Великолепная для непривычных глаз
Картина! Вспомните всю массу этих зданий,
Всю эту смесь развалин без преданий -
Домов, построенных, быть может, из руин -
Садов, опутанных ветвями винограда,
И этих куполов, которых вид один
Напомнит вам предместья Цареграда.
И согласитесь, что нарисовать
Тифлис не моему перу...
Яков Полонский
"Прогулка по Тифлису" (письмо к Льву Сергеевичу Пушкину - отрывок)
13 октября
На третий день в Грузии у нас было запланировано много интересного, так что позавтракав практически самыми первыми в отеле, мы, как обычно, прихватили свои рюкзаки и камеры, и вышли из отеля (кстати, о завтраке - это был первый в нашей практике отель, где завтрак начинался в 8.30, что позволяло нам без угрызений совести дрыхнуть до 8.00 - невиданная роскошь! ))).
Мы начали с того, что пропустили двумя днями ранее. Вначале вернулись к парапету над парком Рике и полюбовались им при свете солнца
2.
Там, на вершине горы Мтацминда, возле телевышки, мы тоже планировали сегодня оказаться.
3.
4.
Но до того нам нужно было увидеть два места - храм Метехи, возвышающийся на крутом берегу над Курой, и водопад в центре города.
Узкими извилистыми улочками идём почти наугад в сторону храма.
5.
Где-то среди них, на краю утёса, нависает над площадью Европы красивейший балкон женского монастыря Перисцвалеба - бывшего дворца царицы Дареджан.
Дворец построили в 1789 году по приказу царя Картли-Кахети Ираклия Второго для его супруги - царицы Дареджан. На территории были воздвигнуты две дворцовые церкви, посвящённые Святым Ираклию и Дарье (тонкий намёк на царственную пару). Считается, что так захотела сама царица Дареджан - дама, известная властным характером. Её муж Ираклий, мужественный воин, смело идущий навстречу полчищам врагов, дома во всём подчинялся строгой супруге.
Дворец был построен в крепостном стиле - что было данью тем беспокойным временам. Грузия постоянно подвергалась набегам горцев, да и прочие соседи рядом были, мягко говоря, весьма неспокойными. Даже в столице люди не могли чувствовать себя в безопасности. Не помог и военный союз с Россией. Всего лишь шесть лет спустя после постройки дворца для царицы, Тбилиси сравняли с землей орды Ага-Мохамедхана. Дворец также подвергся разграблению.
Далее судьба царственной четы сложилась очень драматично, как и судьба всей Грузии. Близился закат независимого царства Картли-Кахети. Смерть Ираклия, не выпускавшего из рук своих меч, ознаменовала завершение истории независимой Грузии. Очень скоро после этого, в 1803 году согласно специальному манифесту, Картли и Кахети стали частью Российской империи.
После смерти супруга царица Дареджан недолго оставалась в Грузии. Некоторое время она прожила в своем тбилисском дворце, а затем навсегда перебралась в Петербург. В бывшей резиденции разместили духовную семинарию. А в 1824 году бывший царский дворец переоборудовали в мужской монастырь имени Преображения Божьего.
А потом пришли большевики, считающие, что религия - опиум для народа. А значит, всякие там церкви и монастыри - пережиток прошлого. На долгие годы бывший дворец опустел. Но десятилетия спустя о нём, наконец, вспомнили: в 70-х г. прошлого века тут разместился местный музей района имени 26-ти бакинских комиссаров. Контраст, конечно, удручающий, однако, это были ещё не самые ужасные времена в жизни бывшего царского дворца. Бывало и похуже: в какой-то момент по инициативе какого-то чинуши здание приспособили под склад. Это были самые чёрные дни в истории дворца Ираклия и Дареджан.
Под конец прошлого века небо над дворцом, наконец, посветлело. Здание облюбовала Мельпомена: здесь открыли Театр одного актёра и устраивали спектакли - на радость поклонникам муз. В каком-то смысле это можно считать продолжением традиции: Ираклий с супругой были любителями театральных постановок и, по некоторым сведениям, у них даже была придворная труппа лицедеев.
А вот в 1991 году над многострадальным дворцом Дареджан ярко засияло солце. Вернулись старые добрые времена, правда, по-новому. Дворцовый комплекс передали патриархии. С благословления католикоса-патриарха Всея Грузии теперь тут снова монастырь Преображения Божьего. Правда, на это раз - женский.
6.
Внизу - площадь Европы
7.
Заглянув в тенистый дворик дворца-монастыря, мы снова вышли на улочки и снова пошли искать проход к Храму Метехи.
8.
9.
Внезапно между домами - Karmir Avetaran Armenian Church, Церковь Красного Евангелия, полуразрушенная армянская церковь (ранее монастырь) XVIII века. Когда-то монастырский храм имел высоту в 40 метров и был самым высоким армянским храмом в Тбилиси, но сегодня он представляет собой всего лишь руины.
10.
А мы вышли на улицу Метехи и справедливо рассудили, что уж она-то должна вывести нас к храму.
11.
Тут что ни дом - то отель, хостель и апартаменты, и я бы с удовольствием там разок остановилась пожить.
12.
13.
И вот мы вышли к площади перед храмом и пошли туда.
14.
Когда-то тут, на скале, высился дворец местных царей, который предположительно был возведен самим Вахтангом Горгасали, основателем города. В XII веке была построена церковь, которая и сохранилась по сегодняшний день.
15.
За время своего существования её неоднократно разрушали и отстраивали вновь. В XIII веке церковь сравняли с землёй монголы, но она быстро была восстановлена. В XV веке её разрушили персы, а в XVI-XVII веках она постоянно перестраивалась грузинскими царями.
16.
Рядом с храмом в XVII веке была построена крепость, которая позднее была переоборудована в тюрьму, а в середине XX века и вовсе снесена.
(А прямо напротив - крепость Нарикала во всей своей красе)
17.
В храме Метехи находится захоронение святой Шушаники, первой грузинской мученицы.
Шушаник жила в V веке, когда христианские страны на Кавказе были порабощены Ираном. Дочь доблестного военачальника Армении Вардана Великого, отстаивавшего независимость своей страны, она вышла замуж за царя Варскена, правителя Картли - центральной области Грузии, и имела от него троих детей.
В 466 году Варскен решил заключить союз с иранцами-персами, он отрекся от Христа и принял зороастризм - якобы «благую веру, опускающую оружие». Кроме того, он женился на дочери иранского шаха Пероза, и пообещал новому тестю обратить в зороастризм первую жену Шушаник и их общих детей.
Узнав о том, что муж возвращается из Ирана с новой женой и новой верой, Шушаник затворилась в келье при храме и молилась. Варскен через родственников с угрозами приказал ей вернуться во дворец, и Шушаник согласилась, не желая, чтобы от гнева царя пострадали пришедшие к ней родные. Устроив пир, в присутствии многих приглашённых и новой жены, Варскен склонял Шушаник к отречению от Христа и обращению в «благой и добрый» зороастризм, но она была непреклонна. Когда богохульствующий брат Варскена поднес ей бокал вина, Шушаник выбила этот бокал из его рук. Разгневанный муж приказал заковать первую жену в кандалы и запереть в одной из комнат дворца.
Вскоре Варскен отправился в военный поход, а Шушаник, освобождённая из заточения, поселилась в келье при храме, где усердно молилась в течение Великого поста.
На второй день Пасхи Варскен вернулся и, найдя Шушаник еще более утверждённой в христианской вере, приказал тащить её волоком от церкви до дворца и подвергнуть страшным пыткам, после чего приговорил к пожизненному заключению.
В течение шести лет царица находилась в тюрьме в кандалах и непрестанно молилась. По свидетельству автора жития, духовного отца Шушаник - священника Иакова Цуртавели - все, кто приходил к ней за помощью, получали просимое, Бог - по её молитвам - совершал бесчисленные чудеса.
На седьмой год заключения Шушаник тяжело заболела. Проститься с ней приходили родственники, знатные и простые люди со всего Картли - больные получали исцеления, скорбящие - утешение.
17 (30) октября на праздник святых бессребреников целителей Космы и Дамиана, который совпадает с грузинским праздником снятия урожая - Стулисай, царица Шушаник мирно скончалась и была погребена в Метехском храме. Случилось это около 474 года.
С тех пор, более 1500 лет, женщины, терпящие обиды, девушки, ищущие брака, болящие и страдающие приходят на место погребения святой Шушаник за помощью, и никто не уходит неутешенным.
18.
А рядом с церковью Метехи установлен памятник основателю города Вахтангу Горгасали.
19.
Святой благоверный царь Вахтанг IV 15-ти лет вступил на Картлийский (Восточная Грузия) царский трон. В этот период Картли подвергался нападениям персов с юга и набегам осетин с севера. И в Западной Грузии положение было не лучше, византийцы захватили страну от Эгриси до Цихегоджи. Сразу же при вступлении на трон юный царь Картли Вахтанг собрал царский двор и обратился к своим поданным с мудрой речью. Он сказал, что горестное состояние страны суть проявление гнева Божьего за грехи царя и народа и призвал всех единодушно и бескорыстно бороться за святую Веру и Родину. Он совершил победоносный поход на осетин, освободил пленную царевну - свою старшую сестру и заключил несколько взаимовыгодных договоров с кавказскими горцами о совместной борьбе с захватчиками. Затем он совершил поход в Западную Грузию, освободил её от византийцев, укрепил власть царя Губаза и победоносно возвратился в Картли.
Удивительны были вера, мудрость, статность, красота и доблесть царя Вахтанга. Высокий ростом (2,40 м), необычайно красивый лицом, он мог неутомимо биться в бою. Облачённый в доспехи, во всеоружии, мог взвалить себе на плечи боевого коня и пешим ходом подняться из города (Мцхета) в Армазскую крепость, мог на бегу догнать оленя и скрутить его. В то же время долгими молитвами и ночными бодрствованиями, раздачей милостыни нищим праведно служил пред Богом. Святой царь был крайне рассудительным политиком, проявлял великую выдержку и сохранял спокойствие духа при решении государственных вопросов.
На лбу воинского шлема Вахтанга был изображен волк, а сзади - лев. Завидев шлем с изображениями волка и льва, персы начинали кричать друг другу: "Дур аз горгасар" (Берегись волчьей головы). Отсюда и прозвище царя Вахтанга - "Горгасали".
20.
У основании скалы, на которой стоит храм Метехи, прямо на берегу Куры построена церковь святого Або, араба по национальности, жившего в VIII веке во время арабского господства в Тбилиси, принявшего христианство и умершего мученической смертью от рук захватчиков. С тех пор именно Або считается покровителем Тбилиси.
21.
"Заиграла Мтквари на рассвете под запев уключин и дудуки". (Джансуг Чарквиани, «Вот я вернулся», 1989 г.) - это написано о ней, о Куре. Кура - русский вариант названия этой реки. В Турции она зовется Курасую, в Грузии - Мтквари, что означает «хорошая вода». Мегрелы зовут её по-своему - Ткваруа, что буквально переводится как «грызть», а применительно к реке - «прогрызающая себе путь».
22.
Тбилиси Кура (Мтквари) пересекает с запада на восток по тянущейся на 30 км котловине, в которой расположен этот древний и вечно молодой город, основанный примерно в IV-V вв., а по легендам - еще в I в. И вот как раз туда, откуда началась история города, нам и нужно - по ту сторону Куры, в район Абанотубани - квартал серных бань.
23.
24.
По пути шапочку себе присмотрела, что израильской зимой ухи не отмёрзли )))
25.
По одному из официально записанных устных преданий случилось так:
Те места, где сейчас стоит Тбилиси, были покрыты непроходимым лесом, населённым многочисленными зверями. Однажды в том лесу охотился Вахтанг Горгасали. Испытанный царский сокол погнался за фазаном. Оба спустились в ущелье и исчезли. Царь, окруженный свитой, спустился в ущелье и увидел поток горячей воды, а в ней сварившегося сокола с фазаном в когтях. Царь внимательно осмотрел те места, понял целебное значение тех вод и решил заложить здесь город. Повелел он корчевать лес, очистить местность и начать строительство домов. По тем тёплым водам и назвали город Тбилиси (слово «тбили» в переводе с грузинского означает «тёплый»).
26.
У дальнейших событий есть две версии: фазана не то съели, не то он моментально исцелился от раны и улетел - но так или иначе, царю так понравилось это место, что он решил перенести туда столицу из Мцхеты. Есть также версия, что фазан тут ни при чём, а царь Вахтанг был впечатлен именно теплыми источниками, бьющими в этом месте из-под земли.
27.
28.
Серные бани - обязательное для посещения место в Тбилиси, и я хочу в следующий раз посмотреть на них не только снаружи, но и изнутри; а в этот раз просто расскажу о них... в другой истории.
А эта история будет про ущелье Легвтахеви и речку Цавкисисцкали с её водопадом.
29.
Ущелье Легвтахеви (или как его ещё называют Инжировое ущелье и Тбилисский каньон) является одной из самых необычных достопримечательностей Тбилиси. Впервые об нём письменно упоминалось ещё в 1429 году. Это место разделяло два района старого города друг от друга и в XIX веке, и по свидетельствам старинных фотографий вековой давности, ущелье Легвтахеви было окружено престижными жилыми домами с балконами, нависающими прямо над провалом.
30.
31.
32.
Джума-мечеть (то есть, "Пятничная" мечеть) - единственный мусульманский храм Тбилиси, построенная османами в 1723 году - стоит как раз на берегу Инжирового ущелья.
33.
В XX веке территорию каньона стали использовать как коллектор. Сюда выходили банные и канализационные стоки со всего города.
34.
Когда отпала необходимость в использовании ущелья как коллектора, его завалили землёй и положили сверху асфальт. Вместо каньона здесь появилась мостовая, по которой спокойно разъезжали машины и прогуливались горожане.
35.
ТБИЛИСИ,
18 февраля 2011 года
- Новости-Грузия,
Циция Мамулашвили:
Мэрия Тбилиси начинает работы по реконструкции и реабилитации еще одной исторической части Тбилиси - Легвтахеви, сообщили «Новости-Грузия» в пресс-службе мэрии Тбилиси в пятницу.
Легвтахеви ( Инжирное ущелье ) расположено в центре старого Тбилиси, за серными банями. Эта часть старого Тбилиси отличается индивидуальной ландшафтной архитектурой, одновременно для нее характерно значительное архитектурное, историческое и культурное наследство. Там же находится центральный вход в Тбилисский ботанический сад.
«Главная цель концептуальной идеи программы реабилитации Легвтахеви - чтобы он стал неотделимой частью старого города», сказано в сообщении.
На этой территории будут созданы зоны отдыха, на улицах будут размещены скамейки, мостики, будут построены семейные гостиницы, кафе и рестораны.
36.
В 2012 году Инжировое ущелье было раскопано и приведено к своему изначальному историческому внешнему виду - окружающие домики отреставрированы, а река очищена, поставлены скамейки и открыто кафе.
37.
38.
Через ущелье переброшено несколько ажурных мостов для прогулок и красивых фотографий, многие из которых по традиции увешаны свадебными замочками.
39.
Причём увешаны они не просто так, а аккуратно - замочек к замочку - и по системе: на одном мосту разноцветные, на втором - только золотые. Нам тоже предлагали купить и подписать замок там же, на мосту, но мы отказались :)
40.
Эти мосты неофициально называют "мостами влюблённых".
41.
42.
(но с
Кёльнским мостом ни один, наверное, не сравнится...)
У одного из таких мостиков расположена винтовая вертикальная лестница, которая выходит в жилой квартал, расположенный над самым каньоном.
43.
44.
По всей территории ущелья Легвтахеви протекает когда-то бурная, а сейчас мелкая, грузинская горная река Цавкисисцкали. Она протекает по близлежащему городскому парку - Ботаническому саду Тбилиси, затем по самому каньону и заканчивается красивейшим водопадом, уникальность которого состоит в том, что это один из немногих водопадов в мире, которые находятся прямо в центре большого города, создавая при этом прекрасный городской горный пейзаж.
45.
На нашу долю достался довольно скромная картину. Но, например, в июне в водопаде много воды и формируется хорошо ощутимый поток. К июлю-августу водопад мельчает. При осенних дождях водопад снова становится большим и шумным. Но и летом в горах могут пройти ливни, и тогда водопад на несколько часов превратится в жуткую Ниагару.
46.
Туристы иногда спрашивают, не был ли каньон вырублен недавно, специально для туристических целей. Так вот - не был. Река Цавкисисцкали промыла его очень давно.
История же у каньона странная. Река Цавкисисцкали начинается в горах, сразу же углубляется в длинный и интересный Цавкисисцкальский каньон, который в нижней своей части превращается в более открытое ущелье. Эта нижняя часть каньона когда-то и получила название "Легвтахеви" от слова "легви" - инжир. В древности этот участок был просто никому не нужным узким каньоном (вероятно, именно в этот каньон сбрасывали политических преступников).
47.
На выходе из каньона в прошлом жили кожевники и отмачивали в речной воде шкуры. Эта индустрия породила название "Дабаханка" - так называли реку на участке от серных бань и до Куры.
48.
...А мы возвращаемся назад, поднявшись по тому самому винтовому мостику и попав на поистине сказочную улочку.
49.
Словно город рассказывал нам тысячу и одну сказку прямо сейчас, ясным днём.
50.
51.
Мы спустились к парку Гейдара Алиева и стали заниматься важным делом - искать такси )) Было ясно, что стоящие в самом туристическом месте водилы сдерут втридорога, так что мы призвали в помощь великий интернет, и после мучений с местной аппликацией такси плюнули и воспользовались Yango :) Для сравнения - таксисты у сквера просили 20 лари, через аппликацию мы заказали машину за 8 лари. Сказочные дела творятся в Тбилиси, ей-богу :)
52.
И мы едем дальше.
Сказки:
раз,
два,
три,
четыре,
пять,
шесть.