Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия

Nov 18, 2016 00:42



Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 г. Фрагмент

Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими.

image Click to view



Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, - это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов - о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо.

Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что - вымысел?



Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г.

Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу - современники не смогли оценить по заслугам талант художника.



Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.



Михаил Врубель. Голова Демона, 1891 г.

Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей - огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.



Михаил Врубель. Голова Демона на фоне гор, 1890 г.

В понимании Врубеля, Демон - это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» - «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет!».

«Демон (сидящий)» - самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь.



Михаил Врубель. Тамара и Демон, 1891 г

Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия - умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.



Михаил Врубель. Демон поверженный и демон сидящий. Эскизы.

С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.



Михаил Врубель. Шестикрылый серафим, 1904 г.

Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил - но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами.



Михаил Врубель. Демон поверженный. Эскиз.

Гениальность на грани безумия. Виной тому - Изумрудные глаза…




Навязчивая идея преследовала умирающего Врубеля - ослепший художник верил, что если он все ночи будет простаивать на ногах, то Господь простит его и подарит новые глаза из изумрудов.




Он считал, что все беды последних лет - внезапная смерть маленького сына и его собственное помешательство - это наказание за страшное преступление, за то, что он когда-то посмел рисовать Христа и Богородицу, одновременно работая над самым главным своим творением - Демоном.



Черты святых ликов и злого духа сливались, становились похожи, глаза у всех были одинаковыми - огромными, изумрудными, трагическими... За этот грех, был уверен Врубель, он платит разрушением души.



Академик Бехтерев, 1912 год.

Лечивший художника выдающийся психиатр Владимир Михайлович Бехтерев смотрел на вещи проще. Он обнаружил у своего знаменитого пациента поражение нервной системы из-за перенесенного в молодости сифилиса. Как следствие, болезнь породила шизофрению и маниакально-депрессивный психоз.

image Click to view



Облик Врубеля в то время был чудовищным - друзья, навещавшие его в психиатрической клинике, видели перед собой буйное лохматое существо в грязной рубашке, незрячее, беззубое, измученное тяжелейшими мигренями.



Совершенно голый, художник на корточках сто раз обходил палату: такое наказание наложено на него за греховно прожитую жизнь. Он слышит голос Робеспьера, судей революционного трибунала, которые приговаривают его к смерти...



М.А.Врубель

Ничто уже не напоминало о прежнем франте, изящном и великолепно образованном эстете: Врубель с золотыми медалями окончил два факультета Петербургского университета - юридический и историко-филологический, говорил на восьми языках, прекрасно разбирался в литературе.

Слыл знатоком моды, тратил все деньги на лучшие духи, всегда обедал в самых роскошных ресторанах, даже, когда нечем было заплатить - в этом случае он расплачивался своими эскизами.



Одевался изысканно, аккуратно, страдал, если манжеты были хоть чуть запачканы краской, но, между тем, мог выйти на улицу с зеленым носом - просто покрасить его зеленой гуашью и всё. Он считал, что это выделит его из толпы...

Близким знакомым в те годы такие выходки казались безумием, но только теперь, видя друга в смирительной рубашке, понимали, что значит простое чудачество гения по сравнению с действительной бедой и потерей своего "я".



В.Я.Брюсов, худ. М.А.Врубель

Тем не менее, Врубель продолжал работать. Портрет Брюсова Михаил Александрович писал почти наощупь и уверял его, что не он рисует картины, что демон руководит им, поэтому даже на стенах палаты сами собой появляются непристойные сюжеты.



Жене он жаловался на воробьев - те за окном чирикали, а ему слышалось: "Чуть жив, чуть жив…". Просил яду - не дали. В самый жестокий мороз умышленно простоял всю ночь у открытой форточки и, наконец, заболел. Воспаление легких сменилось скоротечной чахоткой, и 1 апреля 1910 года Врубель скончался.

По легенде, последними его словами были: "Нужно изящно страдать".



М. Врубель. После концерта. У камина. (портрет жены Н.И. Забелы-Врубель) 1905

Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности:

"Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля - больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого... Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров".

Источники: здесь и здесь + небольшое дополнение. В роликах поёт Георг Отс - лучший Демон - две арии из оперы А.Г. Рубинштейна "Демон"


Художники

Previous post Next post
Up