Самое незабываемое приключение этой весны - Иудейская пустыня, Мар-Саба, гора Мунтар...

Mar 10, 2013 15:18

...Во первых строках своего письма я хочу самыми теплыми и восторженными словами поблагодарить Инну seagull_gull, за ее терпение ко всем походникам, за ее невероятно интересные и захватыващие рассказы, за красоты, которые она нам показала и открыла, за задушевные беседы... Инн, ты просто потрясающая, правда!

Я давно мечтала об этом походе. Долго уговаривала мужа. Но когда поняла, что он так и не согласится решила ехать сама, при первой же возможности.
И возможность эта предоставилась мне вчера, как следствие этого поста :). Сомнений насчет "идти или не идти" не было, тремп благодаря Инне нашелся, так что пятничный вечер я посвятила сборам.
Ночь спала плохо - всё время боялась проспать, мне снилась пустыня и почему-то так и не увиденный нами там монастырь :)
Но всё прошло хорошо - я не проспала, на встречу забиравшим меня ребятам приехала вовремя, ну и монастрырь тоже увидела :)

Однако прежде монастыря хочу сказать огромное спасибо Ие и Саше, которые согласились взять меня в свою машину, Борису, Бене и Ане за приятную во всех отношениях компанию и беседы! Мне как обычно, очень повезло с людьми :)

На место сбора мы приехали вовремя, и даже немного раньше. Снаружи было бодряще прохладно, так что мне даже выдали телогрейку ))) Я стояла мерзла и надеялась на то, что дальше будет теплее.
Пока ожидали всех участников, осматривали окрестности. Вокруг было нереально красиво! На задворках Иерусалима, в преддверии Иудейской пустыни всё цвело и радовалось жизни.

Анемоны

Пустыня зеленеет

...Когда все собрались, мы выдвинулись в путь - по направлению к каньону Кедар и монастырю Мар-Саба (много интересной информации о нем можно прочитать в ЖЖ Инны :) ).
Вокруг было очень красиво: всё цвело, ландшафт постоянно менялся, за каждым поворотом тропинки нас ждало что-то новое.  Описывать словами просто нет смысла.

Меня заинтересовала порода, из которой состояли окружающие скалы. Такие красивые многослойные камни:

Я даже решила набрать себе немного, для аквариума. Но Ия отговорила меня тащить камни с самого начала маршрута, сказав, что возле наших машин полным-полно таких же. Кстати, правильно что отговорила, бо оглядываясь сейчас назад, я понимаю, что все равно повыбрасывала бы их в какой-то момент.
А мы шли дальше. Дорога пока была ровная, идти было в удовольствие, несмотря на довольно тяжелый рюкзак.

Это поселение Новый Кедар. Не очень далеко от него, возле Старого Кедара, мы оставили машины.

А это уже бедуинские поселки.

Нас предупредили заранее - пристающим бедуинским детями ничего не давать (ни денег, ни еды), иначе не отстанут вообще и задержат всю группу. Так что по пути приходилось неоднократно уворачиваться и выдергивать куртки из цепких ручонок.

Красотища...

(дурацкий эффект "иллюминатора" дала моя дурацкая бленда, которую я уже сняла с объектива. Убирать эти края с фотографий сил уже не было, простите...)

Пещеры

Проходим бедуинский поселок

Разговор невольно переключился на них, на образ их жизни. Инна рассказала, как однажды ей довелось пообщаться с бедуинским ребенком, который кроме своего мирка знал лишь то, что "где-то там" есть Иерусалим и еще (совсем, наверное, на другой планете) - Галилея.
Потом нам встретились женщины, собирающие какие-то растения, но сфотографировать себя они не позволили, прикрывали лица, махали руками, что-то кричали и отворачивались.

Пейзаж вокруг все время менялся

А возле этой пещеры мы устроили первый привал

Судя по кладке, когда-то в ней кто-то жил.
Расположились с комфортом - кто-то в тени у стены, кто-то на пригорке на солнышке.

Тут Инна расказывает нам об отшельнической жизни в пустыне.

А я слушаю и попутно снимаю цветочки (мое любимое занятие))))

А это гусеничка, залезшая на мой рюкзак, и выпущенная после фотосессии на цветок

После недолгого привала пошли дальше. Сошли с тропы в нечто похожее на высохшее русло

И совсем скоро подошли к речушке Кедар - настоящей речке-вонючке...

Пахла она хорошей такой канализацией, и текли по ней клоки мыльной пены, а берега ее окаймляли пакеты, лоскуты ткани и прочий неопознаваемый мусор...

Пена:

Дорога вьется вдоль берега ручья (не поворачивается язык назвать это рекой )))

Найдите на фото пастушка :)

Взгляд из иллюминатора )))

Какие-то курганы

Бедуинский дом и - о невероятно! - туалет типа "очко" ))) сорри ))) На почетном месте )))

А мы продолжаем путь вдоль Кедара, наслаждаемся ароматами ))

Появляются первые кельи. Инна рассказывала, что когда-то население Лавры и близлежащих окрестностей составляло 1500 монахов. Сейчас их осталось всего 15, и все они живут на территории монастыря.

Но до самого монастыря нам еще предстоит дойти...

Тропинка в горы

Здесь что-то выращивают - судя по всему довольно хилые оливы. И - внезапно - сосны.

Еще один предвестник монастыря - стела.

Под этой стелой мы начинаем переходить канализацию Кедар.

Народ подтягивается к переправе:

Парень, стоящий у заграждения, оченно браво гарцевал на своем ослике перед взглядами наших глаз и камер )))

Отсюда же начинается каньон - совершенно невероятный и потрясающий...

Я тут был © :))

Кедар продолжил свой бег по его дну, а мы пошли верхом

Морской лук

Вьющаяся тропинка медленно, но верно вела нас вверх

Большая часть виднеющихся в стенках каньона пещер была кельями монахов

Вот это совершенно определенно вход в келью - прямоугольная "дверь"

Порода этих скал достаточно мягкая, поэтому монахи могли совершенствовать свои жилища - выравнивать стены и пол. Из этих же камней они делали свои ложа.
Кстати, поэтому же в этих скалах нередки были обвалы, и тепер уже сложно сказать, каково оно было тут раньше, полторы тысячи лет назад...

Вот еще одна "облагороженная" келья, с выложенной камнями стеной.

а тут и вовсе трехэтажная "квартира"

Каньон непрерывно петлял

Где-то там внизу по его стенам и террасам бегали скальные зайцы - даманы (кстати, ближайшие родственники слонов, но не зайцев :))) и ходил пастух с отарой.
А на скалах по другую сторону тропинки некий бедуинский Ромео излил свои чувства :)

ну и подписался, чо

Внезапно! - за очередным поворотом перед нами открылся вил на крепостную стену монастыря

Зрелище какое-то абсолютно инопланетное...

Здесь, на козырьке, нависающем над каньоном, мы уселись отдохнуть и приготовиться к новой порции впечатлений :)

Я завидовала совершенно зеленой завистью всем фотографам с мощными объективами ))) Представляю, какие там получились фотографии...

Инна рассказывала нам историю Лавры

А это милый бедуинский дяденька

из вон того домика

который принес козочку и всем давал ее подержать или просто погладить. Я вот только не уловила - за так или за деньги :)

Ну и фото на память - не удержалсО я )))

Маска )))

И вот мы у цели:

У монастыря две башни: сторожевая, в которой сейчас находится библиотека

и женская - куда раньше селили паломниц-женщин.

Она отстоит от монастыря на некое расстояние и не окружена его стеной

Вход на территорию монастыря женщинам строго воспрещен. Для них добрые монахи могут вынести наружу раку с мощами - и на этом все.

А это средство охраны территории от незванных гостей:

Не крест, не :) А камни на стене. Они ничем не скреплены между собой, и потому при попытке влезть на стену обрушатся на голову злосчастного скалолаза. Ну и заодно устроят шум, который привлечет внимание монахов.

...Мы спустились вниз и уселись в тени деревьев. Мужчины ждали разрешение на вход внутрь, а мы деффчонки пока что ели и разговоры разговаривали :)

Я залезла в самую гущу ветвей оливкового дерева и снимала сквозь них в свое удовольствие ))

Инжир

Монах вынес нам большой чайник с абсолютно потрясающим холодным каркаде. О как кстати он пришелся нам, разгоряченным походом и почти полуденным (время было слегка за 11 часов) солнцем!

Потом мужчины вошли внутрь монастыря, я наелась и пошла снова по цветочки )))

Потом вернулась на свое место в ветках, слушала Инну и фотографировала

Инна рассказывает про яблоки и черепа :)

А это русские монахи-паломники

Один из них нас фотографировал - уж больно мы ему приглянулись ))) А смеется он тут потому, что увидел, как я фотографирую его из ветвей )

Кстати, паломниц было много. И россиянки, и не только. Самые разнообразные языки слышались вокруг.
Мужчины вышли из монастыря живыми-здоровыми :) и мы двинулись дальше. Нас ждал самый сложный отрезок пути. Знала бы я тогда, насколько он будет непростой...

Поднимаемся к женской башне (ныне не действующей)

И обходим монастырь вокруг

Еще способ защиты от незваных посетителей:

Наша цель - спуститься вниз к переправе через Кедар.

К нему видут лесенки-серпантины

Наша цель:

Вид на каньон

Громада монастыря снизу вверх и каньон, ее окружающий

Монументальное сооружение

Прямо напротив нас, на той стороне каньона, келья самого Саввы

Мы уже в самом низу ущелья, у реки

Большая часть группы еще в середине спуска

Ну а мы начинаем подъем наверх...
Сначала он был довольно простым - по ступенькам

Инна ждет отстающих

Пещеры и расщелины

...За кельей Саввы Освященного супени закончились. И нам пришлось лезть в гору по тропке, стараясь не поскользнуться на скатывающихся вниз камнях

О, вот тут для меня начался экшен ))) Я даже пожалела, что обедала. Оказалось, что нести еду в рюкзаке на спине гораздо легче, чем в животе )))
Но я дошла. Пыхтя, скрипя и чертыхаясь, влезла наверх ))) И там же свалилась :)
Правда, валялась недолго - надо же было фотографировать! )))

Вот он, классический вид на Мар-Сабу!

Ради этого стоило сюда идти...

Кстати, асфальтированная дорога, уходящая от монастыря, ведет в Бейт-Лехем (Вифлеем), из которого в монастырь возят паломников. Там всей дороги минут пять. Но эта информация будет полезна только моим подругам из России-Украины, бо израильтянам вход в Бейт-Лехем заказан. Мы в Мар-Сабу пешком ползаем, по горам ))) По этим вот:

И почему-то я предпочитаю именно этот путь :)

Здесь, на вершине, мы устроили привал после подъема. Инна снова рассказывала нам интереснейшие истории, связанные с библиотекой Мар-Сабы, с якобы найденными там отрывками из Тайного Евангелия, о пропавшей потом книге, в которой эти отрывки были записаны... Вот где бы я еще это услышала?! :) И где бы еще увидела такое:

Я на фоне :)

Отдохнув, мы пошли дальше. Теперь наш путь вел нас на гору Мунтар, она же гора Азазель.
Сначала мы шли вдоль каньона, и отсюда открывались виды на Мар-Сабу с разных ракурсов

Так мы, девочки, видели то, что мужчины могли увидеть изнутри - внутренние древние стены монастыря, его строения. Вот это всё - для 15-ти человек...

Считается, что та пальма в самом углу, чудотворная. Отвар из ее листьев помогает от бесплодия. Там какая-то очень сложная схема приема, правда ))) И явно какой-то трюк )))
С другой стороны - какая разница, если кому-то это действительно помогло?...

А потом мы свернули в сторону от каньона и пошли пустыней...

Я как обычно, цветочками любовалась )))

Для меня это что-то невероятное, символ абсолютного стремления к жизни вопреки всему...

А потом мы встретили верблюдов. Огромное стадо (отару? табун? стаю? :)))

Несколько особей паслось отдельно от остальных

Ия решила угостить животинку хлебом :)

Но гордое животное не соглашалось есть из рук незнакомки ))) И вообще он не понял своего звездного часа, как и того, чего от него хотят эти странные двуногие верблюды

А мы всё шли...

Пустыня хоть и казалась уже более однообразной, все равно продолжала радовать

Мы устроили еще небольшой привальчик прямо на меловых валунах, повалялась, взвесили все за и против взбирания на Мунтар (ножки-то уже устали) - и двинулись дальше. До подножия Мунтара нам оставалось минут 15 подъема.

За теми огромными горами-барханами находится Мертвое море...

...Пока шли до горы, я вела сама с собой внутренний диалог - лезть на гору или нет? Откровенно говоря, устала я с непривычки ооочень ощутимо, ноги болели от самого корня верха и до пят. Я наконец-то вспомнила, что и в попе есть мышцы )))
В итоге я решила лезть. Ну вот кто знает, когда я еще сюда попаду?...

Дошли до подножия, дождались большую часть группы, выяснили, кто остается внизу, а кто идет вверх - и пошли...

Гора Мунтар, или Азазель, это самая высокая точка Иудейской пустыни (если верно запомнила - 480 м над уровнем моря). Именно с этой горы во времена Иерусалимского Храма сбрасывали козла отпущения. И тогда слово "азазель" еще не означало "черта"...

Подъем

Вверх мы шли минут 10, и да - для меня этот подъем совсем не был легким. Но я таки дошла, причем среди первых :)
И с вершины расстилались виды, ради которых стоило лезть.
Далеко слева был виден Иерихон. Потом - Мертвое море

Еще правее, в дымке, конус со срезанной вершиной - гора Иродион, крепость царя-Ирода

Далее - Вифлеем, Иерусалим, Маале-Адумим...

И горы, горы вокруг...

Здесь, на вершине, дул сильный и довольно холодный ветер. Я закуталась в куртку и слушала Инну, рассказывающую об истории горы, о церемонии сбрасывания козла, о первых еврейских философах и их трактовках этих обычев.
После этой мини-лекции пошли вниз, к ожидающей нас второй половине группы.
Я снова смотрела на камни и напоминала себе, что нужно будет набрать несколько для аквариума.

По пути мы расспрашивали Инну о ее поездках в Эфиопию, на Цейлон, и снова заслушивались рассказами...

Нас ожидала последняя часть пути, примерно на полтора часа. Нужно было дойти до Старого Кедара, где были припаркованы наши машины.
И мы пошли - вокруг горы, извилистыми дорогами.

Ноги уже идти не хотели, особенно на подъемах, но я отвлекала их разговорами с интересными попутчиками. Мы философию обсуждали ))) Ну и не только )))
Фотографировать уже было лень (сил не было камеру поднимать и останавливаться), но плюшевые горы я не смогла не запечатлеть

Хотя в основном взгляд был прикован к Кедару )))

Да, туда нам надо было дойти...

...В 17.15 мы дошли. Инна, я и еще несколько человек. Постепенно подходили остальные участники, кое-кого привезли на машине.
Как итог - 9 часов пути включая привалы, 22 км, минус 2000 калорий ))) А еще масса новой инфы, сумасшедших впечатлений и красивых фотографий.

...Дома я была почти в семь. А сегодня не смогла встать на работу - ноги устроили забастовку и не желали меня носить. Так что я уже полдня ковыляю по стеночке ))) Аж самой смешно. Но зато благодаря этому я нашла время фото обработать и пост написать :) И несмотря на это твердо обещать себе осенью пойти с Инной в новый поход ))))