Превращение Лотиды (Лотос): миф в искусстве

Feb 18, 2019 05:50

В древнегреческой и древнеримской мифологии кроме основных Богов и Героев много вскользь упоминаемых персонажей. Одна из них - нимфа Лотида, она же Лотос в римском варианте.



Джованни Бастиста Палумба. История Приапа и Лотиды. Гравюра. 1510 г. Британский музей.

Нимфа Лотида, по-видимому, была наядой - нимфой водного источника (реки, ручья, озера, ключа). Но кто-то может спросить: "Кто такие нимфы? начал рассказывать, так объясняй"

Вкратце. Нимфы - существа-покровители различных явлений или мест природы, с которыми они связаны и которые воплощают. И они не бессмертны. Например, если высушить ручей, то нимфа этого ручья погибнет.

Приглянулась как то Лотида Приапу, богу плодородия и садов, изображавшемуся с фаллосом чрезмерных размеров и в постоянной эрекции.


Фреска в Доме Веттиев (Помпеи), изображающая Приапа. Википедия.

Но отказала ему нимфа:
Крас­ный, од­на­ко, При­ап, са­дов и кра­са и охра­на,
Толь­ко Ло­ти­дой од­ной был без ума увле­чен:
Лю­бит, же­ла­ет ее, ей од­ною он толь­ко и ды­шит,
Зна­ки он ей по­да­ет и до­ни­ма­ет ее.
Спесь у кра­са­виц в ду­ше, кра­сот­ке со­пут­ст­ву­ет гор­дость:
Толь­ко сме­ет­ся над ним и пре­зи­ра­ет его.
Цитата из: Публий Овидий Назон. Фасты. Книга 1.Стихи 415-420. Из "Элегии и малые поэмы" М., «Художественная литература», 1973. Перевод с латинского Ф. А. Петровского.

А была наша история на праздник сбора винограда - Либералы. И, конечно, боги и нимфы тоже участвовали в пиршерствах. Дождался бог, как заснёт одурманенная вином нимфа, и попытался ей овладеть, изнасиловать её спящую. Тот еще типчик.
Он уже лег на тра­ву и рядом с ней при­ютил­ся,
Но не просну­лась она, пол­ная креп­ко­го сна.
Ра­до­стен он и, под­няв осто­рож­но от ног ее пла­тье,
Вот уже на­чал ис­кать путь к ис­пол­не­нью на­дежд.
Вдруг тут осле­нок, вер­хом на кото­ром Си­лен по­явил­ся,
Во­все некста­ти сво­им го­ло­сом гру­бым взре­вел.
В ужа­се ним­фа, вско­чив, от­толк­ну­ла ру­ка­ми При­а­па
И вспо­ло­ши­ла кру­гом ро­щу, пу­стив­шись бе­жать.
Цитата из: Публий Овидий Назон. Фасты. Книга 1.Стихи 429-436. Из "Элегии и малые поэмы" М., «Художественная литература», 1973. Перевод с латинского Ф. А. Петровского.

Все планы Приапа расстроил рёв осла. Нимфа проснулась и побежала от бога. От крика Лотиды проснулись другие боги и стали смеяться над Приапом.

Из сострадания других богов к нимфе её превратили в лотос.
Ло­тос там рос во­дя­ной, в упо­ва­нии ягод рас­цвет­ший.
Ста­ла Дрио­па цве­ты об­ры­вать и со­вать их мла­ден­цу,
Чтоб по­за­ба­вить его; со­би­ра­лась сде­лать я то же, -
Ибо с сест­рою бы­ла, - но увиде­ла вдруг: упа­да­ют
Ка­пель­ки кро­ви с цве­тов и ко­леб­лют­ся тре­пет­но вет­ки.
Тут, на­ко­нец, - опоздав, - нам ска­за­ли се­ляне, что ним­фа
Име­нем Ло­тос, сты­да из­бе­гая с Приапом, ко­гда-то
С де­ре­вом лик из­ме­нен­ный сли­ла, - со­хра­ни­лось лишь имя,
Цитата из: Публий Овидий Назон. Метаморфозы. М., «Художественная литература», 1977. Перевод с латинского С. В. Шервинского. Примечания Ф. А. Петровского. - Книга 9. Стихи 341-348.


Рисунок авторства Джироламо Франческо Мария Маццола, известного как Пармиджанино. Приап и Лотос. 1518-1540. Британский музей.

Пармиджанино рисовал эротические сцены в последние десять лет своей жизни и для собственного удовольствия. Но по проработанности деталей считают, что рисунок выполнен или для продажи, или для покровителей.

В другом варианте мифа боги превратили Лотиду в дерево.


Неизвестный художник (возможно Джакопо Бертойя). Приап и Лотос. После рисунка Пармиджанино. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

Картина Джованни Беллини "Пир богов" основана на поэмах Овидия. Но он, начав её уже в возрасте за 80 лет, из-за старости не смог закончить. Пейзаж и атрибуты богов видимо рисовали Тициан и Доссо Досси. Рентгеновские исследования 1956 года помогли установить историю написания шедевра, а также, что часть картины выполнил четвёртый художник меньшего мастрества, оставшийся неизвестным.


Джованни Беллини с добавлениями Тициана и Доссо Досси. "Пир Богов". 1514-1529. Масло, холст. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

Дж.Беллини задумывал фоном пейзаж всего с несколькими деревьями со скромными кронами и преобладанием облачного неба. После картина перерабатывается - сначала рисуются руины, дома, лиственный лес. А затем Тициан создаёт фон с преобладанием скалистого пейзажа.


Аполлон и Цецера

Довольно грубо нарисованы левая рука Кибелы и правая рука Нептуна (Посейдон у греков) - это доработка четвёртого художника, оставшегося неизвестным.



Нептун и Кибела. Деталь картины "Пир богов" с Нептуном (Посейдоном)

Нептун (Посейдон) ласкает сразу и Цецеру(справа), и Кибелу(слева).

Меркурия (Гермеса), опёршегося на бочку, мы узнаем по кадуцею и петасу- шляпе с широкими полями, распространённой в Древней Греции. За ним - Сильван, бог-опекун лесов и пастухов. Справа от Сильвана - сатир.


Меркурий с кадуцеем. Вторым планом - Сильван.

Юпитера сопровождает орёл. Кибела справа от него.


Пан - бог пастушества, плодородия и дикой природы. По древнегреческому преданию - изобретатель игры на свирели.


Пан

Спиной к нам - сатир. Рядом - Селен (божество водных мест с обильной растительностью) и его осёл, который разбудит Лотиду.


Мальчик под опекой Селена - это юный Вакх. Он же Дионисий.


Возбуждённый Приап.


Спящая Лотос (Лотида)


Спящая Лотос (Лотида)

Дж.Беллини специализировался на религиозной живописи и его картина нетипична для живописи Ренессанса земными образами римских Богов. Существует мнение, что его поздняя работа "Пир Богов" наряду с другими позволила светской жизни войти в полотна высокого искусства через "заднюю дверь" - посредством классических римских богов, в которых никто не верил и которых можно было помещать в смущающие ситуации.

В "Метаморфозах"(Превращениях) Овидия есть схожий сюжет, где другая нимфа Дриопа превращается в дерево. Но в отличие от неё нимфа Лотида видимо была девствена (так считает, например, Сириф Пью в своей книге "Спенсер и Овидий"). В работе Килиана Понхеймера на следующей гравюре мы видим нимфу с младенцем.


Килиан Понхеймер (старший). Лотос превращается в дерево. Вена, 1791. Гравюра

Ни у других художников, ни в источниках, дошедших до нас, мы не встречаем нашу героиню с ребенком. Но в строках выше мы уже читали, что Дриопа срывала лотосы, держа младенца. Гравюра подписана: "Лотос превращается в дерево". Возможно, что произошло смешение двух мифов в данной работе К.Понхеймера.

Схожие сюжеты еще встречаются в древнеримской мифологии неоднократно. Крик осла также разбудил Весту, когда Приап хотел её обесчестить спящую. Нимфа Дафна, давшая обет целомудрия, была превращена в лавровое дерево, спасшее её от внимания Аполлона.

А в этой работе Людовико Дольче, друга и пиарщика Тициана, вся история - на одной картинке!



Людовико Дольче. Лотос и Приап. До 1570.

В честь нашей героини назвали астероид 429 Лотида (он же 1897 DL) из Солнечной системы.

Автор статьи - Лямшин Илья Николаевич

Изначально данный пост делался для Яндекс.Дзен канала моей супруги в добавление к статьям с её мастер-классами, но теперь многие мои посты там - "взрослый контент" (и весь канал из-за этого). Посему они "переезжают" в ЖЖ и ВК.

Лотида, искусство, живопись, миф, Древняя Греция

Previous post
Up