«ДухLess» - не потерять своё лицо

Oct 16, 2012 16:04


Новый фильм Романа Прыгунова рассказал о ненастоящем человеке, кризисе топ-менеджеризма и о том, что деньги-деньги-дребеденьги - отнюдь не главное в этой жизни. О том, как непросто добирался до экранов этот фильм, я писал в статье для журнала «КиноPeople», а после просмотра напитался впечатлениями, которыми и спешу поделиться.





От слова…

В 2006 году книжные полки поклонников новейшей отечественной литературы пополнились дебютным романом Сергея Минаева с непонятным названием «ДухLess» и саркастичным подзаголовком «Повесть о ненастоящем человеке». Как пояснял автор, русский корень «дух» и англицкий суффикс «less» (признак отсутствия) в совокупности образуют нечто вроде «бездуховности».

Книга моментально стала бестселлером (только за первые недели было продано 100 тысяч экземпляров) и за 6 лет претерпела несколько переизданий, что для современной загибающейся печатной индустрии является воистину впечатляющим достижением.



Про пустую жизнь менеджеров среднего и высшего звена недавно сформировавшийся класс молодых российских управленцев читал с интересом - переживания главного героя были понятны, узнаваемы, а следовательно, близки. В 2007 году Сергей Минаев получил за «ДухLess» антипремию «Полный Абзац», да и отзывы критиков о романе в большинстве были разгромными. Однако всё это лишь послужило лишней шумихе вокруг книги и, соответственно, увеличению её тиражей.

… к кадру

Бешеная популярность романа не могла ускользнуть от внимания продюсеров - права на экранизацию романа приобрела компания «Кинослово». В 2008 году начались съёмки, однако вскоре грянул очередной финансовый кризис, на которые так щедра наша непредсказуемая страна, и процесс застопорился, а артисты разбежались по более перспективным проектам.



Создатели решили было: «Фенита ля комедия», однако, после того как судьбой фильма занялась компания Фёдора Бондарчука «Art Pictures», съемки возобновились. Как оказалось, подводные камни скрывались и здесь, планируемый на осень 2011 года релиз не состоялся, и до широкого зрителя фильм, премьера которого состоялась этим летом на 34-м Московском международном кинофестивале, добрался только 4 октября.

От истории…

«ДухLess» - это история Максима Андреева, топ-менеджера московского представительства крупного зарубежного банка.

Максим зарабатывает очень солидные деньги, проводит вечера в престижных столичных ночных клубах, любит элитный алкоголь и не брезгует кое-чем посильнее; к нему, словно мотыльков на горящую лампочку, притягивает гламурных красоток. Казалось бы, всё есть - живи и наслаждайся! Однако он уже давно пресытился этими радостями и, отравившись цинизмом и самокопанием, на автопилоте бредёт вперёд по жизни, совершенно не чувствуя её вкуса.



Ночной пьяный трёп с коллегами по менеджерскому цеху о смысле своей экзистенции и о современном российском обществе, встречи, сделки, случки - и каждый новый день похож на старый… Сам Сергей Минаев сравнил своего героя со знаменитым лермонтовским персонажем: «Это повесть о циничном... романтике. Как если бы Печорина перенести на двести лет вперёд, в Москву 2005-2006 годов. Герой нашего времени - это топ-менеджер».

Однако красивой жизни рано или поздно приходит конец, и над счастливо-безоблачным горизонтом Макса однажды сгущаются тучи. Тут и коллеги плетут коварные интриги, и сам он в себе окончательно запутался, и в жизни что-то разладилось вообще, и предчувствие пока неясных, но уж точно глобальных и далеко не радостных перемен изгладывает душу до основания.

… к экранизации

Режиссёр Роман Прыгунов до «ДухLessа» отметился необязательным к просмотру триллером «Одиночество крови» (2002) с дуэтом Дапкунайте-Куценко и фантастическим боевичком о детях со сверхспособностями «Индиго» (2008), который мало у кого остался в памяти в силу своей абсолютной вторичности. «ДухLess» стал попыткой сделать что-то стоящее, и со сверхзадачей Прыгунов справился.



В главной роли блистает секс-символ российского кино новейшего периода Данила Козловский. Парень в последнее время нарасхват. Запомнившись зрителю в роли Бормана из неплохого фантастически-патриотического эпоса «Мы из будущего», он уже побывал на главных партиях в недавней комедии «Пять невест» и экранизации романа Бориса Акунина «Шпион». Да и после выхода «ДухLess» Козловский приписан к двум громким проектам: «Легенда № 17» (о судьбе знаменитейшего советского хоккеиста Валерия Харламова) и «Дубровский», где знакомая с детства пушкинская коллизия перенесена в наши дни. Так что Данилу будем наблюдать в кино много - женщины точно не против. Также в актёрской труппе «ДухLessа» заняты Артём Михалков, Артур Смольянинов, Михаил Ефремов и даже Сергей Белоголовцев с Марией Кожевниковой.

Что же всё-таки получилось

Подобно тому, как Сергей Минаев во время создания «ДухLess» черпал вдохновение из романов Фредерика Бегбедера, Роман Прыгунов с большим вниманием пересматривал «99 франков» и «Бойцовский клуб» - «следы» этих фильмов очевидны любому киноману. А поскольку планка изначально была задрана высоко, надо было соответствовать!



В результате «ДухLess» представляет собой этакий ядрёный коктейль из качественного видеоряда, точно подобранной музыки, хороших актёрских работ и на удивление внятного сюжета - не зря многие зрители считают, что фильм удался лучше книги, от которой он местами довольно сильно отличается.

Смотрится всё это на одном дыхании, а главное, заставляет задуматься о том, кто и чего стоит в этой войне, что можно купить за деньги, а что - нет, и почему однажды очень важно сделать главный в своей жизни выбор.



Отмечу, что ограничение фильма по возрасту + 18 полностью оправдано: герои нередко изъясняются ненормативной лексикой, да и образ жизни Макса сложно назвать пуританским. Тем не менее, всё «непотребство» на экране оправдано контекстом. Мы же всё-таки имеем дело с бездуховностью, или, говоря языком автора, «духlessом»…

А вот как подняться на ступеньку выше, не потерять лицо и сохранить в себе человека, как определить приоритеты в море фальши и суметь найти настоящее чувство, можно узнать из нового фильма Романа Прыгунова, за просмотр которого хочется сказать большое спасибо анапскому Киноцентру на «Красной площади» сети кинотеатров «Монитор».

В любом случае, это один из самых ярких российских фильмов последнего времени, и отличные показатели в прокате - хорошее тому подтверждение.

Топ-5 фильмов о топ-менеджерах

«Подручный Хадсакера»

1994 год



Пожалуй, самый оптимистичный фильм братьев Коэнов о безобидном мечтателе-простачке, который устраивается на работу в одну из крупнейших компаний Нью-Йорка и в результате хитрых интриг её руководства проходит путь от рядового клерка до председателя, попутно изобретая хула-хуп и другие полезные вещицы.

«Космополис»

2012 год



Начисто лишённая динамики драма Дэвида Кроненберга рассказывает историю из жизни молодого миллиардера-финансиста, который в течение 24-х часов успевает изменить жене, подвергнуться нападению и потерять всё своё огромное состояние, при этом не выходя из автомобиля. А ведь собирался просто подстричься…

«Фирма»

1993 год



Детективный триллер Сидни Поллака об амбициозном выпускнике гарвардского университета, который на очень выгодных условиях устраивается на работу в небольшую юридическую фирму, мечтает о карьерном взлёте, однако вскоре обнаруживает, что ему придётся обслуживать чикагскую мафию и шифроваться от сотрудников ФБР.

«Самый главный босс»

2006 год



Нетипичный для датского натуралиста-скандалиста Ларса фон Триера саркастический фильм о владельце IT-компании, который, придумав для своей фирмы фиктивного руководителя, под влиянием обстоятельств однажды нанимает на роль псевдо-босса актёра-неудачника. Тот, однако, понимает, что эта роль испытывает его моральные убеждения, и протестует.

«Служебный роман»

1977 год



Любимая поколениями россиян и давным-давно разошедшаяся на цитаты трагикомедия Эльдара Рязанова из жизни сотрудников управления статистики, где есть место и «цеховым» интригам, и забавным ситуациям, и любовной истории, в которой «мымра» Людмила Прокопьевна оказывается далеко не таким «сухарём», как считали все её подчинённые.

рецензия, ДухLess, кино, блог Сергея Лёвина, Роман Прыгунов, экранизация, социальная драма, Данила Козловский, Сергей Минаев

Previous post Next post
Up