Я уже неоднократно признавалась в своей любви к пустыне, и этим постом готова сделать это еще раз.
Это самая загадочная и всегда потрясающе красивая часть нашей страны. Она всегда разная, всегда разноцветная - желтая, красная, зеленая... И как показала позавчерашняя зимняя буря - может быть и белой.
В любое время года в ней есть свои прелести. Но я больше всего люблю пустыню в конце зимы-начале весны, когда она покрывается зеленым пестрым ковром цветов и травы, заставляя позабыть о том, что она - пустыня.
Именно по такой пустыне мы гуляли неделю назад, и именно такою я покажу ее вам. Ну и заодно расскажу о делах давно минувших лет и о деяниях давно почивших людей...
Начнем с красот?.. Могли бы вы подумать, что, попав в пустыню, вы увидите вот такое:
2, 3
4.
5.
6.
7.
Именно в такой райский уголок мы попали, спустившись в ущелье Нахаль Текоа возле одноименного поселка.
8.
Арабы зовут это ущелье Вади Харитун, и название это неслучайно. Этот каньон неразрывно связан с жизнью преподобного Харитона Исповедника - одного из самых известных и почитаемых монахов Иудейской пустыни.
9.
Главной целью нашей прогулки была пещера, также названная именем святого - пещера Харитона
10.
Вход в нее отмечен двумя огромными валунами, так что пропустить его крайне сложно
11.
12.
Это самая длинная карстовая пещера в Израиле. По одному из мнений, именно в ней жил сам святой, а до того здесь прятался от царя Саула будущий царь Давид. В 1139 г. в пещере нашли убежище от налетов сельджуков местные христиане.
А Михаил Король в своем ЖЖ написал нечто, что заставило меня подпрыгнуть на стуле: "здоровенная пещера, простирающаяся вглубь на более чем 4 километра. Самая длинная в Израиле! И до конца не исследованная. Современные художественные прозаики (см., например, у Э.Люксембурга) растянули ее аж до... Бухары."
13.
Вся наша группа с радостным энтузиазмом полезла в узкие проходы пещеры, но я решила, что свет дня мне дороже абсолютной темноты земной утробы - да и до родной Бухары я бы вряд ли доползла - и выбралась наружу ))
14.
Кстати, несмотря на свое название, пещера никогда не была прибежищем Харитона. Он жил неподалеку от нее (и до его настоящей пещеры мы еще дойдем, но пока... пока остальная группа исследует глубины земные, мы с
k0ev полезли вверх по холму исследовать то, что осталось нам в память о монахе).
15.
Преподобный Харитон жил и служил богу в конце второго - начале третьего века нашей эры. Сведения о нем известны из различных вариантов его жития.
Харитон был родом из Иконии Ликаонской епархии (Малая Азия). По-гречески «харитон» - это «осыпающий милостями, щедрый». Он считал себя последователем святой первомученицы Феклы, которая была родом тоже из Иконии.
В своём родном городе он пострадал во время гонений на христиан при императоре Аврелиане (270-275 гг.). Житие преподобного описывает его мучения следующим образом: «Святого же так били по всему телу, что видны были и внутренности его; ибо мясо отпадало от костей, кровь лилась рекою, и всё тело стало сплошною язвою".
После длительных мучений Харитона заключили в темницу, откуда он был освобождён в правление императора Тацита. Получив свободу, он отправился в паломничество на Святую Землю. В окрестностях Иерусалима он был захвачен разбойниками, которые привели его в пещеру. От смерти Харитона спасло то, что в пещеру вползла змея и своим ядом отравила сосуд с вином, выпив которое разбойники погибли. Большинство источников утверждает, что произошло это в Вади Кельт (где преподобный основал
Фаранскую лавру), однако существует и менее популярное мнение о том, что эта история случилась здесь, в Вади Текоа.
16.
Харитон остался жить в той пещере, устроив в ней церковь. Вскоре у него появились последователи, и так образовалась Фаранская лавра, ставшая первой монашеской обителью в Иудейской пустыне.
17.
Когда вокруг монастыря стало слишком людно, стремящийся к уединению преподобный Харитон ушел оттуда. Покидая Фаранскую лавру, преподобный оставил своим ученикам правила - своего рода устав - относительно пищи, псалмопения и других сторон жизни, из каковых известны совет инокам есть только раз в день вечером - хлеб, соль и воду, требование неотлучного пребывания в монастыре и гостеприимства.
Следуя на юг, к Мертвому морю, Харитон дошел до Иерихона. На новом месте жительства монахом была основана Иерихонская лавра в пещерах Сорокадневной горы (
монастырь Искушения, или же Каранталь), но вскоре и здесь вокруг него стали собираться монахи, вынудив Харитона покинуть это место.
18.
Третьим местом его уединения стал Вади Текоа. Здесь, на потоке Сукка, между Фекуей и Мёртвым морем, Харитон основал Суккийскую лавру.
19.
20.
21.
Суккийская ла́вра (Сукка, Сикс, греч. название - «Старая (Ветхая) лавра») - мужской и ныне недействующий православный монастырь, основанная не ранее 345 и не позднее 350 годов преподобным Харитоном-Исповедником.
22.
Преподобный Харитон остался жить в Суккийской лавре. Проведя в монастыре несколько лет, перед кончиной святой вернулся в Фаранскую лавру, где умер и был похоронен в церкви, построенной на месте пещеры разбойников.
23.
Расцвет Суккийской лавры приходится на V-VI века. Дальнейшая ее судьба малоизвестна. Но если судить по свидетельству Даниила в его “Хождении”, то выходит, что в том или ином виде она существовала даже в 12-м столетии : “И есть на полудне лиць от Вифлеема монастырь святого Харитона, на той же реце Афамьстей, и есть близь моря Содомскаго, в горах каменных; и пустыни около его. Гроздно и безводно есть место то, и сухо; есть под ним дебрь камена и страшна зело; около был весь градом отделан, посреде же града того есть 2 церкви…”.
24.
25.
До наших дней дошло немногое - лишь пещеры-кельи да кусок сторожевой башни
26.
Мы нашли там небольшой кусок расчищенной от земли мозаики
27.
Арабы считают, что лавра была разрушена водным потоком после сильных дождей, но на самом деле монастырь был уничтожен персами в 614 году.
28.
Суккийская лавра так никогда и не была восстановлена.
29.
Эти пещеры использовались как убежище жителями Текоа в 1139 году. После того, как значительная часть сил крестоносцев передислоцировалась из Текоа в Гил’ад , на Текоа напали бедуинские племена, и жителям пришлось прятаться в пещерах. Позже срочно высланный отряд из Иерусалима отбил город у бедуинов.
30.
Находится лавра в полутора километрах от современного поселка Текоа и является довольно популярным местом для походов или прогулок как любителей пеших походов, так и местных жителей.
К сожалению, именно для двух местных мальчишек это место стало роковым...
31.
8 мая 2001 года, во время последней арабской интифады, возле пещер камнями были забиты два еврейских мальчика.
"Избавил ты силой народ Твой, сыновей Йакова и Йосефа"
Здесь, на этом месте, на доброй земле этой страны
От рук негодяев пали наши любимые дети, с которыми и смерть не разлучит нас
Йаков Натан Мендель и Йосеф Ишран
Да будет отмщена их кровь
Подростки погибли 15 ияра 5761 г. (08.05.2001)
"О, как падают наземь плоды плоть от плоти нашей..."
Дом Текоа
32.
...а напротив - Иродион.
33.
Прямо под развалинами лавры находится водосборник, называемый арабами Бир эль-Анзие или Козий. Водосборник был, скорее всего, построен раньше, нежели сама лавра, и первоначально имел другое предназначение, но какое - неясно. Позже монахи приспособили это сооружение под водосборник, украсив изнутри восточные торцы обоих «нефов» крестами в орнаментальной круглой окантовке.
34.
А знаете, что слово "лавра" с греческого переводится как "городская улица, многолюдный монастырь"?..
35.
36.
Раскопки в районе Нахаль Текоа вела группа под руководством профессора Изхара Хиршфельда, исследователя монастырей в Иудейской пустыне, монастырей-общин (колумбиумов). Именно он нашел в Скитополисе (Бейт-Шеане) записи некого Кириулиса о Харитоне, основателя первого монастыря на нынешней территории Израиля в 30-е годы IV века.
37.
...Насмотревшись на мертвые камни, я снова обратила свое внимание на живое и ликующее, окружающее нас
38.
39.
40, 41.
Стоишь и думаешь - знать бы, каким увидел Харитон это ущелье, придя сюда в первый раз... Сухим и мертвым или живым и цветущим?..
42.
43.
Пока я "шпионю" за цветочками, за мной тоже шпионят )
44.
Кстати, я тут нашла кучу знакомых растений. Ну, ромашки не считаются ))
45.
Зато белены полным-полно. Запросто можно объесться при желании )))
46.
47.
Шалфей цветёт
48.
...По развалинам лавры мы шастали почти полтора часа. Через несколько минут после того, как мы присели в тени напротив входа в пещеру, из нее стали показываться грязные, но довольные сопоходники ))
49.
И мы пошли дальше - к настоящей пещере преподобного Харитона.
Взгляд назад - на одиноко торчащую на склоне горы разрушенную башню Суккийской лавры
50.
Взгляд вперед - на юг, к Мертвому морю, убегает ущелье
51.
Рассказывают, что на горе, где поселился святой, не было воды. Не желая, чтобы кто-то из монашеской братии трудился носить ему наверх воду, преподобный Харитон обратился с молитвою к богу - и из камня потек источник, из которого он и утолял свою жажду.
52.
Там, у источника, мы встретили парня, до нашего прихода в одиночестве лежащего на скале над пропастью и слушающего плейер.
53.
Неожиданно он обратился к нам на прекрасном русском языке, Женька заговорил с ним, и парень рассказал нам, что он живет тут же в поселке Текоа, что родители его родом из Киева, а он родился уже здесь, что играет на виолончели и что этот "козырек" над ущельем - его любимое субботнее место, куда он приходит, чтобы побыть в одиночестве и подумать...
А зовут парня Вольтер.
54.
И я его понимаю...
55.
56.
57.
58.
Совсем немного отойдя от источника, мы увидели пещеру Харитона Исповедника
59.
До того, как в ней поселился монах, она служила пристанищем для разбойников.
60.
Пещера получила название «Висячая». Имеет, кстати, два этажа - однако, на второй попасть без лестницы оказалось невозможно
61.
Те, кто залез вовнутрь, обнаружили там что-то вроде ванны (как пошутил кто-то - "предка джакузи")
62.
У входа тоже выбито в скале нечто наподобие маленького корыта. Чуть ниже, на нависающем над ущельем камне - дыра, наполненная водой.
63.
И цветы вокруг...
64.
65.
После пещеры мы пошли дальше на юг - к выходу из ущелья Текоа, оно же Вади Харитун
66.
Помимо историй, связанных с Харитоном Исповедником, Вади Текоа упоминается в IV веке в фундаментальном труде «Ономастикон» христианского историка Евсевия как место захоронения
пророка Амоса. Таковым его считали вплоть до средних веков, однако сейчас никаких оснований для этого не находят.
67.
Путь наш мало-помалу стал вести нас вверх, в гору, прочь из ущелья
68.
69.
Во время дождей здесь, наверное, бушуют потоки и водопады
70.
И вот мы наверху. Пронзительно-зелёная трава, оливковые деревца, голубое небо, на горизонте горы Иордании...
71.
Наше путешествие окончено - но у нас есть
janataha -
72.
- а это значит, что будут новые походы и новые места - Израиль в этом смысле практически неисчерпаем.
Доказано :)
73.
От Жени -
Суккийская лавра, две пещеры Харитона и одно его ущелье И с миру по нитке: чуть-чуть
отсюда,
отсюда и
отсюда.