Вторым посещенным нами в тот день монастырем был Бейт-Джамаль (он же Бет-Джимала)
1.
Монастырь расположен в живописном месте на холме, недалеко от города Бейт Шемеш. Арабское название “Бейт Джамал”, закрепившееся в наши дни за этим местом, происходит, как полагают, от древнего еврейского поселения Кфар Гамла, основанного знаменитым еврейским ученым, председателем синедриона, раббаном Гамлиэлем Первым. Считается, что и само название “Кфар Гамла” происходит от имени Гамлиэль, так как это место было его имением.
Гамлиэль уникален тем, что признавался величайшим учителем и в иудаизме, и в христианстве: 1) Деяния 5:34-40; известнейший законоучитель еврейский из фарисеев, за ученость называемый славою закона и раввином (т.е. первым, главным учителем), давший синедриону совет благоприятный для апостолов. Апостол Павел, как видно из Деян 22:3 воспитывался в Тарсе Киликийском, при ногах Гамалиила и был тщательно наставлен им в законе отеческом. Существует предание, что Гамалиил в продолжении 32 лет был председателем Иудейского синедриона (при Императорах: Тиверие, Каллигуле и Клавдии); по тому же преданию, он был крещен апостолами Петром и Иоанном, скончался за 18 лет до разрушения Иерусалима, и мощи его обретены в Кафар-Гамаде, в Палестине, в 416 году пресвитером Лукианом. (из Библейской энциклопедии арх. Никифора)
2) Гамлиэль ха-Закен (Старший), или раббан Гамлиэль I, внук Хиллела, жил в первой половине 1 в. Поддерживал тесные связи с евреями диаспоры. Автор многих галахических постановлений (см. Такканот), в особенности - в защиту правовых интересов женщин. Его постановления часто сопровождаются формулой «для блага человечества» (Гит. 4:2,3). (Из Краткой еврейской энциклопедии)
3) ...некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом... (Деяния 5:34) ( отсюда)
2.
Здание, открывшееся взгляду при входе во двор монастыря, относительно новое - оно было построено в конце XIX века
3. 4.
Когда-то в нем размещалась сельскохозяйственная школа. После того, как большинство арабского населения покинуло регион, школа пришла в упадок, количество ее учащихся резко сократилось, а в 1981 г. она была вынуждена прекратить свое существование.
5.
Монастырь Бейт-Джамаль был основан монахами ордена салезианцев, основанным в 1845 году итальянцем Джиованни (доном) Боско (чей портрет изображен в мозаичной росписи церкви “Бейт Джамал”) в честь св. Франциска Сальского (1567-1622), который в 1610 году создал женский орден салезианок.
6.
В Палестину Салезианцы прибыли в 1904 году. В их собственности находится несколько монастырей, при которых организованы школы и пансионы для учащейся молодежи; главные из них находятся в Вифлееме и в Назарете. Им принадлежит монастырь Кремизан (чудесный виноградник) вблизи Вифлеема, славящийся производством вина. Этот орден занимается в основном педагогикой и профессиональным обучением молодежи.
Монастырь Бейт-Джамаль отличается от всех прочих тем, что на его территории святыня, связанная с Библейскими событиями. В 1916 году здесь были произведены археологические раскопки и обнаружены остатки византийской церкви, а под ними - пещерные захоронения, содержащие оссуарии (урны для костей) святых. На мозаичном полу византийской церкви была обнаружена греческая надпись, в которой упоминается протодиакон Стефан. Эта надпись была сопоставлена с письмом некоего священника Лусиана, служившего в то время в Кфар Гамле, согласно которому могила Стефана была обнаружена в 415 году. Лусиан пишет, что обнаружил останки Первомученика в гробнице, в которой находилось три оссуария. В одном из них находились останки Стефана, в другом - раббана Гамлиэля и его сына Хавива, и в третьем - Никодима (по еврейской традиции, могила Гамлиэля находится в Явне, а могилу Никодима христиане почитают в Храме Гроба Господня, рядом с могилой Иосифа Аримафейского). Исходя из того, что в мозаичном полу церкви сохранились изображения крестов, делают вывод, что церковь была построена до 427 года, когда император Феодосий II запретил изображать кресты на полу.
Остатки древних (полуторатысячелетних) мозаик можно увидеть и сегодня, они вывешены у входа в церковь:
7.
8. 9.
10.
В 1930 году на фундаментах византийской церкви была выстроена современная церковь, во всех формах подражающая древней византийской традиции. Здание построено стараниями архитектора и археолога Маурицио Гислера, бенедиктинского монаха швейцарского происхождения.
11.
Первое, что поразило меня при входе - настенные росписи и богато разрисованный свод
12.
Поначалу мне показалось, что все стены и столбы украшены богатой мозаикой
13. 14.
15.
Узоры настолько аккуратны, совершенны и богаты красками, что именно это заставило меня подойти вплотную и потрогать "камешки". И только тогда я поняла, что эта "мозаика" на самом деле - фрески. Фрески под мозаику невероятной работы.
16.
Четыре фрески с изображением сюжетов из жизни св. Стефана и шесть картин с апостолами принадлежат кисти мальтийского монаха-кармелита Луиджи Поджи из хайфского монастыря Стелла Марис, и сделаны они в 1932 году. Потолок, распятие, роспись стен под мозаику, портрет Дона Боско - работа немецкого художника Эмиля Рица.
17.
Авторы витражей на нижних окнах церкви (Рождество, Крещение, смерть на кресте, Воскресение и Вознесение) - Владимир Березовский и Владимир Голонишко при содействии силезианского монаха Санта Томболето (2003-2004). Витраж, изображающий Преображение, изготовлен Ромальди Грациано (Турин, Италия). Ржавая крестообразная железяка во дворе - произведение Игаля Тумаркина (2000), символизирующее побиение св. Стефана.
18.
Предание говорит, что в 415 году мощи Стефана, Гамлиэля и его сына были перенесены в Иерусалим в церковь Агиос Сион, где находились до того момента, когда императрица Евдокия, жена императора Феодосия II в 439 году построила отдельную базилику в честь св. Стефана (церковь Сен Этьен). Об этом упоминает в 1103 году, в своем “Путешествии” Зевульф: “Там (в Сионской горнице) св. патриарх Иоанн с почестью спрятал мощи св. Стефана, Никодима, Гамалиила и Абибона (Хавива), по обретении их; св. Стефана побили камнями вне стены, на расстоянии двух или трех перелетов из метательной машины, там впоследствии на северной стороне была построена великолепнейшая церковь; эта церковь совершенно разрушена язычниками”.
Под этой церковью находится еще одна, подземная - таинственная и полутемная. В нее спускаешься узкой винтовой лесенкой меж древних стен
19.
20.
21.
22.
23.
Когда мы спустились вниз, там находилась большая группа туристов; пока мы разглядывали вырезанные на стенах рисунки, группа поднялась наверх, и сразу же в подземелье погас свет. И хотя мы тоже уже собирались подниматься, было слегка жутковато ))
24.
...Зато на улице было солнечно, под раскидистыми деревьями тенисто, и гладкие мраморные лавочки приглашали отдохнуть и полюбоваться роскошными видами
25.
При монастыре есть винный магазинчик, в который мы, правда, не стали заходить. А в нескольких десятках метров стоит здание женского монастыря молчальниц. Разговаривать разрешено только тем, кто работает с туристами - я видела двух таких монахинь, и обе они, потрясающе красивые и одухотворенные, просто лучились покоем, добротой и ласково улыбались. Эти монахини работают в сувернирной лавке, где продается многое из того, что ими же и производится - различные джемы, оливковое масло, расписная керамическая посуда, выпечка... В лавке фотографировать было нельзя, что я послушно и исполнила.
Стоит сказать, что именно этот монастырь произвел на меня наиболее сильное впечатление... Мы поднялись вверх, чтобы увидеть церковь. Прошли мимо молельного зала, в котором на пюпитре лежал большой фолиант на иврите, а у стены стоял семисвечник
26.
и поднявшись еще на несколько пролетов, увидели церковь
27.
В ней царила тишина; только в самом углу под балконом сидела молящаяся женщина, да у ступенек лежала монахиня
28.
Это не было временем общей молитвы, поэтому все кабинки были пусты
29.
В одной из нижних комнат крутят фильм о жизни монахинь, а на стенах развешены фотографии их работы и досуга. Самым примечательным оказался распорядок их дня:
30.
4.00 - подъем 4.05 - личная молитва в кабинке, уединение 4.15 - молитва в кабинке, уединение 6.45 - утренняя молитва с общиной в церкви 8.30 - свободное время 9.00 - литургическая молитва, уединение в кабинке 9.15 - изучение святых писаний в кабинке 10.45 - трапеза в кабинке 11.30 - литургическая молитва, уединение в кабинке 11.45 - творческая работа в кабинке или хозяйственные работы 15.00 - литургическая молитва, уединение в кабинке 16.00 - ужин в кабинке 17.00 - вечерняя молитва в церкви 17.30 - месса 18.30 - молчание с общиной 19.00 - изучение святых писаний в кабинке 19.50 - молитва перед сном 20.00 - отход ко сну.
И вот тут я зависла. Надолго. Настолько, что даже после отъезда из монастыря не переставала задавать себе вопрос - какой же силой веры надо обладать, чтобы взять и отказаться от всех радостей и удовольствий жизни, заперев себя до самой смерти в этих жестких рамках полного послушания и молитв?... Причем этот вопрос не взволновал меня ни разу до того, хотя монастырей мы посетили немало, а тут просто перевернул сознание - и я объясняю это тем, что здесь я увидела женщин, таких же, как я, и именно тут я особенно остро поняла и осознала, сколько всего женского в их жизни уже никогда не произойдет...