ойПадка и зарядка

May 22, 2015 03:28

Подобное безобразие всё чаще встречается в кабинах самолётов различных компаний:



В этом Airbus-321 на форточке пилота установлен кронштейн для iPad.
Однако авиация не была бы столь увлекательной, если бы каждое нововведение не порождало и новую проблему... :)




ОйПадко используется пилотами для хранения различной документации.
Плюс к тому, подозреваю я, есть там и какие-то программы. Например, они считают топливо с помощью.
Документация тамошняя, из виденных мной - это карты аэродромов и MEL (список минимально исправного оборудования).
Наверное, есть ещё что-то, но я в такие дебри не лез - мне своих документов хватает :)
Для навигации данный девайс использовать прямо запрещено:


Так что летают пилоты всё же не по пачке Беломора, и не по навигатору, а по самолётным системам :)
Как видно по фотке, это чудо и называется соотвествующе - Electronic Flight Bag, что в переводе с молдавского гласит: "Электронный Пилотский Портфель".
Обычный портфель, с бумажными документами, занимает в кабине место примерно 30*40*60 см и весит примерно килограммов до десяти. Так что экономия заметна.

В некоторых компаниях забота о зарядке iPad возлагается на пилотов, и они сами следят за батарейками, и заряжают эти дьявольские отродья во время стоянки в транзитном порту. Для этого они пользуются штатными зарядниками и розетками в кабине на 115 В 400 Гц.
Другие компании захотели облегчить жизнь пилотам и внедрили доработку по установке зарядника в облицовку пилотской форточки.
Питание при этом подаётся через АЗС на задней панели (за вторым пилотом):


и подводится к форточке внутри спирального провода её обогрева.


Это он вышел из щели в облицовке кабины...
и нырнул в форточку:


(обратите внимание на плафончик сверху - пространство под форточкой подсвечивается)

И всё было бы в нашей жизни хорошо, если бы не было так плохо.
Дело в том, что преобразователь питания, выдающий те самые 5В в разъём USB на форточке, установлен внутри неё.
Но и это ещё совсем не беда :)
А главная беда - как я уже писал - в том, что эти гении схемотехники догадались установить плавкие предохранители внутри той же форточки :)
И даже это не было бы проблемой, если бы эти предохранители не завели себе привычку сгорать с завидной регулярностью.
А когда оно сгорает, приходится форточку разбирать для замены.
Этим мы сегодня и займёмся.
Заодно удивитесь глубине конструкторской мысли главного разработчика предохранителя :)

Итак, мы снова с вами в передаче "Убей конструктора"!
Аплодисменты нашим участникам!

Для разборки форточки (сегодня это левая) удобнее всего сдвинуть её назад, практически до упора в нишу сзади:


Выкручиваем несколько винтов под внутренний шестигранник, крепящих облицовку:


Снимаем прищепку, на которую пилоты вешают гарнитуру:


Выкручиваем винт в переднем торце форточки, крепящий карман для пишущих ручек:


и вынимаем карман.


Это нужно для доступа к винту, держащему неподвижную рукоятку форточки.

Хватаемся за кронштейн крепления держателя ойПада и пытаемся его выдернуть.


Не идёт.
Правильно - там же два винта.

Выкручиваем их.


и снимаем кронштейн.


Выкручиваем винт, удерживающий неподвижную ручку форточки снизу,
и винт сверху:


Форточка почти разобрана.


Остаётся выкрутить самый хитрый винт снизу неё, и открутить хомуты крепления проводки фонаря подсветки бумажных карт
(ага: карты не используются, но проводка их подсветки всё ещё мешается - жестокая ирония, да?).
После этого удаётся отодвинуть облицовку на расстояние, допускающее работы под ней.



Полностью снять облицовку не даёт ручка открывания форточки в задней части.
Снимать ещё и её - лениво и трудоёмко.

Теперь мы можем увидеть во всей красе устройство зарядки.


На переднем плане красуются один предохранитель и пёс ещё знает что, скреплённые стяжкой.
За ними - блок преобразователя напряжения.
Провода, уходящие в левый верхний угол, вскоре придут в разъём USB.

Перекусываем стяжку и готовимся менять предохранитель.


Не глядя. В зеркало. Потому что он находится на тыльной стороне облицовки, между ней и рамой форточки.

Однако бывает и лучше.
Пару фоток назад, на раздвинутой форточке, видно было, что предохранитель закреплён на верхней поверхности рамы форточки.
Это стократно удобнее для работы.

Однако мы подходим к концу и самому интересному - предохранителю.
Это пластиковый цилиндрик миллиметров семи-восьми в диаметре, с резиновыми наконечниками.


Эти наконечники закрывают хитрые защёлки внутри и, видимо, уплотняют провод в целях пылебрызгозащиты.
Провода от зарядника и к USB обжимаются в латунные пины, и защёлкиваются в эти защёлки.
Для внедрения и извлечения пина с проводом используется специальный экстрактор:


Экстрактор - это тонкая пластиковая трубочка, разрезанная вдоль.
Для извлечения пина из защёлки предохранителя экстрактор надевается на провод, и вдвигается по нему в резиновый наконечник до пина.
Если размер подобран правильно (экстракторы бывают разных размеров), то через некоторое время шаманства внутри резинки слегка щёлкает.
Теперь можно вытянуть провод с пином и экстрактором:


Так же шаманим и второй провод.

И потом внедряем провода в новый предохранитель - сначала вдвигаем с экстрактором, потом упираем провод в направлении предохранителя, и вытягиваем экстрактор.
Защёлка удерживает пин на месте.

Зарядку проверяем телефоном, так как ойПадки у нас ещё не все себе закупили :)
Окончательную проверку сделаем по приходу пилотов.

После этого стягиваем весь пакет стяжкой


и собираем форточку взад.

Сборка оказывается не менее захватывающей.
Потому что выкручивать винты, не видя их, гораздо легче, чем пытаться попадать в отверстия, так же их не видя :)
Особенно доставляет винт примерно посредине форточки, снизу. Убили на него примерно по полчаса каждый.

Работать приходится полулёжа на пилотском кресле, с зеркалом и налобным фонариком.
Впрочем, и большинство остальной работы по замене предохранителя выполняется в той же позе :)

Но терпение и труд способны ворочать горы.
Особенно когда скоро вылет :)

Так что форточка всё же сдаётся, а мы финальным аккородом снимаем наклейку INOP с бывшей неработающей зарядки.


Да - ради этого момента мы и трахили вдвоём одну форточку два-три часа :)

Вот такой он - предохранитель зарядки для ойПадки.

Poll

Война окончена, всем спасибо.

информация, ТО, матчасть, a320

Previous post Next post
Up