Здесь билось сердце античного Рима. Здесь выбирали консулов, решали судьбу Карфагена, принимали законы, чествовали триумфаторов и меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками. Разгуливали люди в белоснежных тогах. Здесь нанесены на карту все легендарные, мифические названия, какие только фигурируют в книгах по истории.
Это Римский Форум - уникальное место, древнее как сам Вечный Город, входящее в список самых популярных достопримечательностей Италии.
...Именно сюда мы пришли после прогулки по Колизею - благо, две эти достопримечательности расположены напротив друг друга и входной билет включает посещение обеих. Гуляли мы без гида, поэтому только сейчас, при написании этого поста, я могу лучше узнавать и понимать, что именно мы там видели...
Все исторические факты о Римском Форуме взяты
отсюда.
Во времена становления Римского государства, в черте столицы оставался приличный участок земли, которая не была облагорожена. Низина между Палатинским, Капитолийским и Эсквилинским холмами была затоплена многочисленными родниками (вплоть до VIII века до н.э. топкая местность использовалась в качестве кладбища для местных жителей).
Ситуация изменилась во времена правления царя Тарквиния Приска, при котором низина была осушена подземным туннелем Cloaca Maxima. Столичная равнина превратилась в удобный участок, на котором выросли торговые ряды и помост для публичных выступлений.
3.
В первом веке нашей эры писатель-энциклопедист Плиний Старший дивился тому, что Клоаке уже 700 лет, а она как новенькая и "практически нерушимая". Наверное, он еще сильнее удивился бы, если бы узнал, что и сейчас, почти 2000 лет спустя, некоторые участки Большой Клоаки используются по прямому назначению. Отверстие, по которому нечистоты когда-то сливались в Тибр, можно увидеть сбоку от Палатинского моста (Ponte Palatino).
Форум стал служить центром общественной жизни, и из повседневного общения людей выросло то тематическое общение, которое мы и сегодня называем форумом.
4.
Место для Форума было выбрано не случайно - именно здесь было заключено перемирие между римлянами и сабинами, и с той поры долину объявили местом для торговли и общих встреч. На Форуме проходили народные собрания, заседания Сената и выборы магистратов, а также религиозные обряды и судебные разбирательства.
Первой значительной постройкой на площади стал Храм Венеры-Очистительницы. Это святилище не сохранилось до наших дней, однако древние предания гласят, что в храме производили обряд очищения римских воинов и плененных сабинянских дев.
Римский форум имеет ещё одно легендарное место - мраморный обелиск "Чёрный камень". Датированный VI в. до н.э. памятник, согласно древним манускриптам, отметил место гибели Ромула, одного из основателей Рима. Под поверхностью камня при раскопках были найдены плиты с древними письменами, которые позволяют проследить формирование латыни как производной от греческого языка.
После Пунических войн в связи с перепланировкой города Форум приобрел новый облик. Во II веке до н. э. здесь воздвигли базилики Порция, Семпрония и Эмилия; построили заново храм Кастора и Поллукса, храм Конкордии и проложили новые дороги, чтобы обеспечить связь между Форумом и другими районами города.
При императорах это место стало беспрецедентно роскошным, с беломраморными и золотыми крышами храмов и рыночными лавками, сиявшими на солнце.
5.
После вторжений варваров Форум был заброшен, точнее, превратился в гигантскую каменоломню, откуда все кому не лень тащили строительный материал для дворцов, церквей и оборонительных башен. То, что оставалось, постепенно уходило под землю и зарастало травой - к началу Ренессанса места эти были известны исключительно как Campo Vaccino - "коровье поле" - пока раскопки XIX в. не выявили многие древние сооружения.
6.
Но и это не спасло положения. Жизнь исчезла отсюда, будто её и не было, - остался гигантский музей прошлого, скопление обломков, нещадно разрезанное при Муссолини улицей Фори-Империали.
7.
...Войти на Римски Форум можно с нескольких разных входов; мы попали туда через юго-восточный вход, который украшает однопролётная арка Тита, воздвигнутая в 81 году н.э. императором Домицианом (Flavius Domitianus) в память о взятии Иерусалима в 70 году н.э.
Над главным карнизом находится дарственная надпись: "Сенат и народ Рима к божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана".
8.
Она является старейшей триумфальной аркой в Риме и построена вскоре после смерти императора Тита в честь его победы над восстанием евреев в Палестине.
В ходе этого восстания более 50 тысяч евреев были перевезены в Рим в качестве рабов, помогавших строить эту арку. Это событие было весьма значительным, положив тем самым начало еврейской диаспоре во всей Европе.
Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, и император Тит, управляющий квадригой. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора - на нем орел Юпитера уносит на небо в своих когтях маленького человечка, и это никто иной, как император Тит. На вершине арки изначально так же находилась статуя Тита, но до наших дней она не сохранилась.
9.
После арки мы свернули направо и пошли назад в направлении Колизея, чтобы попасть к руинам храма Венеры и Ромы, план которого, предположительно, сделал сам император Адриан.
10.
11.
Храм богинь Венеры и Ромы - некогда крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима. Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и Константина до долины Колизея, и было возведено на постаменте длиной в 145 метров и шириной в 100 метров. Само здание имело длину 110 метров и ширину 53 метра.
12.
Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н.э. на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона. Храм занимал центральную часть портика: он был построен из двух ниш, одна напротив другой, с общей внутренней стеной. Ниши были разделены статуями богинь, восседавших на тронах спина к спине. Взгляд Ромы был направлен на Римский форум, Венера смотрела на Колизей. По бокам храм был ограничен чередой античных колон.
Скорбя о покойной супруге, император Антонин Пий издал закон, обязывавший новобрачных приносить жертву на алтарь в храме Венеры и Ромы.
13.
14.
На втором десятке веков, как и большинство других величественных зданий древнего Рима, храм был использован как источник материалов и декора для вновь строящихся зданий. В 630 году золоченые бронзовые плиты с крыши храма были использованы для украшения собора Святого Петра. Как считают историки, сооружение было разрушено землетрясением в начале IX века, после чего его руины начали растаскивать на стройматериалы.
15.
Около 850 года император Лев IV приказал на руинах построить новую церковь, названную Санта Мария Нова. В 1612 году церковь была перестроена и получила имя Санта Франческа Романа.
16.
17.
18.
Если бы мы гуляли по Форуму давным-давно, то приближаясь по Священной дороге к восточному концу площади Форума мы бы увидели полукруглую нишу храма Юлия Цезаря (Tempio di Giulio Cesare), в которой скрыт алтарь Цезаря. 19 марта 44 года до н.э. скорбящие граждане, следовавшие за похоронной процессией Цезаря к месту его кремации на Марсовом поле, устроили там самодельный погребальный костер из скамей и столов, а тело Цезаря сожгли на Форуме.
На месте сожжения впоследствии, в 29 году до н.э., в рамках грандиозного проекта по реконструкции территории Форума императором Августом был выстроен храм, посвященный Божественному Юлию Цезарю (это первый случай подобного посвящения в Риме). Мраморная колонна в память об "отце отечества", как указывала надпись, была заменена полукружием ниши с алтарем, которая открывалась в центре подиума храма со стороны фасада.
В честь посвящения храма были устроены гладиаторские игры, в которых даже участвовал один сенатор, а римской публике впервые показали бегемота и носорога. Алтарь храма получил статус убежища - это означало, что беглый раб или преступник, добравшийся до алтаря и требующий защиты, мог рассчитывать на милосердие или, по крайней мере, на отсрочку приговора.
Однако по традиции в Риме правом убежища обладали только храмы тех богов, которые были известны еще при Ромуле, поэтому некоторые блюстители традиций были возмущены. Выход из положения нашли с римской бюрократической элегантностью: право убежища у Цезарева алтаря отнимать не стали, но храм окружили таким забором, что пройти в него просто так стало невозможно.
Увы, но от Храма Божественного Юлия Цезаря (aedes Divi Iuli) сохранился только фундамент (кирпичные стены в правой части фото).
19.
Здание было связано с одной стороны с Базиликой Эмилия портиком, посвященным Гаю и Луцию - внукам Августа, а с другой стороны - с Храмом Диоскуров аркой в честь победы Августа у мыса Акций, замененной впоследствии (в 19 году до н.э.) так называемой "Парфянской" аркой. Этот храм должен был служить увековечению имени императора, который желал, чтобы на Форуме жила память о роде Юлиев.
20.
Правее храма Цезаря, через "Этрусский переулок" (Vicus Tuscus) от Базилики Юлия расположены три высокие мраморные колонны, так называемые “Три сестры”, отмечающие живописные развалины храма Кастора и Поллукса - одного из старейших храмов на Римском форуме.
21, 22.
Он был построен в 484 году до н.э. по заказу сына диктатора Аулия Постумия по случаю победы над Тарквинием на озере Регил в Лации (496 год до н.э.). По легенде, два неизвестно откуда появившихся всадника помогли римлянам одержать быструю победу. Затем видели, как они поили взмыленных коней у источника Ютурны. Объявив народу о поражении врагов, они тотчас же бесследно исчезли. В них узнали братьев Диоскуров - Кастора и Поллукса, сыновей Юпитера. Кастор прославился как укротитель коней, а Поллукс - как кулачный боец. У братьев была единоутробная сестра Елена - та самая, из-за которой началась Троянская война. Чтобы возблагодарить Диоскуров за помощь, и был воздвигнут храм.
23, 24.
.
В период республиканского правления здесь проходили собрания сената. Начиная с середины II века до н.э. подиум стал трибуной для магистратов и ораторов во время законодательных комиций, которые проходили в этой части Форума. Здесь Цезарь изложил свой проект аграрных реформ. В здании находилась также контора мер и весов. В эпоху империи часть средств государственной казны хранилась в залах, расположенных по продольным сторонам целлы; часть залов использовалась под банковские конторы.
Большой пожар, разразившийся в Риме в 14 году до н.э. уничтожил большую часть форума вместе с храмом Диоскуров. Восстановление храма начал в 12 году до н.э. будущий второй римский император Тиберий. Посвящение состоялось в 6 году до н.э. К этому периоду и относится большая часть сохранившихся руин.
25.
В юго-восточной части Форума располагался Священный участок Весты, на котором находились храм Весты и Дом весталок. Царь Нума Помпилий велел построить святилище, в котором жрицы-весталки постоянно поддерживали огонь.
Храм Весты был посвящён римской богине домашнего очага и символизировал мироздание. Для посвящения в жрицы богини Весты отбирались девочки 6-10 лет благородного происхождения. Весталки исполняли свои обязанности в течение 30 лет, храня обет целомудрия. Не устоявших перед соблазном светской жизни ожидала страшная смерть - их заживо закапывали в землю.
26.
Эти жрицы пользовались в римском обществе огромным почётом и привилегиями. Так, если осужденные преступники, идя к месту наказания, случайно встречали весталку, то они подлежали освобождению. Существование весталок было одним из залогов вечности Рима. Весталкой была и мать основателей Рима - Ромула и Рема.
27.
При новейших раскопках Римского форума найдены остатки Дома весталок. Этот дом находится у подножия Палатина, близ Форума.
28.
Напротив храма Весты через Священную дорогу находится храм Антонина и Фаустины.
29.
30.
Хорошо сохранившаяся надпись на архитраве сообщает нам, что этот храм был воздвигнут в честь императора Антонина Пия и его жены Фаустины. В действительности же он был посвящен только Фаустине её мужем после кончины последней в 141 году н.э. После смерти Антонина Пия в 161 году н.э. Римский сенат посвятил этот храм обожествлённой императорской чете.
31.
В 1601 году храм перестроили в церковь Сан-Лоренцо, в память христианского мученика, сожжённого на этом месте, поэтому здание хорошо сохранилось до наших дней. Другая причина его хорошей сохранности - использование при строительстве очень прочных материалов.
32.
Напротив Сан-Лоренцо, по другую сторону Священной дороги, находятся развалины Регии (слово "Регия" происходит от латинского rex, "царь"). По легенде, Регию основал и построил второй римский царь Нума Помпилий. Из античных источников можно понять, что Регия совмещала функции храма и жилого дома. В ней находилось святилище Марса, где хранились принадлежащие богу войны копья и щиты, и святилище подземной богини, которую римляне называли Ops ConsIVa.
33.
Святилище Опс в Регии было запретным для всех, кроме верховного жреца и весталок. А копья Марса использовались для гадания: если они сами собой начинали шуметь, это считалось дурным знамением, и жрецы должны были немедленно принести искупительные жертвы. Историки рассказывают, что в мартовские иды 44 года до н.э., в день убийства Юлия Цезаря, Марсовы копья зашумели, и Цезарь, который тогда был верховным жрецом, совершил положенный жертвенный обряд - но это не отвратило беду.
34.
За храмом Антонина и Фаустины расположен храм Божественного Ромула.
35.
36.
Храм выходит на Священную дорогу между районом древнего кладбища и Базиликой Максенция.
37.
Это круглое здание из необожжённого кирпича с купольной крышей и полукруглым фасадом с четырьмя нишами, в которых когда-то стояли статуи.
38.
Если я не ошибаюсь, именно в этом здании сегодня есть что-то вроде небольшого музея, куда мы тоже заглянули.
39.
40, 41.
42.
43.
Троянский конь, между прочим...
44.
Самым впечатляющим и масштабным строением Форум Романум была и остается Базилика Максенция и Константина. Базилика расположена с наружной стороны археологического периметра Римского форума, и к ней можно подойти от проспекта Императорских Форумов (via Fori Imperiali). Это самое большое здание, когда-либо построенное на Римском форуме.
45.
Начало строительству в 308 году н.э. положил император Максенций, которого вскоре сверг Константин. Константин изменил интерьер и дал указание перенести вход с северной стороны на южную, выходящую на Священную дорогу. Закончено строительство было в 312 году. Таким образом, на востоке площади вырос огромный трехнефный храм размерами 100 на 65 метров. Площадь нефа превышала 4000 кв. метров, а высота сводов составляла 39 метров.
46.
Внутри стены базилики были украшены мраморными плитами, пол покрыт цветным мрамором. Архитектурным примером для строительства послужили термы Каракаллы и Диоклетиана. В лучшие времена храм украшала огромная статуя Максенция, которую позже заменили колоссальной статуей Константина (высота головы достигала 2,6 метра; находится в Музее Капитолия). Листовое золото и мрамор дополняли каменное воплощение правителя.
47.
...Идём дальше от Восточной части к Западной.
Вдоль всего Форума проходит Священная дорога (Via Sacra) - место триумфальных шествий Республики и Империи.
48.
49.
Если идти по Священной Дороге от Капитолия, то по правой стороне мы увидим Базилику Юлия, точнее лишь то, что от неё осталось - пол, фрагменты арок и колонны из травертина. В дохристианские времена базиликами назывались сугубо светские здания. Само это слово по-гречески означает "царские палаты".
Перед базиликой высится колонна Фоки (Colonna di Foca), возведенная в 608 году в честь визита византийского императора Фоки в Рим.
50.
Причина, по которой Фока удостоился от экзарха таких почестей, неизвестна. Часто ею считают благоволение Фоки римским папам, в том числе передачу Бонифацию IV Пантеона, освящённого в 609 как церковь всех мучеников, запрет константинопольскому патриарху именоваться “Вселенским” и др. Не исключено, что памятник был установлен в знак преданности императору Рима, которому в то время угрожали лангобарды, или был выражением личной признательности Смарагда Фоке, вернувшему ему власть экзарха.
51.
Слева от Священной дороги находятся руины базилики Эмилия (Basilica Aemilia), разрушенной готами в 410 году н.э.
52.
Серые половые плиты и основания античных колонн - это все, что осталось от некогда величественного здания, служившего для дебатов и судебных разбирательств.
53.
Глядя на это, трудно поверить, но когда-то Плиний Старший называл это здание одним из трёх главных чудес Рима. В полусказочные времена ранней Республики на этом месте находились лавки - сначала мясные, потом меняльные. Во II веке до н.э. цензор Марк Фульвий Нобилиор построил здесь первую базилику. Как часто бывает с римскими постройками, не совсем ясно, была ли Эмилиева базилика тем же зданием, что Фульвиева, и если да, то до какой степени. В одном из источников ее даже называют "Эмилиева и Фульвиева базилика". Повод для этого упоминания был весьма значительный - во II веке до н.э. здесь установили первые в городе водяные часы.
...Так мы достигли западного конца Форума, немного ниже Сенаторского дворца на Капитолийской площади. Отсюда можно увидеть арки римского государственного архива (Tabularium), включенные в задний фасад дворца эпохи Возрождения.
54.
55.
Здание Табулария было построено в 1-м столетии до н.э. и являлось государственным архивом, в котором хранились народные постановления и другие государственные акты. Очевидно, что некогда Табуларий имел многоэтажную структуру. Его строгая архитектура оживлена арочными сводами. В настоящее время хорошо сохранился фундамент и первый этаж строения, элементы внутреннего декора.
56.
Перед Табуларием, ближе к центру, находится храм Веспасиана. Храм Веспасиана и Тита - здание длиной 33 и шириной 22 метра. В помещении находился подиум, на котором стояли статуи двух обожествленных императоров. От колоннады остались всего лишь три колонны коринфского ордера высотой около 15 метров.
57, 58.
Левее храма Веспасиана расположен храм Сатурна, построенный около 489 года до н.э., вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев.
59.
Господствует над всей этой частью Форума тройная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo).
60.
В 203 году н.э. император Септимий Север приказал обустроить северный вход на площадь триумфальной аркой. Громкие победы полководца и его сыновей - Каракаллы и Геты - были увековечены при помощи мраморной арки, украшенной торжественным декором.
61.
Рельефные рисунки, на облицовочных плитах изображают героические битвы римлян с жителями Парфии.
62.
Сохранилась арка по причине того, что в VII веке папа Агафон пристроил к ней диаконат, своего рода социально-благотворительный центр, посвящённый святым Сергию и Вакху, который и просуществовал до рубежа XVI-XVII веков.
63.
...Всё время, что мы гуляли по Форуму, я не могла оторвать взгляд вот от той обзорной площадки:
64.
Мне непременно надо было туда попасть, и поэтому мы пошли наверх - на холм Палатин.
65.
Холм Палатин начинает свою историю ещё до основания Рима.
66.
На этом месте жили пастухи около трёх тысяч лет назад. Позже холм стал основным местом действия в легенде про Ромула и Рема. Специалистами были найдены поселения, основанные в 1000 году до нашей эры, что подтверждает более ранее заселение Палатина по сравнению с другими шестью холмами. В величайшей римской поэме, "Энеиде", сказано, что первый город на месте Рима основали выходцы из суровой греческой Аркадии. Он назывался Паллантий, и Палатин был его ядром и центром. Хотя, возможно, холм был назван в честь Палес - богини-покровительницы пастухов.
С этого места началась история Древнего Рима. Именно к подножию Палатина, по легенде, волнами Тибра прибило корзину с двумя младенцами - Ремом и Ромулом, ставшими основателями "Вечного города". По преданию, здесь находилась пещера волчицы (Луперкалий), вскормившей братьев.
Впоследствии Ромул окружил Палатинский холм стеной с двумя воротами - это и было первое подобие «Вечного города».
67.
Легендарная колыбель Рима в наше время стала его самым романтическим садом с упавшими среди полевых цветов колоннами.
68.
Во времена Римской республики этот район считался элитным и здесь жили только богачи и аристократы, такие как Красс и Цицерон. Там стоял дом семейства Гракхов, из которого вышли братья-реформаторы II века до н. э., там жил Тиберий Клавдий Нерон, отец императора Тиберия, там жил Марк Антоний, соратник Цезаря и будущий муж Клеопатры.
69.
Имперскому стилю положил начало Август. Его старались превзойти и затмить последующие императоры. Со временем весь район превратился в один огромный дворец. Само слово дворец (palace) происходит от названия холма.
70.
Нашествие варваров превратило Палатин в выжженную пустыню. Холм оставался безлюдным до самого семнадцатого столетия, пока не перешел во владения папы Павла III Фарнезе. С этого момента начинается возрождение холма. Именно это семейство впервые стало частично реставрировать давно забытую историю.
71.
Мало что напоминает об имперской помпезности на нынешнем Палатине. Долгое время холм был совсем закрыт для посещения: там неспешно вели археологические раскопки. Эти работы продолжаются и сейчас (раскопана меньшая часть памятников), но Палатин - одна из немногих археологических зон в центре Рима, где можно просто гулять и забыть о том, чем был этот холм для людей, живших на нем и вокруг него две тысячи лет назад: постройки на Палатине сохранились еще хуже, чем на Форуме, обозначений почти нет.
72.
А внушительные, облицованные кирпичом ребра и своды, торчащие по краям холма, - это остатки не самих зданий, а их фундаментов.
73.
Кроме того, Палатин рос не только вширь, но и ввысь. Нынешний холм - в значительной степени дело человеческих рук: в центральной его части культурный слой поднимается над природной геологической основой на целых пятнадцать метров.
Павильоны и террасы садов были заложены в XVII веке семьёй Фарнезе
74.
Ботанические раритеты садов Фарнезе были знамениты еще в XVII веке, но нынешняя планировка насаждений - в значительной степени дело рук археолога времен Наполеона III, Джакомо Бони. Бони работал на раскопках Форума, но жил на Палатине. Там он и похоронен - в центре садика, восстановленного им по древнеримским образцам.
75.
76.
С холма Палатина открывается самый фантастический вид на Форум и Рим из всех тех, что я видела до этого...
77.
78.
79.
80.
81.
Не говорить.
Не дышать.
Просто смотреть...
82.
83.
84.
85.
86.
В моей памяти и душе Рим остался именно таким...
87.
88.
Воистину вечный город...
Которому две. С половиной. Тысячи. Лет...
А Город жив. Из стен зданий девятнадцатого века выступают античные колонны. Одно прорастает через другое. Непрерывность существования. Как само Время. Как и должно быть в Вечном Городе.