Греческий миф о Кипарисе(любимце Аполлона) в искусстве

Feb 18, 2019 03:39

У царского сына по имени Кипарис, любимце Аполлона, был ручной олень - любимый питомец, посвящённый нимфам. Разъезжал юноша на величественном животным по долине. Случилось так, что Кипарис охотился, а олень спрятался в тени деревьев от летнего греческого зноя.



Джорджио Андреоли, "Три сцены из мифа о Кипарисе", Блюдо, майолика. 1525-1530. Википедия

Не узнал Кипарис свое любимца и бросил в того копьё, нанеся смертельную рану. И понял, что случилось. И охватило Кипариса горе. И захотел он умереть вслед за оленем.



Джакомо Вигнали, "Кипарис: Мальчик оплакивает своего любимца оленя". Около 1677-1670. Масло, холст. Музей изобразительного искусства, Страсбург, Франция. Источник изображения: wikipedia

Увещевал его Аполлон, но в конце концов превратил юношу в дерево, в стройный кипарис.



Корнелис Корт, Кипарис. Гравюра, 1565. Британский музей. Великобритания. Источник изображения: https://images.metmuseum.org/CRDImages/dp/original/DP828809.jpg

И после этого греки стали хвою кипариса связывать с подземным миром умерших, садить кипарисы у могил и использовать их при погребении. Так мифом обосновывалось ритуальное использование дерева кипарис.



Клод-Мари Поль Дюбюф, Аполлон и Кипарис, 1822. Википедия



Мастерская Яна Брейгеля (младшего), "Кипарис оплакивает оленя". Масло, дерево. Источник: http://www.artnet.com/WebServices/images/ll00745lldQeMJFgVeECfDrCWvaHBOc221E/jan-brueghel-the-younger-cyparissus-mourning-the-stag.jpg

Раз, при­то­мив­шись, лег на лужай­ку со све­жей тра­вою
Чуд­ный олень и в дре­вес­ной тени наслаж­дал­ся про­хла­дой.
Неосто­рож­но в тот миг Кипа­рис про­ко­лол его ост­рым
Дротом; и видя, что тот уми­ра­ет от раны жесто­кой,
Сам уме­реть поре­шил. О, каких при­во­дить уте­ше­ний
Феб не ста­рал­ся! Чтоб он не слиш­ком скор­бел об утра­те,
Уве­ще­вал, - Кипа­рис все стонет! И в дар он послед­ний
Молит у Выш­них - чтоб мог про­пла­кать он целую веч­ность.
Вот уже кровь у него от без­мер­но­го пла­ча иссяк­ла,
Нача­ли чле­ны его ста­но­вить­ся зеле­ны­ми; вско­ре
Воло­сы, вкруг бело­снеж­но­го лба нис­па­дав­шие преж­де,
Нача­ли пря­мо тор­чать и, сде­лав­шись жест­ки­ми, ста­ли
В звезд­ное небо смот­реть сво­ею вер­ши­ною тон­кой.
Публий Овидий Назон. Метаморфозы. М., «Художественная литература», 1977.
Перевод с латинского С. В. Шервинского. Примечания Ф. А. Петровского. Книга X, Стихи 123-140



Иванов Александр Андреевич. "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением." 1831-1834 101 х 138.5 холст, масло Главное здание, Зал 10. Третьяковская галерея, Москва, Россия

"Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" кисти российского художника первой половины XIX века Иванова А.А. так и не была им закончена, хотя и оставалась при нём всю жизнь. Объяснял это автор тем, что "утратил веселое расположение духа". Советский искусствовед Алпатов М.В. отметил интерпретацию мифа художником:
Три фигуры в его картине - это как бы три ступени восхождения человека к совершенству. Маленький Гиацинт старательно, как урок, исполняет мелодию на свирели, все тельце его напряжено, ноги согнуты под грузом туловища. Кипарис также участвует в творчестве, исполняя песнь. Но в отличие от Гиацинта ему доступны и более высокие сферы искусства. Недаром он скромно потупил очи и, как в полусне, прислонился, к Аполлону; все тело его выражает, что музыка переполняет его до предела. Наконец Аполлон означает высшую ступень: он сам не поет и не играет, он даже не отсчитывает меры рукой. Он всего лишь ласково прижимает к себе Кипариса. И в одном этом жесте выражено их дружеское согласие как основа художественной гармонии.
Алпатов Михаил Владимирович, "АПОЛЛОН, КИПАРИС И ГИАЦИНТ" Иванова А.А.


Доминикино и подмастерья, Трансформация Кипариса. Фреска, перенесённая на холст. Источник: https://artchive.ru/artists/61642~Masterskaja_Domenikino/works/193716~Transformatsija_Kiparis

Считается, что общий эскиз фрески "Трансформация Кипариса" составил Доминикино, но возможно не сам нарисовал фреску.



Виргил Солис, Гравюра. 1563. Источник: http://www.mythfolklore.net/2003frametales/weeks/week06/images/ovid_solis_cyparissus.htm
В книге "Первый Ватиканский мифограф" предлагается немного иная версия мифа. У мальчика Кипариса, полюбившегося Сильвану (а не Апполону), была ручная лань. Сильван, бог леса, по неведению убил лань. Мальчик умер от горя и бог превратил его в дерево, а в утешение стал носить с собой кипарисовую ветвь.


Мозаика из кипариса с его любимым оленем, с улицы Хай Кросс, Лестер. Музей Еврейской стены. Википедия

А у Нонна Панополитанского в "Деяниях Диониса" вместо Апполона выступает Зефир:
Юного мальчика Зефир потряс - но умер тот,
Любвеобильный ветер тот же час влюбился в Кипариса.



Антонио Темпеста, Кипарис и Аполлон. Гравюра, XVII век. Источник: https://art.famsf.org/antonio-tempesta/cyparissus-ab-apolline-arborem-commutatur-cyparissus-changed-cypress-tree-pl-93

Венгерский филолог Карл Кереньи отмечал: "Во всех этих сказках красивые мальчики - это двойники самого Аполлона."



Иоганн Ульрих Краус. 1690, Гравюра Источник:http://www.latein-pagina.de/ovid/ovid_m10.htm#2

Также есть мнение, что миф о Кипарисе являлся свое родом социальным заказом педерастии в Древней Греции и являлся инициацией во взрослую жизнь, а олень выступает как обычай подарка добычи старшего младшему возлюбленному.


Иоганн Вильгельм Бауэр. Гравюра. Источник: http://www.latein-pagina.de/ovid/ovid_m10.htm#2

Такое видение сюжета мы видим на рисунке Джулио Романо "Аполлон и Кипарис" в национальном музее в Стокгольме. При желании вы легко найдёте его, я не стал приводить его в статье.


Кристин де Пассе (страший), "Кипарис начинает превращаться в дерево". Перо и коричневые чернила, бумага. Около 1600 года. Источник: https://www.royalcollection.org.uk/collection/914939/cyparissus-being-changed-into-a-tree

Автор статьи - Лямшин Илья Николаевич

Изначально данный пост делался для Яндекс.Дзен канала моей супруги в добавление к статьям с её мастер-классами, но теперь многие мои посты там - "взрослый контент" (и весь канал из-за этого). Посему они "переезжают" в ЖЖ и ВК.

античность, кипарис, искусство, миф, Древняя Греция

Previous post Next post
Up