В отпуске - отдыхаем

Aug 27, 2014 12:42

03-04.08.2014 г. (12-13-й день. лед. Ю. Иныльчек-лед. Комсомолец)

Кто бы мог подумать, что мы вернемся сюда через год! День был длинный и мы прошлидалеко по пологому Комсомольцу. С обеда шел снег. Как будто за год погода здесь не измениласть, все та же хмарь, все тот же густой снегопад. Мы подошли под склон пика Кирова, и начали лезть на борт, в обход ледопада. Работа на веревках началась в обед, когда в очередной раз мы пытались вылезти из нагромождения серраков и трещин Дима одернул меня и сказал: "Пора слезать". Сначала я не понял, а потом глянул на часы: 19:15, через час стемнеет! Время имеет свойство растягиваться и сжиматься, в данном случае оно было не на нашей стороне.

05.08.2014 г. 14-й день (лед. Красной Армии)

Погода стала лучше и мы разглядели то место, куда хотели попасть и поняли, что для этого понадобиться слишком много времени и сил. Идем по запасному варианту на пик Красной Армии.

План был пройти по снежному контрфорсу (чуть правее центра кадра) на плато, затем налево на гребень и по нему на вершину. Это очень большой объем работы. Один только контрфорс 45-50 град. потребует около 300-400 м перил.

Идем на "Красную Армию"
Сам ледопад заставил нас изрядно потрудиться. За оставшуюся часть дня мы не прошли его, к тому же во второй половине дня испортилась погода, пришлось ночевать на ледяном балконе.

06.08.2014 г. (15-й день плато в. "Красной Армии")

С утра была великолепная погода, мы продолжили подъем.

Пик Красной Армии сиял на фоне синего неба, по форме напоминая завиток крема.
Довольно скоро мы выбрались в цирк перевала, тоже весь белый и красивый. Из-за высоты снег здесь не раскисал даже в полдень, так что шли без снегоступов. Попали на сковороду, просушили вещи. Пока варился обед, сходили на разведку перевала.

Вечером поставили палатку, и у меня дико заболел живот, как будто я наелся кирпичей. Боль не отпускала, я не ужинал, подъедал аптечку, но это не помогало. Легли спать, через час проснулся, в дреме начал искать удобное положение, корячился и извивался, в итоге принял положение упор коленями и лбом в ковер, начал тихо поскуливать. Тут Дима не выдержал и попытался принять меры: подогрел воды, дал проглотить какое-то "колесико". Надо сказать, что за год я не проглотил столько таблеток, сколько съел за вечер. И это помогло! Я уснул. Спасибо, Дима, я этого не забуду.

07.08.2014 г. (16-й день п. Красной Армии 5736 м)

Утром все было в порядке, во избежание рецидива я не завтракал, уговорил ребят взять меня с собой. Денис сказал, что будет "хранить очаг" еще вчера, так что мы вышли втроем.

На гребне начало дуть

На вершине были в 11-15. Все хорошо. Вытянул руки через снежный карниз понажимал на кнопку фотоаппарата, кое что получилось )

На вершине мы не задерживались из-за ветра и ухудшающейся погоды, поскакали вниз. После спуска позволили себе отдых до вечера.

08.08.2014 г.  17-й день (пер. Красной Армии, 3А, 5100 м - лед. Альпинист)

Спуск с перевала не задался - пришлось траверсировать, ждать, висеть и все время с рюкзаком. На третьей станции я уже не мог стоять, а просто болтался на самостраховке ).

С перевала мы спустились в долину реки Куюкап. Долина закрыта и вход в нее лежит через троечные перевалы. Мы спускались правым ранклюфтом вдоль базальтового высокого борта ледника. За многие века ледник проторил себе путь в монолитных скалах, но со временем отступил, остались только следы: гладкие стены стесанные великой мощью.

Довольно скоро мы попали на пересечение с ледником Альпинист, который вел на наш следующий перевал. На Альпинисте мы заночевали. День был очень длинный, мы дико устали. Ходили как пьяные пошатываясь таскали камни, ставили палатку. ).

09.08.2014 г. 18-й день (лед. Альпинист)

Сказать, что ледник Альпинист взьерошен - это ничего не сказать. Последние данные, которые удалось найти о прохождении ледопада датировались 1971 годом и составили их первопроходцы. При этом однозначного ответа где лучше пройти слева или справа (вариант идти по центру даже не рассматривался) не было даже тогда. В итоге мы пошли к правому борту.

Мы лезли, карабкались, прыгали, продирались сквозь разломы и причудливые башни, в итоге пересекли ледопад поперек и вышли в левый ранклюфт, но в него еще надо было спуститься...

Спустились и вновь начали подъем. Крутой траверс крошил больные суставы Дениса, он шел на силе воли

Затем по разломам выползли на закрытую часть ледника. Время семь вечера, но мы идем - по плану надо подойти под перевал.

Я шел впереди, тыкал палкой ледник и думал, что не плохо бы сейчас поужинать и выпить чаю, а завтра пойти дальше, а еще думал, что уже холодно, потом наткнулся на поперечную трещину, пошел вдоль направо, ткнул ее - снежный мост можно наступать - наступил, а дальше все как-то быстро поднялось вверх, вокруг стало темно. Теперь думать я стал только о трещине, мечтал уже не об ужине и чае, а о том, чтобы снова оказаться на поверхности неприветливого ледника. Страховка сработала, я отделался испугом и разбитой губой. Мы, конечно, сразу поставили палатку. Китайская мудрость: Когда моешь чашку - думай о чашке.

10.08.2014 г. 19-й день (лед. Альпинист - пер. Арбат, 5300 3А)

Утро было морозным. Крутые борта ледника скрывали от нас Солнце, так мы его и не дождались до выхода. Ноги сильно мерзли,  я их подморозил как раз в этот день.

Когда Солнце пришло, радовались мы не долго, потому что началось просто дикое пекло и нас начало срубать. Как соные мухи начали тропежку по перевальному взлету:

Склон осветило Солнце и с него начало сыпать, с соседнего висячего ледника, имеющего ту же экспозицию, что и наш склон, валились куски размером с театральную ложу. Страшно.

в этот гротт на сколе ледника поместиться легковой автомобиль

Лавируем между серраками, ищем у них защиты от нависающих сверху карнизов и кусков льда.

Черная скальная вершина Красной Армии

В конце концов на закате мы выползаем на покатый заснеженный гребен. Вид оттуда просто замечательный! Какой-то не реальный. Перевал остается внизу, нам еще надо дойти до него.

Нам открывается простор ледника Каинды и вид на множество хребтов и отрогов, ближайший из которых Иныльчек-Тау.

Плато большое примерно 4-6 футбольных стадионов. На самом седле поместиться только один вдоль

Ночевали мы на краю седловины. Окопались основательно, обложили палатку снежными кирпичами.

11.08.2014 г. 20-й день (пер. Арбат, 5300 3А - лед. Каинды - лед № 13)

Утром погода была хорошая и мы двинулись к спуску. Перевал назван Арбатом за то, что со стороны ледника Каинды имеет мощный пологий снежный пандус, по которому можно прогуляться как по Арбату. В прошлом году нам так не показалась, когда мы смотрели на лавинные выносы и высоченные серраки, но глаза боятся, а руки делают.
Мы начали спуск по снежным полям и склонам. Гладь и белизна, даже в очках начинаешь щуриться и не можешь понять далеко от тебя тот комок снега или нет, подходишь ближе на 50 метров, а это не комок, а кусок льда размером с гараж. По склону катятся сотни снежных улиток расчерчивая поле сплошной линией, пунктиром или азбукой Морзе.

Снежные башни имеют причудливые формы, ветер выбрал снег с одной стороны, сделав грани четкими и острыми и надул с другой, предав глыбам мягкие округлые очертания.

перевал Каинды. Мы ходили его в прошлом году

Вот так мы спустились с перевалр, не повесив ни единой веревки. Действительно как по Арбату.

Ледопад Каинды намного спокойнее предыдущих, мы рады этому )

Наш прошлогодний перевал. Господи, как же мы мучались на нем. Лезли и спускались в непогоду, услышал там в первый раз как гудит железо в грозу.

Пик Красной Армии

Так мы дошли до ледика № 13. Этих ледников тут столько, что геологи не заморачивались и просто нумеровали их ). По этому леднику нам предстояло поднятся на следующий наш перевал - Советских Подводников 3А.

12.08.2014 г. 21-й день (Ледник № 13 - лед. Каинды)
Утром мы встали по-раньше и воодушевленные мыслями о скором спуске пошли по пологому леднику вверх.

Поднялись под взлет мы уже к девяти часам утра, взлет проходился ногами. Мы радовались, что сейчас провесимся на спуск и будем на тропе ледника Южный Иныльчек. Скоро будет шашлык с лагманом и душ в Караколе, но... Дима с Геной поднялись на седло пока я возился с веревкой и сказали, что перевал теперь не перевал. За 40 лет с момента первопрохода он осыпался, теперь в Иныльчек ведут только скальные сбросы, да узкий кулуар, по которому сыплет снегом и камнями... Это был просто крах надежд... Гена съел свой последний сникерс перед этим подъемом, думаю, что он сильно огорчился. Мы с Денисом даже не поднимались. Морально нас подкосил такой расклад дел, запасной вариант - это идти по Каинды до перевала "Спокойный" 2Б, а потом набирать до него 1400 метров, в общем работать и работать... Мы были удручены.

Каинды не Северный Иныльчек, но и здесь заморененные ледяные валы доставляли. У Дениса осталась последняя таблетка Найза от его больных голеностопов, он нес ее на спуск с последнего перевала. Кетанов, цитрамон и прочее на него не действовали.

Каждые 100 метров даются тебе с трудом. Ищешь где пройти, как обойти, куда свернуть и так целый день. Не можешь расслабиться и просто идти - это очень напрягает, особенно после неудачного подъема на перевал на 21-й день, когда удача уже так близко ). Так что отдых наш продолжался.

13.08.2014 г. 22-й день (лед. Каинды - дол. Каинды)

На следующий день наши мытарства на Каинды кончились, мы слезли на твердую землю. От ледника веяло холодом.

Остаток дня мы шли вдоль реки, вокруг была зелень, мы пили ее глазами, вдыхали запах растений и цветов, нас мочило холодным дождем. К вечеру мы вышли к началу подъема на наш перевал. Недалеко был охотничий домик - большая удача. У нас кончалась соль, а в доме было аж несколько пачек.

14.08.2014 г. 23-й день (дол. Каинды - ледник под пер. Спокойный)

Утром начался подъем. На этом подъеме уже я съел свой последний сникерс. Сил совсем не было. В такие моменты понимаешь на сколько зависим от еды. После завтрака две ходки идешь нормально, потом все сгорает, после перекуса и после обеда та же картина. Сникерс растворился во мне быстро. Подъем составил в этот день 1400 метров. К обеду кружилась голова, я смотрел только на пятки впереди идущего.

На этой стоянке было Солнце. Я достал коврик со спальником и пока варился обед спал.

15.08.2014 г. 24-й день (пер. Спокойный 2Б, 4400 м - дол. Атджайляу - дол. Южный Иныльчек)

Перевал начался осыпью

Закончился снежной короной. С перевала мы сняли две записки - одну свежую: 2011 года, вторую старую 1987 года. Если учесть, что это самый простой перевал во всем районе, то не часто его ходят

На перевале я ел самый вкусный шоколад в своей жизни, а потом начался спуск, спуск домой. Мы волновались, как бы не обломиться опять, но другого пути не было. Если бы там была пропасть, наверно мы бы начали вешать веревки в нее ), но, к счастью, оказался пологий снежный спуск в закрытый снегом цирк

После цирка нас ждал обход ледопада по перилам, а затем связались и пошли вниз

Мы увидели Атджайляо, а на лугу табун лошадей ).

Этим же днем совершив мощный вояж через Атджайляо мы вышли на базу Аксая и поставили палатку на траве. Последнюю часть пути мы шли по тропе и отдыхать садились прямо на ней в пыль - вид у нас был не казистый ). Мы пришли на базу и попали в рай: зеленая сочная трава, ровная площадка, ну и пусть дождик, зато тепло. Утром за нами приехала машина и мы поехали через заставы и перевал в Каракол. Узнать дорогу было сложно - все замело снегом. В горы пришла осень.