Как уже упоминалось, начинаю выкладывать материалы с заброшенного моего сайта.
Сегодня вспоминаем поездку 2005 года в Трою.
Как рассказать обо всём сразу
Загвоздка в том, что хочется как рассказать о конкретно моём случае, так и дать общее руководство по поездке из Стамбула в Трою. Надо и разместить фотографии. Но два раза одни и те же фото смотреть, наверное, не интересно.
Так что решено совместить. Основой будет общее руководство, а свои лирические отступления я вставлю...
да, пожалуй, именно вставлю
в текст там-сям и выделю курсивом. Итак, поехали!
Что такое Троя
Троя - это город, проживший более 4000 лет и известный как важный город древних цивилизаций. Веками считалось, что это был город, упоминаемый только в сказках и никогда на самом деле не существовавший.
До тех пор, пока он не был впервые найден.
Чарльз МакЛарен нашёл в 1822 году руины Трои, оставшиеся от эллинского и римского Илиона, на холме Гиссарлык, возле Чанаккале, в Турции.
Но наибольшую известность получил другой археолог - непрофессионал, бизнесмен Генрих Шлиман. Шлиман раскопал Трою в период с 1870 по 1890 годы. Его похищение сокровищ из Трои и разрушения, нанесённые им Трое, останутся навсегда в турецкой археологической истории. Новая немецкая команда, используя продвинутые технологии, всё ещё работает для восстановления руин Трои с 1988 года. Вильгельм Дорфельд продолжил раскопки Трои после Шлимана. Он нашёл 9 уровней Трои.
Трои с 1 по 5 относятся непосредственно к раннему Бронзовому веку (с 3000 по 1900 годы до н. э.). Её жители в этот период были известны как троянцы.
Троя 6 и 7 были построены в среднем и позднем Бронзовом веке. Троя 8 и 9 принадлежат эллинистическому и римскому Илиону. Последний город, от которого сохранились улицы, храм Афины, театр, просуществовал с 1 века до н. э. по 500 год н. э.
Впервые Троя появилась в греческой и латинской литературе. Гомер первым упомянул историю Трои в своих поэмах "Илиада" и "Одиссея".
В "Илиаде" описан эпизод войны греков-ахейцев с троянцами, в котором греки с помощью обмана завоёвывают город. После неудачной осады они по совету Одиссея предприняли обманное отступление, оставив на берегу деревянную статую коня, в которой остались воины. Троянцы, несмотря на предупреждения жреца, втащили коня в город, а ночью воины вышли и открыли ворота города возвратившимся войскам.
Однако возможно, что самой «Троянской войны» и не было. Был лишь ряд грабительских набегов, разбойничьих походов или военных экспедиций. А в памяти потомков эти события слились в одну долгую войну, длившуюся - почему бы нет? - десять лет кряду. Возможно, вместо одной большой войны был десяток походов, один из которых увенчался взятием и разрушением Вилусы (хеттское название города на северо-западе Малой Азии) - Илиона. Возможно, некоторыми из этих походов руководили племенные вожди, которых звали Одиссей, Ахилл, Аякс, Менелай, Агамемнон. Есть мнение, что гомеровский эпос описывает события, протекавшие на протяжении ста с лишним лет, и отражает греческую экспансию в Малую Азию. Позднее эти поэмы стали наиболее популярным сюжетом греческой драмы и передали историю города следующим поколениям.
Считается, что Троя была форпостом Малой Азии близ Европы и скорее всего принадлежит хеттской цивилизации.
В Бронзовом веке Троя имела большое влияние из-за её стратегического положения между Европой и Азией. В 3 и 2 тысячелетии до нашей эры Троя была культурным центром. Это место, очевидно, было покинуто с 1100 по 700 годы до н. э. (после Троянской войны?).
Примерно в 700 г. до. н. э. греческие колонисты начали занимать район Трои. Троя была возрождена и названа Илион. Александр Великий успешно правил этой территорией около 4 века до н. э. После захвата Трои в 85 году до н. э. она была частично восстановлена римским генералом Суллой и являлась объектом поклонения древним героям.
После занятия Константинополя (Стамбула) Троя потеряла своё значение.
За время своей истории Троя много раз разрушалась и восстанавливалась. До сих пор археологами найдено 9 (по другим сведениям - 12) уровней Трои. Троя - это один из известнейших городов истории, помнящий Гектора, Ахилла и древних греков Агамемнона, Приама. Его история написана на всех языках; троянский конь, ахиллесова пята и одиссея стали нарицательными выражениями.
Гомер оказался прав.
Подробное описание поездки
Идея суточной поездки (туда-назад в сумме менее суток) была навеяна другом.
* Если точнее, ему принадлежит идея передвижения ночами в спячем состоянии в автобусе, чтобы днём смотреть интересующее, а не тратить время на переезды. Я же применил эту идею к конкретному случаю и получилось неплохо.
Поиском в интернете было найдено очень краткое руководство на английском
(вот адрес). Однако в связи с неудобством передвижения (там едут с утра и значительная часть времени теряется на дорогу - по 5-6 часов в одну сторону) я считаю свой вариант лучшим и опишу процесс самостоятельно. Считайте сие произведение "изданием вторым, изменённым и дополненным".
1. Общая часть.
Троя находится в азиатской части Турции недалеко от деревни Tevfikie.
До этой деревни от ближайшего городка - Чанаккале (Canakkale) - ходит маршрутка.
До Чанаккале можно доехать автобусом из Стамбула (6 часов).
Как уже было указано, предлагается выехать из Стамбула поздно вечером, провести ночь в дороге, а утром уже быть на месте.
Я выезжал из Стамбула в 23.00, приехал в Чанаккале около 6 утра, ждал маршрутку (долмуш, dolmus) до 10 часов, с 11 до 14 был в Трое, в 15 сел на обратный автобус в Чанаккале, и в 21 час следующего дня был снова в Стамбуле.
* Коллеги мои, несмотря на неоднократные предложения съездить в Трою, так и не собрались. Так что ехать пришлось одному.
Некоторое беспокойство вызывало отсутствие паспорта (я его оставил в Стамбуле, чтобы в дороге не скомуниздили), так что на всякий случай взял с собой его копию, в том числе листа с визой. Однако за всё время никто этим не поинтересовался, и вообще всё было довольно спокойно.
Летом и поздней весной днём в Трое жарко, а при переправе через Дарданеллы ночью может быть холодно; так что удобнее всего надеть куртку на футболку.
Перед поездкой выясните прогноз погоды на интересующий день. Я смотрел на сайте
Weather.com, и прогноз был довольно точен.
* Вообще-то с погодой было довольно неспокойно.
Ехать мне надо было обязательно на выходных, так как будни были заняты. То есть свободен я был с вечера пятницы 29 апреля по вечер воскресенья 1 мая.
Для запаса на непредвиденное я рассчитывал при нормальном развитии событий быть снова в Стамбуле в субботу вечером, в крайнем случае в воскресенье утром. Про запас оставался ещё весь день воскресенья.
Погодка на неделе не баловала - было прохладно и практически каждый день шли дожди.
Ежедневно смотрел прогнозы на
Weather.com - сначала на 10 дней, а по мере приближения пятницы - и на 3 дня почасовой.
По всему выходило, что около полудня субботы, когда и предстояло быть в Трое, погода должна быть сносной - в худшем случае пасмурно, а то и ясно.
Забегая вперёд, скажу, что прогноз оправдался просто прекрасно.
2. Стоимость.
Курс лиры на момент поездки (30 апреля 2005 года) составлял:
1 USD = 1,35 YTL (или примерно 1 новая лира = 20 российских рублей).
Проезд на автобусе туда и обратно - по 20-25 лир (в зависимости от компании-перевозчика), маршрутка до Трои - по 3 лиры в один конец. Следовательно, транспортные расходы - максимум 56 лир (42 доллара). Вход на территорию Трои стОит 10 лир, так что общие расходы без питания - 66 лир (до 50 долларов). Что есть, думайте сами - кафешки там везде будут.
3. Покупка билета и ожидание автобуса.
Билет до Чанаккале покупается на автовокзале. Можно (и, наверное, удобнее) купить заранее.
Заблаговременная покупка также позволяет оценить время на дорогу до автовокзала.
Автовокзал в Стамбуле расположен на станции метро Отогар (Otogar). ВыхОдите из вагона по ходу движения, по лестнице наверх и направо.
По выходе прямо будут офисы компаний-перевозчиков. В Чанаккале могут свезти несколько из них; я выбрал Truva (это Троя по-турецки) - офис 137. Билет стоил 23 лиры. Один человек понимал по-английски.
У компаний на втором этаже есть комнаты ожидания, так что можно приехать к автобусу заранее, минут за 40 (запас карман не тянет). В ожидании можно смотреть телевизор и/или опустошать тамошний бар. Туалет на автовокзале находится в подвале, в изгибе здания (конфигурация здания напоминает половину трибуны стадиона, если глянуть на неё сверху).
4. Поездка до Чанаккале.
Автобус был обнаружен по выходящим из зала ожидания людям примерно за полчаса до отправления.
Места пронумерованы. В моём случае номера находились сбоку от сидения (к проходу) сверху. Воздух кондиционирован.
Автобус отправляется, и почти сразу стюард (молодой парниша обычно) предлагает на выбор чай, кофе или напиток. Рекомендую чай (напиток - для любителей химизации народного хозяйства. Подобие Фанты). Берёте одноразовый стаканчик и, в случае выбора чая, пакетик с оным.
Раздаются пирожные. Потом стюард разносит термос с кипятком и наливает его в стаканЫ. Любители химизации ждут ещё немного и вознаграждаются Фантой.
Потом все спят (я ехал ночью).
Периодически стюард предлагает побрызгать в ладони довольно приятным одеколончиком или лосьоном; народ им протирает руки и иногда лицо. Вода (по-турецки Su, по-нашему Су) выдаётся по первому запросу бесплатно в пластиковых запечатанных стаканчиках грамм по 150-200.
Общая длительность поездки - 6 часов. Примерно через 2 часа - первая остановка для размять ноги и кой-куда сбегать. Остановка короткая.
Ещё через два часа - получасовая остановка на перевале. Возле отеля - памятник какому-то дядьке. По виду напоминает Линкольна или что-то времён гражданской войны в Америке.
Тут можно зайти в столовую самообслуживания (платить, как и в наших, - в кассе), в сувенирные магазинчики. Туалет также присутствует.
Во время стоянки автобус моют.
Затем опять дорога, и предпоследняя остановка - в Гелиболу, городке на берегу Дарданелл. Там автобус стоит в ожидании парома.
* Вначале я думал, что автобус поедет вдоль южного берега Мраморного моря. Естественно, при отправлении с европейского берега Стамбула дОлжно было бы проехать через один из босфорских мостов.
Однако время шло, автобус ехал, а ничего напоминающего мосты заметно не было.
Это несколько озадачило, но почему-то я продолжал считать, что еду по южному берегу. Затем слева стало появляться явно море. То есть сначала думалось насчёт озёр каких-то, но воды было многовато. И окончательно ситуация прояснилась с подъездом к пристани. Стало ясно, что ехали северным берегом и что приехали к Дарданеллам. Это очень понравилось - всё-таки не каждый день удаётся пересечь Дарданеллы!
И вот, пока я разминался на холодке с фотоаппаратом, показался паром.
Потом автобус въезжает на паром, и всё хозяйство неспешно пересекает Дарданеллы. В это время можно поживиться в паромной кафешке, поснимать на видео и фото. Однако при следовании моему рецепту путешествия переправа началась около 6 утра, и было темно; лишь в процессе плавания слегка посветлело.
Минут через 30-40 паром причаливает в Чанаккале. Всё, выходим.
* Чанаккале.
Приятный такой городок. Маленький и аккуратный. Нередки мощёные улицы, особенно небольшие боковые.
На речке (или заливчике), что под мостом (речь про который несколько позже), - маленькие паруместные лодочки.
Приятно побродить утром.
5. Последний рывок до Трои.
Теперь надо найти маршрутку до Трои. Однако это не так просто, несмотря на небольшие размеры городка. Встречные полицаи указывают каждый в другую сторону, а местные английского не знают. Турецкий не знаете вы.
Хвала ресторанному бизнесу, я таки встретил знающего иноземный язык - это был молодой официант.
Спасибо ему. Он честно дважды направлял меня на путь истинный, хотя в первый раз я его указания выполнял неправильно и в итоге час шатался по городу.
Со второго раза до меня дошло.
Вот оно, сокровенное знание.
Надо по выходе с парома идти по улице от набережной (перпендикулярно берегу) до ВТОРОГО светофора, затем повернуть направо. Идя далее, подходим к бетонному автомобильному мосту через какую-то протоку. Переходите на другую сторону дороги (не моста!), и по лестнице под мост.
Опаньки, а тут-то и спряталась остановка долмушей!
Туалет тоже есть - ищите при сходе с лестницы справа.
Слово Truva или Troy написано в третьей или четвёртой подмостовой секции прямо на бетонной опоре. Там и будет маршрутка.
Я приехал в Чанаккале в 6 с копейками утра, до 7 искал остановку, а первая маршрутка оказалась в 10 часов. Так что, если будете ехать тем же способом, можете пару часов погулять по Чанаккале и примерно к 9-полдесятого подгребайте к остановке.
Долмуш стОит 3 лиры, едет довольно быстро с полчаса, при въезде в деревню постоянно громко сигналит. Я думаю, возвещая таким образом жителей о приходе транспорта.
Обязательно запишите расписание (оно обычно висит над водителем в микроавтобусе) для определения времени завершения осмотра Трои.
Где выйти, поймёте сами - как только справа появятся лотки с сувенирами.
От них дорога до собственно Трои - примерно 10-15 минут пешком.
6. Ура!
При входе платим 10 лир.
Справа - невнятное подобие троянского коня. Уродство, какое я даже фотографировать не стал.
Если идти прямо, то начинается ТРОЯ.
!!!
Вот она!
!!!
Обычно все идут сразу направо вниз, вдоль стен - так, видимо, устроен туристский маршрут.
Сам маршрут проходит по деревянному настилу и огорожен невысокой верёвкой, так что хулиганствующие или благоговеющие могут походить непосредственно по камням Трои. Возле каждого объекта есть табличка с временнЫм отрезком, в который действовало сооружение (раскопано 12 слоёв города); картинкой, представляющей, как это должно было выглядеть раньше; и надписями на турецком, немецком и английском, описывающими объект.
* Вдали - Дарданеллы.
* Дорога и вход в крепость на вершине холма. Видны не до конца раскопанные стены. Но высота и этих стен - метров 7 (несколько этажей, на наши деньги).
Постоянно орущая турецкая молодёжь мешает толком поснимать и проникнуться.
Стены из каменных блоков, фундаменты домов.
Если бы не Троя, смотреть было бы скучновато. А так - класс!
Не пропустите обычную гравийную дорожку направо вниз - она приведёт к подземному ходу с родничком. Надпись гласит, что ход появился не позднее 1000 года до нашей эры (Гомеровское описание - об этом же времени) и что он полностью не раскопан. Ход забран решёткой и каменной кладкой с маленьким окошком.
Вообще, там, кажется, всё "полностью не раскопано"; по крайней мере, такие надписи - не редкость.
Амфитеатр (кажется, римских времён) - небольшой, метров 30 в диаметре.
Если ходить не спеша, то осмотр Трои займёт 3-4 часа. На дорожках можно собрать "настоящие камни из Трои".
Некоторым такие сувениры нравятся гораздо больше продающихся поделок.
* "Южные ворота" города (по бокам - постаменты под статуи или стелы) и дорога.
7. Все назад.
Итак, если вы записали расписание маршруток, то за 30-40 минут до времени прибытия можно идти обратно.
Взойдите на горку недалеко от начала осмотра (скорей всего, вы пошли сразу вниз, к стенам, и не обратили внимание на неё) и последний раз взгляните на Трою.
По выходе к остановке долмуша можете глазеть на сувениры в ожидании. Покупать?.. Не знаю, какие-то они там некрасивые.
Можно садиться как на долмуш, идущий в ту сторону, так и в обратную. Он всё равно делает круг по деревне, и конечная остановка его всего минутах в десяти от дороги к Трое.
Далее всё - с точностью до наоборот: долмушем до Чанаккале, идём до светофора по дороге, поворот налево - и вперёд к пристани.
Обычно издалека до пристани стоит очередь автобусов.
Мои попытки обратиться непосредственно к водителю не принесли результата - из нескольких автобусов все были заполнены.
Тогда я пошёл в офис компании Truva, находящийся тут же возле паромной переправы. И там свезло - как раз один из автобусов въезжал на паром. Агент взял меня за ручку и провёл на паром, ничего не платя (компания платит за автобус).
* Погода, как уже было сказано, не подвела: всё время нахождения в Трое было солнечно и даже временами жарко (иногда набегали облачка); зато во время обратной переправы через Дарданеллы наползла на Чанаккале неслабая туча. Вспомнилось:
"...Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город."
А вот такие картинки рисуют турки на склонах холмов. Наглядная агитация, надо понимать...
Дальше - всё так же: поездка с остановками через каждые два часа, только из-за дня я уже видел окружающую местность.
Вода, лосьончик - то же самое.
* При переезде через перевал автобус попадает в тучи (на перевале и находится самая длинная, получасовая, остановка с отелем и столовой).
Накрапывает дождь. Внизу, однако, всё бодрее.
Автобус приходит на ту же станцию в Стамбуле, откуда уезжал прошлый.
Вот и всё. Можно уложиться в сутки и обойтись без гостиниц. При желании спать можно и в автобусе. К тому же приезжаете в Стамбул вы при таком способе вечером, так что можно сразу завалиться в койку.
Удачи!
P. S. Информация о Трое:
Троя в Википедии P. P. S. Текст местами нерусский такой - это потому что кое-какие изученные материалы были на английском, а так как я не очень переводчик...
И - сведения взяты из разных интернетовских источников, и потому могут слегка противоречить.