Вырица-Оредеж-Дно. Часть 1. Вырица, Оредеж и путь на станцию Дно

Sep 04, 2014 21:45

Это получился совершенно уникальный маршрут, благодаря прежде всего поезду, который вёз нас из Оредежа на станцию Дно и обратно. Но, давайте обо всём по порядку.

***
Станция Дно, конечная цель нашего путешествия, не смотря на свой узловой статус, на самом деле оказалась довольно труднодоступной. Попасть туда на электричке не получится, дальше станции Оредеж поезда на электрической тяге не ходят, дальше состав из двух вагонов тянет тепловоз. Поезд из Оредежа и обратно ходит 1 раз в день.



Кроме тепловоза от Оредежа, на станцию Дно можно прибыть на проходящих через эту станцию поездах дальнего следования, следующих по витебской дороге из или в Санкт-Петербург (т.е. отправляющихся или прибывающих на Витебский вокзал Питера), или поезде Псков-Москва. На дновском вокзале платформы оказались поделены по направлениям: Бологинское и Витебское.

Наиболее точно узловое значение станции Дно показана на схеме, заснятой нами на дновском вокзале:



Такое своё значение станция Дно приобрела не вчера, а ещё до революции. О дате начала движения через эту станцию на здании вокзала сообщает мемориальная доска.



Правда, в последнее время станция несколько утратила своё значение, в связи с отменой части поездов. Ситуация усугубляется ещё и тем, что добраться на станцию и город Дно по железной дороге проблематично, но всё-таки можно, даже несколькими способами, а ещё есть автомобильные дороги. А для некоторых посёлков вдоль ЖД Оредеж - Дно, тепловоз - единственный способ связи с внешним миром [1], [2].

***
Маршрут "Вырица-Оредеж-Дно" по другому можно обозначить как революционный. Дело в том, что на станции Вырица было остановлено движение воинских подразделений, идущих на Петроград с фронта для подавления Февральской революции (источники: 1, 2).
В той же Вырице, позднее была остановлена дикая дивизия, посланная Лавром Корниловым на Петроград. Да и не только это. Вообще Вырица - тема отдельного разговора.





Своё слово в революции сказала и станция Дно. Именно там должна была пройти встреча Николая Второго и Родзянко. Через Дно царский поезд направился от станции Бологое на Псков, где император 2 марта отрёкся от престола (императорский маршрут Малая Вишера-Бологое-Дно в ближайших планах). А в честь революционных подвигах гдовских железнодорожников близ вокзала установлен паровоз.





***
Начался наш день с пешего пятикилометрового похода в рассвет на станцию Вырица. Утро, по счастью, выдалось ясным, хотя уже немного прохладным.









Недалеко от Михайловки недавно установили поклонный крест.



Дыхание осени чувствовалось ещё и в том, что начала остывать Оредеж, от чего над водой появился туман.



Красота реки и её берегов в рассветной тишине раскрывается по особому.



Конечной точкой нашей прогулки стал железнодорожный вокзал Вырицы.



Погрузившись в пришедшую около 7.40 электричку мы направились на станцию Оредеж, чтобы пересесть в паровоз и поделать трёхчасовой путь на станцию Дно.



По ходу выяснилось, что дорога на Оредеж, как и на Посёлок (это мы на тот момент уже выяснили опытным путём) - одноколейная. Это искренне удивило: в сторону станции Посёлок поезда идут по фактически территории Вырицы (если брать административные МО Вырицкое городское поселение, идут даже не от станции Вырица, а от станции Михайловка) и ехать там 10 минут, а в сторону Оредежа ехать час, через несколько крупных садоводческих массивов (Чаща, Новинка, Чолово и т.д.). Сейчас, конечно, многие добираются на авто, поэтому того вавилонского столпотворения, которое было ещё 10 лет назад в электричках из Оредежа мы не заметили, но всё равно народу, особенно по пятницам и воскресеньям на въезд и выезд соответственно, достаточно много.

О станции Оредеж и окрестных населённых пунктах будет ещё отдельный рассказ, а может даже и не один. Сейчас оговоримся, что вся южная часть Гатчинского и северная часть Лужского районов неразрывно связаны с рекой Оредеж. Я уже выложил несколько фото из той части реки, что протекает по Вырице, а такой мы увидели Оредеж на подъезде к одноимённой с ним станции, а точнее между станциями Оредеж и Чолово.



И вот наконец мы прибыли на станцию Оредеж. И направились к тепловозу, который должен был отвезти нас на станцию Дно.





***
Если есть в жизни человека моменты абсолютного наслаждения, погружения в уютную атмосферу того или иного места, то поездка от Оредежа до станции Дно была, без сомнения, одним из таких моментов. Первый раз в жизни мне пришлось видеть, чтобы незнакомые люди прямо в поезде знакомились, делились, подчас, очень личной информацией, обменивались телефонами. Было такое ощущение, что все друг друга знают довольно давно, что все, хотя и едут с разных станций, соседи по какому-то общему дому. Было чувство, что оказался в советском кино: наивном и чистом, по-настоящему человеческом, что время остановилось здесь где-то в 70-ом году прошлого века, а может даже раньше. И коснулось это не только поезда, но и всей жизни вокруг.









Описать эту атмосферу иначе как эпитетами не получится. Надо хотя бы раз проехать и ощутить самому.

К слову сказать, что поезд (это правда мы выяснили позже, купив карту в пункте назначения) проезжает три области: Ленинградскую (станция Оредеж), Новгородскую, а сам город Дно находится уже в Псковской области.

Дорога между Оредежом и Дном также одноколейная. Правда возле некоторых станций колея всё-таки раздаивается, давая возможность разъехаться встречным поездам (именно через эту ветку проходят поезда из Питера на Минск, Брест, Киев, Львов и т.д.). На таких станциях поезд останавливался, чтобы пропустить поезд дальнего следования.



Возникающая пауза давала возможность сделать несколько фото.





Но некоторые фото приходилось делать прямо из едущего поезда.









На этой и следующей фотографии река Шелонь - одна из самых больших в Новгородской области





А это уже другая река, небольшой приток реки Шелонь. Её берега заросли деревьями и кустарниками







Кроме станций-разъездов есть по дороге из Оредежа ещё одна узловая станция. Называется она Батецкая. Этот узел соединяет московскую ветку с Новгородом, Лугой, Псковом (через Дно) и витебской ж/д веткой (через Оредеж), а также Новгород и Псков со Старой Руссой. Заснять станцию Батецкая подробно в тот раз не удалось, но специальная поездка по северу и северо-востоку Новгородчины уже запланирована.

И вот наконец мы прибыли в конечный пункт нашего путешествия, на станцию Дно.



А о том что мы там нашли можно прочесть во второй части.

река Оредеж, Вырица-Оредеж-Дно, путевые заметки, река Шелонь, новгородщина, станция Дно, тепловоз, дорога, Новгородская область, железнодорожный вокзал, поездка, в каждой поездке своя атмосфера, путешествия, Лужский район, фото, Гатчинский район, мост, блог, дороги, Оредеж, Батецкая, Октябрьская Революция, памятники ВОВ, Псковская область, Вырица, Оредежский район, путешествие, Ленинградская область, Дно, псковщина, Лягушка-Путешественница

Previous post Next post
Up