-Йорка и в результате хитрых интриг её руководства проходит путь от рядового клерка до председателя, попутно изобретая хула-хуп и другие полезные вещицы.
«Космополис»
2012 год
Начисто лишённая динамики драма Дэвида Кроненберга рассказывает историю из жизни молодого миллиардера-финансиста, который в течение 24-х часов успевает изменить жене, подвергнуться нападению и потерять всё своё огромное состояние, при этом не выходя из автомобиля. А ведь собирался просто подстричься…
«Фирма»
1993 год
Детективный триллер Сидни Поллака об амбициозном выпускнике гарвардского университета, который на очень выгодных условиях устраивается на работу в небольшую юридическую фирму, мечтает о карьерном взлёте, однако вскоре обнаруживает, что ему придётся обслуживать чикагскую мафию и шифроваться от сотрудников ФБР.
«Самый главный босс»
2006 год
Нетипичный для датского натуралиста-скандалиста Ларса фон Триера саркастический фильм о владельце IT-компании, который, придумав для своей фирмы фиктивного руководителя, под влиянием обстоятельств однажды нанимает на роль псевдо-босса актёра-неудачника. Тот, однако, понимает, что эта роль испытывает его моральные убеждения, и протестует.
«Служебный роман»
1977 год
Любимая поколениями россиян и давным-давно разошедшаяся на цитаты трагикомедия Эльдара Рязанова из жизни сотрудников управления статистики, где есть место и «цеховым» интригам, и забавным ситуациям, и любовной истории, в которой «мымра» Людмила Прокопьевна оказывается далеко не таким «сухарём», как считали все её подчинённые.