...Ну что ж, само собой разумеется, что посещение города Роттердама (которое случилось 26 июля, в предпоследний день нашего европейского путешествия) не ограничилось одним лишь посещением кубических домов, но включало в себя и прогулку по городу. Короткую, практически пробу, нечто удивительное на кончике вилки. Роттердам однозначно достоин большего, и я надеюсь когда-нибудь дополнить свои от него впечатления.
Ну а пока мы, решив не удаляться от домов-кубов, чтобы вернуться туда, когда музей будет открыт, вооружившись картой, пошли гулять по городу.
2.
Второй по величине город Голландии (после Амстердама), Роттердам имеет за плечами богатое прошлое и достойное уважения и гордости настоящее.
Люди стали обживать низинные болотистые земли по берегам реки Ньиве-Маас в X веке. Эти низинные земли на нидерландском языке называются «фен» (Veen). Как раз у слияния рек Ротте и Ньиве-Маас («Новый Маас») возникло поселение. Название реки Ротте означает в переводе с нидерландского «Грязная река». В 1260-е годы жители поселения для защиты своих земель от наводнения построили дамбу. После этого у поселения появилось название Роттердам, что означает «Дамба на реке Ротте».
В наши дни следов реки Ротте уже не найти, на её месте располагается роттердамская Хоогстраат (Hoogstraat - Высокая улица), которая находится совсем рядом с кубическими домами.
3.
7 июля 1340 года граф Голландии Виллем IV Смелый (1337 - 1345) даровал Роттердаму права городского самоуправления. В это время в городе проживало примерно 2 000 жителей. В 1342 - 1348 годах сооружается канал Rotterdamse Schie, который связал Роттердам с поселением Оверши. Этот канал соединил Роттердам с системой каналов Голландии, что позволило горожанам участвовать в морской торговле между Англией и Германией. После этого город стал расти и развиваться.
4.
5, 6.
В XV веке под влиянием европейского Возрождения (и просвещённых герцогов Бургундии) голландцы начали увлекаться наукой и искусством. В 1467 году в предместье Роттердама, поселении Гауда родился знаменитый философ Эразм Роттердамский. После долгих скитаний по разным уголкам Европы Эразм нашёл себе покровителя в лице правнука и наследника Карла Смелого, императора Священной Римской империи и короля Испании Карла V Габсбурга (1519 - 1556). И если слава о трудах и делах Эразма Роттердамского распространилась по всей просвещённой Европе, то его покровитель Карл V преуспел в создании крупной державы, ставшей прообразом современного Европейского союза.
7.
К началу XVII века население Роттердама насчитывает примерно 20 000 человек. Город становится крупным торговым центром Нидерландов, и голландская Ост-Индская компания избирает Роттердам в качестве резиденции для одной из шести её коммерческих палат.
8.
В XVII веке два знаменитых голландских адмирала, Витте де Вит и Эгберт Кортенауэр избирают Роттердам в качестве места для своего упокоения после смерти. Всё это говорит о том, что город становится второй после Амстердама морской гаванью страны. К началу XVIII века в Роттердаме проживало уже 50 000 жителей.
9.
Архитектура города изумляет и восхищает...
Помните дом-карандаш возде домов-кубов?.. Это многоквартирный дом причудливой архитектуры, построенный в 1984 году по проекту все того же Питера Блома, автора "кубических домов". Из-за своей остроконечной крыши и шестигранного фундамента дом имеет форму заточенного карандаша. А стоящий рядом с "карандашом" обычный дом-коробку местные шутники называют "ластиком".
...А мы тем временем выходим на набережную реки Ньиве-Маас
12.
Прибрежный район (Waterfront) с его главной улицей Boompjes (по которой мы шли) и многочисленными гаванями, такими как Haringvliet, Wijnhaven, Oude Haven и Leuvehaven, сложно оставить незамеченным.
13.
14.
15.
16.
Здесь находятся Кубические дома, Белый дом, Морской и Портовый музеи, а также множество ресторанов и кафе, расположившихся прямо на берегу Мааса, на лежащей параллельно ей набережной Boompjeskade, где в летние месяцы открывается городской пляж. Это одна из самых старых частей Роттердама - первые пристани в районе Oude Haven появились еще в середине XIV века, а сама Boompjes была заложена в 1615 году. Она была предназначена специально для прогулок, поэтому вдоль нее были посажены ряды лип, откуда и произошло название улицы («boompjes» можно перевести как «деревца»). Возможно, в будущем улица станет вновь исключительно пешеходной, если будет возможно построить под ней туннель для автотранспорта.
17.
От моста Виллемсбрук («Мост короля Виллема») мы идем в сторону моста Эразмусбрук
Виллемсбрук
18.
Эразмусбрук
19.
Девятнадцатый век стал переломным в истории Роттердама. В 1863 - 1872 годах в дельте Рейна и Мааса сооружается канал Ньиве-Ватервег («Новый водный путь»). Этот транспортный путь сделал Роттердам доступным для суперсовременных морских судов даже в условиях засорения речной дельты илом. После этого город становится первым по грузообороту портом в Европе и во всём мире.
20.
Численность населения города в течение нескольких десятилетий после открытия канала возрастает с 100 000 до 300 000 человек. В 1874 - 1878 году через Ньиве-Маас был сооружён мост Виллемсбрук, а к концу XIX века в городе появляется первый европейский небоскрёб, получивший прозвание Витте-Хюйс («Белый дом»), его высота составляет 43 метра. Правда, по нынешним меркам это здание трудно назвать сверхвысоким, но у европейцев той поры Витте-Хюйс вызывал немалое удивление.
21.
Вторая Мировая война принесла роттердамцам невиданные испытания. Всего за один день 14 мая 1940 года в ходе массированного авиационного налёта люфтваффе уничтожило исторический центр города. В этот день погибло около 1 000 горожан, а более 80 000 остались без крова. Бомбардировка была осуществлена на четвёртый день французской кампании гитлеровского вермахта с целью принуждения Нидерландов к капитуляции.
22.
После оккупации Нидерландов нацисты начали преследование еврейского населения страны. Согласно подсчётам историков, из 40 000 евреев или «полукровок» в живых осталось 1 400 человек.
23.
К концу 1944 года, когда перед немцами замаячила реальная угроза поражения, гитлеровцы депортировали из Роттердама 52 000 мужчин на принудительные работы в Германию (это произошло 10 ноября 1944 года). Роттердам был освобождён от немецкой оккупации в мае 1945 года.
Мемориал в память о 3500 погибших во Второй мировой войне нидерландских моряках (был открыт в 1957 г.)
24.
После войны исторический центр города пришлось восстанавливать заново. В полную силу заработал роттердамский порт. С 1962 по 2004 год он признавался самым загруженным портом в мире, уступив в новом тысячелетии первенство Шанхаю, а затем - Сингапуру.
25.
В 1968 году в Роттердаме был открыт метрополитен, а в 1972 году свои двери распахнул университет, получивший имя Эразма Роттердамского. К концу тысячелетия город стал центром европейского футбола: в Роттердаме прописаны три знаменитых клуба, это прославленный «Фейеноорд», «Спарта» (старейшая команда в Нидерландах) и «Эксельсиор». В наши дни в городе проживает более 610 000 жителей.
26.
В январе 2009 года бургомистром Роттердама был избран мусульманин Ахмед Абуталеб, родившийся в Марокко. Это событие вызвало возмущение правых партий и националистических организаций по всей Европе. Таким образом, Роттердам считается первым крупным европейским городом, главой которого стал неевропеец-мусульманин.
27.
А мы дошли до моста Эразмуса, который вел нас на другой берег реки
28.
Мост Эразма через Маас соединяет исторический центр Роттердама с новым районом Kop van Zuid.
29.
Этот вантовый мост был сооружен в 1996 году по проекту архитектора Бена ван Беркела и очень быстро стал одним из символов города. Его высокий (139 м) стальной наклоненный пилон с изломом оживляет городской горизонт.
30.
Из-за формы и белого цвета за мостом закрепилось прозвание «Лебедь».
31.
Длина моста Эразма составляет 802 м, расстояние от уровня воды до моста достигает 17 м, а вес конструкции достигает 6800 тонн. Между пилоном и концом моста, который находится в новом районе Роттердама, находится разводная секция для обеспечения прохода судов. Она является самой большой и самой тяжелой в Западной Европе.
32.
Торжественное открытие моста состоялось 6 сентября 1996 года при участии королевы Беатрикс. Строительство моста обошлось примерно в 75 миллионов евро.
Мост задействован в таких мероприятиях как ежегодный Роттердамский марафон, Red Bull Air Race Rotterdam (в 2005 году в ходе этого события под мостом пролетело несколько самолетов), а также в 2010 году мост стал частью маршрута гонки Тур де Франс. Кроме этого, он стал местом действия эпизодов некоторых фильмов.
33.
А нам просто хорошо, так что никакого пиетета! )))
34.
35.
(тадам! k0ev наконец-то направил свою чудо-камеру на нас! :)))
Вода играет важнейшую роль в жизни Роттердама, практически во всех ее проявлениях.
36.
Город состоит из множества островов и полуостровов, разделенных реками и каналами. Одним из самых живописных островов считается Северный остров (Noordereiland), который соединяют с остальным городом мосты Willemsbrug и Koninginnebrug. В 1868-1876 годах он был искусственно отделен от острова Feijenoord (справа на фото)
37.
В конце 80-х годов XX века его населяло множество моряков, а пристани острова были почти всегда заставлены в несколько рядов речными судами. Еще в начале 90-х годов на Северном острове насчитывалось всего четыре магазина, две аптеки, столько же булочных и один банкомат. Однако несколько лет спустя ситуация начала меняться, и район стал более жилым. Но самое интересное в Северном острове - это старый железнодорожный мост De Hef. Опоры моста были построены в 1878 году, и изначально это был поворотный мост, что было не очень удобно для кораблей и после нескольких аварий было решено его реконструировать. В 1927 году на его месте был построен первый в Европе вертикально поднимающийся мост, обеспечивавший проход судов под ним и проезд поездов по нему. Он использовался до 1993 года, а после этого для поездов был построен туннель, и необходимость в мосте исчезла, но его не стали сносить, а признали памятником, а весь остров с 2005 года является охраняемым государством районом.
38.
Мы идем в новый район Роттердама Kop van Zuid.
39.
Район стекла и бетона - небоскребов, офисов и бизнеса.
40, 41.
Нас очень занимало рассматривание зданий и разных интересных архитектурно-дизайнерских решений. Надо было слышать, какие только идеи не приходили нам в голову )))
42.
43.
Слева на фото небоскреб «Монтевидео» (Montevideo)
44.
Быть большим портом означает не сторониться иностранцев, и китайцы были, пожалуй, первыми иноземцами, ступившими на берега Мааса. Это произошло в 1911 году, когда в Роттердаме начались массовые забастовки портовых работников. Тогда предприниматели стали нанимать китайцев в качестве дешевой рабочей силы.
45.
Китайские иммигранты обосновались на южных полуостровах Роттердама, главным образом, на Katendrecht. Наверное, в то время это был самый большой чайна-таун в Европе. В 80-х годах, после того, как город решил заново застроить полуостров, община переехала ближе к центру и обосновалась в районе улиц West-Kruiskade, Westersingel и Kruisplein. Сегодня эти места по-прежнему населяют выходцы из Китая и других стран Азии. В 2011 году было отмечено столетие китайского квартала в Роттердаме.
46.
Роттердамский чайна-таун мы не посетили... Погуляв вдоль небоскребов и с сожалением отказавшись от прогулки до Евромачты (самой высокой башни в Нидерландах, открытой для публики, которую видно на фото выше), мы пошли по мосту назад
47.
Предварительно рассмотрев карту, мы выбрали маршрут, пролегающий по двум большим улицам, которые в итоге должны были привести нас к кубическим домам. По пути мы занимались тем, что я люблю делать, наверное, больше всего в любом новом городе - просто рассматривать его, пытаться проникнуться его настроением и духом.
48.
Днем раньше Алла говорила, что голландцы предпочитают жить в собственных домиках на земле, нежели в людских муравейниках многоэтажек. В Хертогенбосе и Утрехте это работало; в Роттердаме уже не очень )))
49, 50.
Находясь здесь, невозможно не понять - это один из самых больших и самых значительных городов страны... даже если не знать, где именно ты находишься.
51.
Наш путь привел нас в старый порт Роттердама
52.
53.
Он был таким ярким и таким "всамделишным", что мы не утерпели и спустились вниз
54.
55.
По мостику перешли над водой на улицу Вейнхавен.
56.
Вейнхавен является пристанью и улицей в центре Роттердама. Протяженность улицы около 800 метров, ширина 2-3 метра. Вейнхавен был построен в 1613 году как часть строительства Города на воде (Water City) между дамбой Schielands Hoge Zeedijk и рекой Ньиве-Маас. После бомбардировки Роттердама 14 мая 1940 года все здания на улице были разрушены, за исключением Белого дома. В 90-х годах был построен железнодорожный тоннель Виллемспурт (Willemsspoortunnel), при этом здания, препятствовашие строительству были снесены, а потом восстановлены.
57.
Оригинальным судном является пришвартованный в 2000 году плавучий маяк Breeveertien.
58.
Изначально он звался плавучий маяк Тринити Хаус номер 11. Он был построен в 1951 году для маячной службы в Ирландском море и использовался там как маяк до 1988 года. В 1995 году был продан и отбуксирован в Голландию, где подвергся реставрации и переоборудованию под плавучий ресторан. Тогда же получил новое имя - Брейвертин (Breeveertien), по названию участка в Северном море. С 2000 года пришвартован в Вейнхавене. В 2008 году корабль-маяк был перепродан и прошёл ещё одну реставрацию. В 2009 году открылся как ресторан «Тинто».
У Вейнхавена сохранился довоенный мост Регентесс (Regentesse), который назвыют Четырехльвовым (Vierleeuwenbrug ) в честь четырех львов, стоящих на перилах моста.
59.
А мы идем дальше, теперь уже закоулочками выбираясь на улицу Блаак
60.
Весьма многозначительная скульптурная композиция возле банка ))) И название банка доставило )))
61.
62, 63.
64.
65.
Говоря о Роттердаме, нельзя не упомянуть, что международный порт города является самым большим портом Европы и занимает четвертое место в списке крупнейших портов в мире после Шанхая, Сингапура и Нинбо. В 2010 году пропускная способность порта составила 430 миллионов тонн. Особенно важна роль роттердамского порта в бестарной перевозке грузов (сырья, руды, угля, песка) и перевозке грузов в контейнерах. Территория порта занята, в первую очередь, различными складами и офисами компаний, занимающихся перевозкой грузов. Я точно знаю, что если мы с Женей еще когда-либо попадем в Роттердам, то именно порт станет одной из главных точек нашего плана путешествия :)
А пока мы шли назад к кубическим домам... Металл и камень внезапно сменились цветами
66.
Цветами в клумбах
67.
Цветами на продажу
68.
69.
Мы описали круг и вернулись на площадь у станции метро Блаак
70.
Уже виденные дома с новой точки зрения: дом-карандаш, опоясанный вот таким "украшением"
71.
Стоящий рядом с ним дом в цветах Украины :)
72.
И дома-кубики...
73.
Мы завершили свой круг и, посетив дома-кубы, пошли искать парковку, на которой стояла наша машина. Там нас ждали несколько нервных минут, когда у нас не получалось оплатить парковку, но в итоге все закончилось успешно, и мы покинули Роттердам - увиденный нами город, в котором нераскрытых тайн стало теперь даже больше, чем до нашего знакомства с ним...
Хотя нет - покинули мы его не сразу. Я же едва не забыла о нашем квесте номер 2 -купи магнитик, шарик и флажок! Предыдущий день нас несколько разочаровал в этом смысле, и мы надеялись оторваться хотя бы в Роттердаме. Но... в тех местах, гда мы бродили, ничего привлекательного для туристов не было. Я лишь совершенно случайно увидела на карте, с которой мы ходили по городу, рекламу сувенирного магазина, и определив его местонахождение, мы поехали вначале туда. Поплутали в поисках парковки, не нашли ее, припарковались на запрещенном месте на какой-то узкой улочке, и Женя побежал в магазин. Вернулся оттуда довольно быстро - и ни с чем. Так мы снова не купили голландского флажка, остались без сноу-болла с Роттердамом... Но хотя бы магнитики с домами-кубиками у меня есть.
Вот теперь можно было ехать дальше, ведь нас ждал еще один город Голландии, четвертый и - увы, последний - в этом нашем путешествии... Мы ехали в Гаагу.