Бейт-Гуврин - Мареша - город тысячи и одной пещер

Jan 22, 2014 09:18


«...и пошел голубей искать в Бейт-Гуврин,
и добрел до Венеции из-за того, что писал:
голубка моя на уступе скалы»
Когда-то в далекие времена люди, проживающие на территории, что меж Иерусалимом и Газой, заметили, что меловая порода местной почвы легко поддается обработке, и начали строить здесь различные хозяйственные помещения и укрепления. Так появился город Мареша, упоминаемый еще в ТАНАХе в книге Иисуса Навина (15:44) как один из древнейших городов Иудеи.



Позже, после раздела объединенного царства в Х веке до нашей эры, Рехаваам, иудейский царь, укрепляет город и строит здесь фортификационные сооружения для защиты Иудеи от полчищ египетского фараона Шишака, или как принято произносить его имя по-русски, Шешонка, а царь Асса разбивает здесь же эфиопское войско под командованием Зераха. После Вавилонского пленения и разрушения Первого Храма всю территорию заселили идумеи и назвали ее Идумеей. Мареша превратилась в интернациональный языческий город, в котором жили идумеи, сидоняне, а в более поздние времена грекоязычные народы, с которых и началась эллинизация Израиля. Тем не менее, здесь всегда оставалась та или иная часть еврейского населения.

2.


В 112 году до н.э. хасмонейский царь Йоханан Гиркан I захватил город и насильно обратил почти всех его жителей в иудаизм. Чуть позже, в 113 году до н.э. Александр Янай разрушил город за отказ принимать иудаизм теми, кто по-прежнему оставался язычником. После этого большая часть жителей города покинула его, и окончательно он был уничтожен в 40 г. до н.э. парфянской армией.
Считается, что именно из Мареши происходит семья царя Ирода, обращенного в иудаизм идумея.

3.


На месте древней Мареши вырос город Бейт-Гуврин, и это же название носит современный киббуц, расположенный рядом с парком.
Версий происхождения этого названия две - по одной из них слово "Гуврин" созвучно с именем архангела Гавриила (Габриэль на иврите, Джибриль на арабском). Вторая версия относит корни названия к эпохе крестоносцев и связывает его с известной рыцарской фамилией Гибеллины (Ибеллины).

4.


Римляне и византийцы называли город Элеутерополис (в русской традиции Елевферополь) - "город свободных людей". Это был самый крупный город южной части Эрец-Исраэль, и среди его еврейского населения выделялись известные личности, упоминаемые в Талмуде и мидрашах - рабби Йонатан и рабби Йегуда Бар-Яаков.
Во время мусульманского правления город снова стал называться своим прежним именем, но в арабской интерпретации - Бит-Джибрин. Захватившие город крестоносцы считали, что это Беэр-Шева, но называли его Бит-Джиблин.От тех времен осталось здесь множество исторических памятников, которые можно увидеть своими глазами, если приехать в национальный парк Бейт-Гуврин :)

********************************************************************************************************************************************************************************************************

...Что мы с Женей (k0ev) и связкой из двух девчонок (Маринка-Каринка) и сделали в один из шабатов.
Погода в тот день была серой и хмурой, но это ничуть не портило нам настроения и даже напротив придавало харАктерности и некой театральности той местности, по которой мы гуляли

5.


Территория парка, занимающая огромную площадь в 5 тысяч дунамов, разделена  на две части: на юге Мареша, город ТАНАХа и эллинской эпохи, на севере - Бейт-Гуврин, римско-византийский город. Это место, как и многие другие в Израиле уникально количеством сохранившихся здесь историческо-археологических памятников, и самый большой интерес представляет сам город. Этот город двухэтажный: его верхнюю часть занимали жилые дома и магазины, а нижнюю - пещеры, служившие как хозяйственными помещениями (маслодавильнями, колумбариями, водными системами и цистернами), так и местом жилья и укрытия во время многочисленных войн и захватов города.

Вот по этим пещерам мы и пошли бродить...
Но сначала девчонки в свое удовольствие попрыгали и полазали по огромной коллекции с/х орудий и остатков колонн явно эллинистической эпохи

6.


и лишь потом мы направились к пещерам.
Их здесь много, но для широкой публики открыты лишь некоторые, и я покажу лишь малую часть того, что предлагает своим посетителям парк Бейт-Гуврин - Мареша.

Польская пещера
Это колодец, построенный в IV-III вв. до н.э. на месте голубятни

7.


В 1943 году во время Второй мировой войны польские солдаты, побывавшие в этих местах, вырезали на колонне, стоящей в центре колодца и некогда подпиравшей его свод, надпись "Варшава, Польша" и герб своей страны. Отсюда и пошло название пещеры

8.


Пещера-колумбарий
По утверждению ассоциации национальных парков, это самая большая и красивая в стране пещера-колумбарий (то есть голубятня). Она была вырыта за 300 лет до нашей эры и построена в форме двойного креста, что уже представляет интерес для археологов и людей, интересующихся историями различных знаков и символов. В ней находится более двух тысяч голубиных ячеек.

9.


В окрестностях Мареши найдены 84 такие пещеры и в них десятки тысяч ячеек. Это говорит о том, что разведение голубей в те времена имело большое значение - самих птиц использовали для жертвоприношений и в пищу, а их помет - для удобрения полей.

А по пути от пещеры к пещере раскинулись поистине завораживающие пейзажи и холмы, летом выжженные и безжизненные, а сейчас зеленые и сочащиеся жизнью и водой

10.


11.


Самая малая колючка пробуждается к жизни и рождает жизнь

12.


13.


Маслодавильный цех
в Мареше обнаружены 22 маслодавильных цеха, относящиеся к III-II вв. до н.э. Выращивание олив и производство из них оливкового масла были в то время важной отраслью экономики.
В пещере находились два пресса, с помощью которых производили оливковое масло, а также некое подобие жернова для давки оливок.

14.


Оливки вначале перемалывали жерновом, а затем клали под пресс. В каждом прессе имелся сток, через который масло стекало в специальные углубления, откуда оно разливалось по кувшинам.

Пещера под колодцами и жилой дом
Жилой дом был построен в эллинскую эпоху (III-II вв. до н.э.) и занимал около 150 кв.м. В центре находился двор, а вокруг него - жилые комнаты. Постройка имела даже второй этаж. В одной из комнат дома был обнаружен клад из 25 монет, старейшая из которых может относиться к III веку до нашей эры. По мнению археологов, дом был разрушен в 113 году до н.э., когда Марешу захватил Йоханан Гиркан I.
Под жилым домом находятся колодцы для сбора дождевой воды, которая поступала сюда по водостокам и глиняным трубам. Из одного колодца есть спуск в пещеру, которая соединялась с колодцем другого жилого дома.

15.


16.


17.


Самое высокое место в парке - холм Тель-Мареша, на котором когда-то стояла цитадель.

18.


И само собой, что мы туда полезли :)
А там... А там прям под ногами вот такие дикие ирисы

19.


И множество мелких пустых улиточных раковин, которые мы искали и собирали в пакетик

20.


(фото k0ev)

А с вершины открываются изумительные пейзажи...

21.


И капли недавнего дождя на траве

22.


И снова ирисы, уже голубовато-изумрудного оттенка

23.


...Набродившись вдоволь по холму, мы спустились к его подножию и направились к нижним пещерам.

Жилые дома и подземные коммуникации эллинского периода
Это оказалась самая захватывающая, пугающая и интригующая пещера из всех, которые мы до этого видели. Вглубь земли вели извилистые лестницы, спускающиеся к колумбариям, жилым комнатам и ваннам

24, 25

 

В сумрачном свете ламп было слегка жутковато, поэтому девчонки прижались ко мне и уже не разбегались в стороны, тем более что внизу нас ждала разветвленная сеть подземных ходов, которые вели из комнаты в комнату, и каждая последующая была красивее предыдущей и тоже куда-то уводила... И хотя я понимала, что заблудиться здесь мы не можем, мне тоже было как-то... не по себе.

26.


Поистине неизгладимое впечатление!..
Но выбраться на солнце оказалось приятным :) Тем более и само солнце появилось, залив холмы мягким светом, а мы направлялись к погребальным пещерам сидонян.

27.


Погребальные пещеры сидонян
Эта пещера, представляющая собой систему ниш, родом из III-II вв. до н.э. Она принадлежала семейству Аполофанес, глава которого был здешним правителем на протяжении тридцати трех лет

28.


Погребальные ниши в этой пещере отреставрированы. Когда-то в них клали тела успоших, а по истечении определенного времени скелет вынимался, и ниша освобождалась для другого покойника

29.


Пещера потрясающе красива и, несмотря на свою скорбную сущность, совсем не вызывает страха

30.


Огромную ценность ей придают рисунки, которые были восстановлены по эскизам археологов, проводивших тут раскопки.

31.


32.


Надписи и рисунки позволяют сделать выводы о национальной принадлежности некогда похороненных здесь людей (идумеи, сидоняне и греки), а также о мифологии и верованиях тех времен.

33.


34.


В дальнем конце пещеры в горе высечена ниша, похожая на вход в храм. Это и есть последнее пристанище Аполофанеса. Вход в небольшую погребальную комнатку украшают кувшины, а внутри ее еще две смежных комнаты, сделанных, видимо, для близких правителя.

35.


А мы снова выходим на солнечный свет, и с огорчением обнаружив, что следующая пещера закрыта для посещения из-за проводимых там археологических работ, идем к следующему пункту.

Церковь Санта Анна
В некотором отдалении от пещер, на холме, стоят остатки византийской церкви Санта Анна, названной в честь бабушки Иисуса Христа, которая, по некоторым утверждениям, была уроженкой Мареши.

36.


Святая Анна почиталась восточной церковью уже начиная с IV века (примерно в это время и была построена первая церковь в Бейт-Гуврине), но в католичестве её культ окончательно установился только в XIII-XIV веках. В 710 году, по одной из версий, прах Анны был перевезен из Иерусалима в Константинополь, где покоится и поныне. По другой - родители Марии похоронены в Иерусалиме у подножия Масличной горы.

Когда-то это была большая  церковь размером 52 х 56 метров. Сегодняшние развалины представляют собой половину купола высотой примерно 15-20 метров и имеющего три окна

37.


Церковь была разрушена арабами, затем снова восстановлена крестоносцами. После их ухода церковь была разрушена снова, и на ее месте возник арабский поселок Бит Джибрин. Арабы исковеркали название церкви и называли ее "Сандахена", и от этого названия пошло и имя холма, на котором она стоит - холм Сандахена

38.


К этому времени мы нагуляли аппетит, и было решено - идем назад в оливковую рощицу, устраиваем там пикник, а затем движемся дальше, в пещерам-"колоколам".
После обеда Женя уехал отгонять машину на последнюю парковку (поскольку парк большой, приходится гонять транспорт со стоянки на стоянку), а мы с девочками пустились в дальний путь (километра полтора) пешком.

39.


(фото k0ev)

Гулять по такой погоде оказалось сплошным удовольствием, и потому мы шли не спеша, разглядывая цветочки и травинки, а впереди на верху холма нас уже ждал Женя.

Пещеры - "паамон" ("колокол")
Когда-то в незапамятные времена, когда землю покрывала вода, и неведомые чудища носились по просторам мирового океана, тогда-то и зарождались в недрах земли здешние меловые горы. Останки рыб и прочей живности из века в век опускались на дно, спрессовывались, слеживались, и когда воды великого океана отступили с этих земель, явили себя солнцу холмы, состоящие из известняковых и меловых пород. Позднее эти курганы покрывались более твердыми породами, но это не останавливало древних каменотесов, которые начали прорубать небольшие дыры в твердой породе и через них доставать мягкий и влажный известняк. После завершения работ в таком карьере оставалась пещера, по форме напоминающая подземный колокол, с отверстием сверху

40.


41.


Археологи полагают, что пещеры эти появились в византийскую и ранне-мусульманскую эпохи.
В этих местах находится около 80 таких пещер,  сообщающихся друг с другом и представляющие собой единую систему, чем-то, наверное, напоминающую муравейник

42.


Размер пещер впечатляет - некоторые из них достигают 25 метров в длину со средней высотой в 12-15 метров

43.


Кое-где на стенах пещер до сих пор заметны следы веревок, которыми вытягивали наверх добываемую породу. Внутренние стены пещер довольно мягкие и поддаются любому мало-мальски твердому предмету, поэтому кое-где они испещрены надписями типа "Тут был Вася". Но помимо этой удручающей современной "живописи" в толще пород были найдены несколько более древних рисунков. Один из них изображает крест, напоминающий крест тамплиеров.
В пещерах хорошая акустика, и потому в них периодически устраиваются концерты камерной музыки.

44.


Выйдя из этой последней пещеры мы задумались, ехать ли нам во вторую часть парка, смотреть развалины римского амфитеатра, но... передумали. Вместо этого мы еще немного погуляли по тропинкам парка, заглядывая в пещеры-"колокола", закрытые для посещения

45.


46.


Здешние пещеры - это место обитания галок, которые гнездятся здесь же, внутри пещер. В Эрец-Исраэль есть два таких "галочьих" места - одно недалеко от Шхема, второе - в Бейт-Гуврин.
Но мы почему-то не видели живых орущих и галдящих галок, зато нашли таких :))) :

47.


Было очень приятно вот так просто бродить среди этих светлых мягких меловых скал

48.


49.


50.


51.


Еще пещеры

52.


И своды из сказочных деревьев над тропинкой, которая, как морок, водила нас по кругу :)))

53.


...а амфитеатр мы оставили на другой раз, чтоб был повод еще раз вернуться в это сказочное место.

Бейт-Гуврин, Шфела, национальный парк, история и археология, Израиль

Previous post Next post
Up