СемейКо в USA. День девятый. Быть амишем

Aug 31, 2017 17:02

13 июля

Тринадцатое июля началось, как я уже рассказывала тут, с посещения одной из главных достопримечательностей Филадельфии. Ежели вы читали этот рассказ, то помните, как многого в том славном городе мы не успели посетить; но оставаться там долее мы не могли потому, что нас ждало следующее культурно-антропологическое путешествие в деревню амишей, что в округе Ланкастер, штат Пенсильвания.



Так что после того, как мы с Женей вернулись в мотель, мы подхватили наш чемодан, загрузили его в наш огромный "Бьюик", помахали ручкой Филадельфии и поехали туда, куда навигатор велел.

И вот через некоторое время мы прибыли на место - к небольшой зелёной лужайке за невысоким заборчиком, где стоял красивый белый дом, а на нём было написано - Amish Village.

2.


И мы в него вошли.


3.


В доме оказался очень симпатичный магазин, а главное - в нём было прохладно! На улице стояла такая же жара, как и накануне, и попасть с улицы в кондиционированное помещение было очень приятно.
Пока мы с Мариной разглядывали расставленные товары и сувениры, прикидывая, что бы нам стоило с собой увезти, Женя узнал насчёт того, чем тут можно заняться и где гулять. Опций было три - автобусная экскурсия, экскурсия по самой "деревне" (которая оказалась своего рода макетом настоящей деревни) или комплексный билет. Мы решили не мелочиться и выбрали последний вариант.

4.


В назначенное время мы подошли к автобусу, уселись в него - и поехали.

...само собой, я не могу не рассказать о том, кто такие амиши и почему вообще люди ездят на них смотреть и интересоваться их жизнью. И расскажу я о них ровно то и ровно столько, сколько они сами хотят о себе рассказать. Поэтому весь текст этого рассказа взят из информационной брошюры, которую нам выдали там же во время экскурсии по амишскому дому. От первого и до последнего слова.

Итак...

В настоящее время амиши проживают в 30 штатах США и в Канаде. В США они осели в большей степени в Индиане, Огайо и Пенсильвании. Поселение округа Ланкастер, по которому нас возили, уникально плотностью населения амишей - там проживает около 34,000 человек.

5.


Первое, что нам сказал водитель, он же гид - не фотографировать амишей, они этого не любят. И по самим посёлкам мы не ходили, чтобы не мешать местным жителям и не нарушать их покой; мы ездили на нашем маленьком автобусе, смотрели в окна, через них же снимали и слушали рассказы гида (ну, точнее пытались разобрать знакомые слова в потоке его речи).

6.


Несмотря на то, что амиши родом из Европы, на сегодняшний день там нет ни единой амишской деревни. Амиши - это анабаптистская христианская секта, некогда возникшая в Европе. Анабаптисты не верят в крещение младенцев: они считают, что человек должен быть достаточно взрослым, чтобы понимать значение принимаемых им обязательств. Амишей крестят уже во взрослом возрасте, разбрызгивая воду над их головами.

7.


Из-за своих убеждений анабаптисты - и амиши - подвергались преследованию. Уильям Пенн, основавший Филадельфию, пригласил амишей в Пенсильванию. Они увидели в этом свой шанс на спасение от преследования и в начале 1700-х годов начали прибывать в Америку через Филадельфию, из которой позже перебрались в округ Ланкастер.

8.


Семьи амишей стараются жить изолированно от мира настолько, насколько это возможно. В их домах нет электричества, радио и телевидения. Они могут пользоваться телефонами, но им запрещено держать их дома. Большинство амишей не готовы позировать для фотографий, потому что считают эти изображения истуканами.

Соломенная шляпа на голове этого юного газонокосильщика - это ежедневный головной убор всех амишских мужчин и мальчиков.

9.


В качестве основного вида транспорта амиши по старинке используют лошадь и повозку. Они могут ездить в автомобиле, но им нельзя им управлять или владеть им.

10.


11.


Амиши ездят в автобусах и поездах, но не летают в самолётах.

12.


Они используют трактора при чистке зерна как источник передаваемой на ремень мощности. Плуги и другое сельскохозяйственное оборудование приводятся в движение лошадьми и мулами.

13.


14.


Богослужение у амишей проводятся через воскресенье. В свободные от служб выходные амиши посещают друзей и родных. Такое воскресенье зовётся "воскресенье дружбы" или "воскресенье общения".

15.


В одном церковном округе проживает около 30-40 семей. Каждая семья по очереди принимает на себя обязанность проведения встречи в своём доме, потому что отдельных построек для церквей у амишей нет.

16.


Богослужение начинается в 8 часов утра и длится до полудня. Библия амишей написана на верхненемецком языке на основе оригинального лютеранского перевода. Для традиционных амишских песнопений не используют музыкальные инструменты.

17.


В каждом церковном округе есть два священника, которые выбираются из членов общины. Выбор похож на лотерею - тот, кто выберет сборник псалмов с вложенным листком бумаги, на котором написан стих из Библии, становится новым амишским священником до конца своей жизни. Амиши называют это "тянуть жребий" и верят, что выбор нового священника делается самим богом.

18.


После чтения Библии принимающая семья угощает прихода обедом. Феминистки, закройте глаза Первыми обедают мужчины, потом мальчики, за ними - женщины и последними - девочки. Обычно подают лёгкий обед, состоящий из хлеба с повидлом, солёных огурцов, яиц в красной свекле, пирога "шниц-пай" и кофе.

19.


Выпечка, кстати, у амишей особенная. Наша первая остановка была где-то между деревушками у маленького магазинчика-ларька, где я набрала нам печения и пирогов. И это было оооочень вкусно!
Благодаря сочетанию традиционных немецких рецептов с природным изобилием фруктовых и ореховых деревьев и роскошных ягодных полян, фруктовые пироги амишей - лучшие в мире. Будь то сочные яблоки и спелые персики, кислый ревень и вишня, пухлый изюм, вязкий пекан или дикая черника - пироги пенсильванских немцев идеально сочетают в себе кислый и сладкий вкусы, сочащиеся через решётку из слоистого теста или прячущиеся под рассыпчатым штрейзелем.

20.


Здесь готовят и особые пироги, которые редко встретишь где-либо ещё. Например, поздней осенью, когда яблоки заканчиваются, в знаменитый пирог «шниц-пай», который обычно готовят с ломтиками сушёных яблок, кладут зелёные помидоры. Или пирог «шу-флай» с тягучей начинкой, который делают с патокой и коричневым сахаром.

...всё, подобрали слюни и едем дальше )))

21.


Причастие проводится два раза в год. Одной чашей виноградного вина, сделанного членом церкви, делятся со всеми прихожанами. Епископ преломляет хлеб с каждым прихожанином, а затем следует церемония омовения ног.

22.


Вскоре мы подъехали ко второму магазинчику, где можно было купить свежайшие и наиэкологичные овощи и фрукты, а также всякого рода поделки и товары для дома - амиши славятся своим мастерством и рукоделием.

23.


24.


25.


26.


Типа селфи :)

27.


Потом мы вернулись в свой автобус и поехали колесить дальше.

28.


Если бы вы были амишем, вы бы не могли пожениться, когда вам вздумается. Свадебные церемонии в амишской общине организуют только в ноябре и декабре по вторникам и четвергам. Выбор этот вовсе не случаен - урожай к тому времени уже убран, потому у семьи есть время для всякой ерунды празднеств.

29.


Познакомиться просто так у амишей тоже практически невозможно. Когда молодому человеку нравится девушка, он идёт не к ней, а к своему священнику, который затем наносит визит семье девушки и просит её руки для своего протеже. Получив разрешение на брак, священник сообщает об этом прихожанам на ближайшей церковной службе.

30.


После этого жених приходит в дом невесты, чтобы помочь с приготовлениями к свадьбе.
Свадебное богослужение начинается в 8.30 утра и длится до полудня. После него устраивается большой пир, человек эдак на двести, во время которого подают блюда из четырёх видов мяса, разнообразные овощи и около 20 видов десертов (про пироги вы ещё помните, да?..). На пир уходит порядка 80 кг картошки!..

31.


После свадьбы жених и невеста проводят выходные, посещая друзей и родственников, которые дарят им подарки. Сначала они живут с родителями, но весной переезжают в собственный дом или на свою ферму. Семья невесты обеспечивает молодожёнов практически всей необходимой мебелью, а семья жениха, по возможности, оплачивает покупку фермы.

32.


Самый младший сын в семье обычно получает семейную ферму, когда отец отходит от дел.

33.


34.


Развод у амишей запрещён.
После свадьбы мужчина обязан обзавестись бородой, но при этом им категорически нельзя иметь усы. Этот на первый взгляд странный запрет уходит корнями в европейское прошлое амишей, когда они подвергались гонениям и преследованием со стороны прусских военных, которые носили пышные усы.

35.


Ну а мы после полуторачасовой поездки по настоящим деревням вернулись назад в деревню понарошковую.

36.


Теперь нас ждала вторая экскурсия, и мы было думали, что ничего нового и интересного уже не увидим и не услышим...
Ан нет.

Нас пригласили в большую комнату - гостиную дома амишей. Гостиная используется для особых случаев: свадьбы, похороны и церковные службы.
Комнату обычно украшает напольный ковёр ручной работы, который был соткан ковровых дел мастером. Традиционно такой ковёр дарит невесте её семья, и он должен прослужить ей всю жизнь. Практически всегда, кстати, так и случается, потому что когда комнату используют, то ковёр из неё убирают.

Скамьи, на которых мы расселись, принадлежат всему церковному округу: их перевозят из одного дома в дом семьи, которая в свою очередь организует чтение Библии, на особой телеге, запряжённой лошадьми.

Там в гостиной нам раздали те самые брошюры, текст которой я вам сейчас и привожу. Надо сказать, что брошюр там множество и на большом количестве языков, включая иврит! Наш гид несколько удивился такому экзотическому выбору, а Марина с большим удовольствием стала читать знакомые буквы :)
На наше счастье, русскоязычными были только мы, потому что брошюра на русском языке была только одна. И не потому что нет спроса; наоборот. Просто, как сказал гид, эти брошюры чаще всего не возвращают назад. Мне стало ужасно стыдно, хотя я не собиралась ничего там забирать; я просто пересняла телефоном все страницы и теперь преспокойно с них списываю :)

А мы тем временем переместились на кухню.

37.


Кухня обычно является самым большим помещением в доме. До 1930 гг дровяная плита использовалась исключительно для приготовления пищи; сейчас она используется в основном для обогрева дома. С 1930 годов амиши готовят на газовой плите (газ им привозят в баллонах). Холодильник и система обогрева могут работать от газа в баллонах или от керосина.

38.


На столе лежали традиционные амишские продукты - варенье из апельсиновых корок с имбирем, яблочное повидло и джем из помидоров. У амишей нет никаких пищевых запретов.
Кроме того, на столе лежал экземпляр амишской газеты "Budget", в которой публикуют религиозные статьи и семейные новости.

У амишей есть система водоснабжения и канализации, включающая в себя туалеты с бачками. Вода может нагнетаться с помощью ветряной мельницы, водяного колеса или дизельных двигателей. Городской водопровод и система стоков отходов необходимы даже амишам из-за требований муниципальных законов.

39.


Передвижной торшер, который стоит на кухне, работает не от электричества, а от сжиженного газа, баллон которого находится в тумбе-подставке светильника.

40.


В кухне почти всегда стоит диван для отдыха и для больных детей, так как то может быть единственным в доме отапливаемым помещением. Кроме того, в кухне амишей находятся самые разнообразные предметы: зеркало, держатели для расчёски и ножниц, выбивалка для ковров, календари - каждый из которых имеет функциональное значение.

Обязательным атрибутом дома является механическая швейная машина: местные амишские женщины сами шьют себе практически всю одежду.

41.


Из кухни по лесенке мы поднялись наверх и первым делом попали в спальню мальчиков.
В прошлом в таких спальнях стояли кровати с сеткой из веревки, на которой лежала тёплая перина. Сегодня практически у всех амишей обычные матрасы и кровати на пружинах.

42.


Возле кровати стоит обувь - её мальчики обувают к праздничной одежде и по воскресеньям, и так до десятилетнего возраста. Примерно 10 лет мальчики получают такую же обувь, как носит их отец.

43.


Кстати, одежда всех обитателей дома висела на крючках, вбитых в стену. Очень часто шкафов в домах амишей просто нет.
Интересный факт - амиши не используют пуговицы и ремни, потому что они так же, как и усы, напоминают им о прусских солдатах. Одежда для младенцев крепится при помощи крючков и петель; для замены подгузников к одежде мальчиков пришивают кнопки. Пуговицы иногда используются в самых необходимых случаях, но они всегда прикрыты и сливаются по цвету с одеждой.
Вместо ремней амиши носят подтяжки.

После спальни мальчиков мы перешли в спальню родителей.

44.


Окна родительской спальни обычно выходят на сарай :) Если ночью происходит что-то непредвиденное или опасное, отец семейства сможет увидеть это через окно.
Комнаты в амишском доме по традиции выкрашены в один из трёх цветов: зелёный, который символизирует природу, голубой, означающий небо, или белый, символизирующий чистоту.

45.


Амишские мужчины и мальчики носят особые широкополые шляпы, являющиеся их отличительным признаком. По этой шляпе другие люди определят, что стоящий перед ними человек - амиш, а другие амиши, помимо этого, по крою шляпы смогут узнать, к какому церковному округу принадлежит её владелец, а ширина чёрной ленты и краёв шляпы дадут понять, насколько он консервативен.
На улице амиши носят шляпы всегда. В тёплую погоду это соломенные шляпы, в холодную - фетровые.

Амиши не носят одежду из тканей с рисунком, но покупают такую для одеял. Для одежды используется простая материя синих, фиолетовых, зелёных и чёрных оттенков. Красный цвет амиши практически не носят.

46.


Зато одеяла, которые шьют амиши - это отдельная песня! Я готова была купить их все :) И меня останавливала не только цена (а она ого-го - от $500 и выше), сколько вес и место, которое такое одеяло бы заняло. Но какие ж они красивые.....

47.


Амишские женщины поверх платьев носят передники, на голове - чепец. Передник и чепец прикалывают булавками (пуговицы амиши не используют, помните?..).

Замужние женщины носят чёрные чулки, чёрное платье и чёрную шляпу. Такой стиль одежды - религиозный символ, указывающий на гармонию в общине, а также на изоляцию от внешнего мира.
Однако отзвуки цивилизации можно найти и в столь строгой одежде амишей, а точнее - в обуви молодёжи. Амишские девушки и юноши носят кроссовки, отдавая предпочтение почему-то фирмам Nike и Reebok.

Из спальни родителей мы перешли в спальню девочек. Под окном сундук - так называемый "сундук надежды". В нём хранятся посуда, стеклянная утварь и предметы обихода, которые девушка получит после замужества в качестве приданого.

48.


А это рамка для пошива тех самых лоскутных одеял, которые привели меня в неописуемый восторг. Пошив лоскутных одеял - одно из ремёсел, которым славятся амиши.

49.


Чепец и передник девочки начинают носить в восемь лет. Незамужние девушки носят белые чепцы и передники; после замужества - платье любимого цвета, нагрудник и передник. Однако замужняя женщина не носит белого цвета до самой смерти: ибо и мужчин, и женщин амишей хоронят в белых одеяниях.

Когда волосы девочки становятся достаточно длинными, их делят на две пряди, туго закручивают по бокам и укладывают в гульку. Поверх носят молитвенный чепец. Амиши считают, что молиться они должны всегда, следовательно, голова всегда должна быть покрыта.
Капор девочки шьётся вручную и похож на капор матери, отличаясь только ярким цветом и нарядной вышивкой. Единственным украшением капора служит шёлковый бант сзади.
Такой капор можно было даже купить в том магазинчике на входе в деревню.

50.


Девушки не пользуются косметикой, не носят бижутерию и обручального кольца - считается, что достаточно клятвы, данной перед богом.

...Тем временем мы вышли из дома и по внешней лесенке спустились вниз - в летнюю кухню.

51.


Здесь амишская женщина делает свои заготовки. Там стоит большая плита и маслобойка (хотя современные амиши могут покупать масло и прочие продовольственные товары в местных магазинах). Там же в летней кухне стоит машина для отжимания марки Maytag, работающая на бензиновом двигателе.

52.


53.


На летней кухне наша экскурсия по амишскому дому подошла к концу, мы распрощались нашим гидом и пошли самостоятельно гулять по совсем небольшой деревушке-макету.

54.


У амишей не принято срезать садовые цветы. Их оставляют цвести в садах и палисадниках, чтобы каждый мог ими любоваться.

55.


Как в старину, так и сегодня амиши начинают самостоятельную жизнь с постройки сарая, а уж потом, когда позволят финансы и время, примутся за постройку дома.

56.


Окна домов амишей обычно прикрываются простыми зелёными ставнями, потому что амиши не считают шторы необходимыми и удобными в быту. Некоторые молодые амиши вешают на окна свои спален простые гардины.

57.


Амиши всегда были фермерами, и по сей день амишские фермы считается одними из самых успешных.

58.


59.


60.


Однако всё чаще и чаще из-за недостатка сельскохозяйственных земель некоторые амиши выбирают профессии плотников, строителей, маляров и продавцов.

61.


62.


63.


Если сарай кого-то из амишей гибнет в пожаре, его отстраивают всей общиной. Часто на помощь приходят друзья и соседи, которые не являются амишами.

64.


65.


66.


67.


Амиши не страхуют своё имущество, не пользуются пособием и социальным обеспечением; они заботятся о себе самостоятельно. Безопасность каждого амиша обеспечивается его общиной.

68.


69.


Численность амишей растёт быстро, ведь у них большие семьи: даже сегодня в каждой амишской семье рождается 6-7 детей.

70.


У амишей нет докторов, но они посещают врача и идут в больницу, если это необходимо. Однако рожать амишские женщины предпочитают дома, пользуясь услугами повитухи.

71.


Амиши платят налоги, причитающиеся согласно Федеральному закону о налогообложении в фонд социального страхования (если не работают сами на себя). При том они отказываются от выплат по социальному страхованию. Они платят и другие налоги: подоходный налог, налог на недвижимость и налог на финансирование школ.

72.


73.


Школы - это отдельная история...

74.


Дети амишей округа Ланкастер ходят в собственные школы до 8 класса. В школе учит, как правило, амишская девушка (обязательно незамужняя), которая закончила те же 8 классов.

75.


Традиционный язык амишей - пенсильванско-немецкий диалект, на котором они говорят дома. Английский язык изучается в школе в качестве второго языка. Кроме того, в амишских школах изучают верхненемецкий язык для чтения Библии, которая написана на этом языке, и для участия в богослужениях.

76.


В школе нет предметов, которые противоречат религии амишей, включая некоторые дисциплины гуманитарного и социального цикла.

77.


После свадьбы девушка больше не может оставаться учительницей, потому что теперь на ней лежит обязанность вести дом и растить собственных детей; поэтому место учительницы занимает новая незамужняя девушка.

78.


Амишские дети с ранних лет учатся работать по дому и на семейных полях и фермах.

79.


Так как большинство детей амишей остаются в общине и продолжают дело родителей, формальное академическое образование для них оказывается практически не очень нужным.

80.


81.


Ну что, не сильно мрачная картинка вам представляется?.. Или мрачно? Хотели бы вы быть амишем? Или думаете, что бежали бы оттуда, сверкая пятками?..
Тогда вот вам интересный факт: молодым амишам в 16 лет предоставляется возможность пожить вне общины и вкусить всех прелестей и трудностей обычной современной жизни; а уж потом решить и выбрать свой жизненный путь. Подросток в это время называется «румспринга»: бегающий вокруг да около. Он может увидеть все стороны жизни окружающего мира, как позитивные, так и негативные, как приятные вещи, так и опасности с бедами, и сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине амишей.
И по статистике, всего лишь 12% молодых амишей решает покинуть лоно церкви и общину и броситься в пучину современного бытия. Остальные предпочитают привычную, спокойную и надёжную жизнь, знакомую и понятную с детства.

77.


78.


Поэтому, какими бы необычным или даже странным ни казалось нам с вами всё то, что я выше описала: образ жизни и верования амишей - каждый из них это выбрал сам, имея альтернативу.

Можно так:

79.


А можно эдак

80.


Но уж если выбрали - то будьте верны выбранному пути...

81.


Ну а мы, нагулявшись, узнав и увидев много такого, чего себе даже не представляли, купив множество подарков и сувениров в деревенском магазинчике у очень красивой, нежной и милой амишской девушки в белом чепце, решили немного подкрепиться. И уж точно не каким-нибудь джанкфудом, а самой настоящей домашней амишской едой.
Поэтому мы зарулили в соседний ресторанчик, очень уютный и домашний, в котором еду подавали улыбчивые амишские девушки в строгих платьях, фартуках и чепцах, и еда там была - пальчики оближешь и проглотишь!..

82.


И в общем-то нам пора было ехать назад в Кларксвилль, хотя хотелось ещё кататься и кататься по округе... например, поехать как следует разглядеть придорожный отель, который был ничем иным как... поездом! Да-да, это были вагоны поезда, в каждом из которых был номер; вагоны были самых разных цветов и размеров, вокруг зеленели поля и леса, сквозь деревья проглядывали крыши амишских домиков, и такая там была благодать...
Если бы ещё не так жарко!..

Но нам было пора назад.

Это был очень странный вечер - для Жени. В какой-то момент, когда в Израиле уже наступило завтра, Женя начал нервничать - ведь, по идее, у него уже настал день рождения. С другой стороны там, где мы тогда были, до "завтра" оставалась аж четверть суток. При этом его уже поздравляли в ФБ, а до дня рождения мы ещё даже не поспали, и даже ещё до дома не совсем доехали.

Так и провели мы тот вечер в Кларксвилле - с нервничающим Женей и его днём рождения Шрёдингера :)
Нам оставалась только пойти спать, чтобы поскорее наступило ЗАВТРА...

вкусные описания амишских пирогов я откопала, как ни странно, на сайте украинского ресторана-паба :)

А самое главное - не пропустите пост Жени про амишей, потому что там есть не только фотографии и разные интересные слова, но и видео-ролик о том, как мы катались по округу Ланкастер и амишским деревушкам.

Просто на несколько минут представьте, что вы - амиш.

Пенсильвания, США, отпуск, поездки, семья, этнографический музей

Previous post Next post
Up