Старый город. Еврейский квартал. Часть вторая.

Sep 29, 2019 21:24

Краткое содержание предыдущих серий:
 1. Где я? Кто здесь?
 2. Израиль 2019. Прогулка по Иерусалиму.
 3. Старый город. Прогулка по стенам и крышам Иерусалима.
 4. Старый город. Еврейский квартал. Часть первая.

Ну так вот, после швармы с фалафелем (кстати, фалафель был очень даже ничего) с новыми силами мы отправились в долгожданную Хурву. Хурва - это первая ашкеназская синагога Иерусалима.




В 1700 году группа ашкеназских евреев под предводительством рабби Йеуда А-Хасида приехала в Иерусалим из Европы. Рабби взял деньги в долг и построил на них синагогу. К сожалению, буквально через пару лет рабби умер, а паства не знала, как и кому выплачивать долг. Через какое-то время арабы разрушили синагогу и изгнали ашкеназских евреев из Иерусалима. Более 150 лет ашкеназским евреям доступ в Иерусалим и восстановление/постройка синагоги были запрещены. Европейские евреи  селились в основном в Цфате и Бней-Браке. Хурву удалось восстановить только в 1864 году, но в 1948 ее снова разрушили арабы. Новую Хурву открыли в 2010 году, до этого была лишь памятная арка. По естественным причинам, я ее раньше ни разу не видела.

Это вид со второго этажа - балкона для женщин. Женщинам в иудаизме отводится особое место. С одной стороны, их часть вынесена наверх, т.е. они находятся на почетном месте выше мужчин, им все хорошо видно и все под контролем. С другой же стороны, они не мешают своими советами и не отвлекают мужчин от молитвы.



Неотштукатуренная главная стена - напоминание о разрушенном храме, который надо бы снова отстроить.
Еще интересный момент - "бама" (она же сцена) расположена не у главной стены, а в центре, как в сефардских синагогах. Это говорит о том, кто там сейчас рулит.



Пока мы сидели на женском балкончике, к нам зашли два ультрарелигиозных парня. Я хотела возмутиться а вдруг мы неодеты?!, но гид меня порадовала тем, что на самом деле это очень хороший знак. Значит здесь не так строго соблюдаются религиозные законы, не все потеряно.

В четырех углах синагоги (наверху под куполом) четыре круглых изображения главных святынь Израиля. Среди них (слева на фото) - башня Давида со стенами Старого города.



Заповеди



Наверх можно подняться на лифте или по винтовой лестнице. Очень красивые ажурные лестницы.



Вид с крыши Хурвы на Армянский квартал.



В одном из этих зданий находится школа, где готовят служителей Третьего храма. Храма еще нет, но всегда нужно быть наготове. На площади перед Хурвой проводят тренировочные жертвоприношения.



А золотая менора в центре площади изготовлена специально для Третьего храма. Ну вроде как все уже готово, осталась только одна мелочь - построить храм.



Вид с крыши Хурвы на Храмовую гору. Это Купол Скалы. Как я уже говорила, его часто путают с мечетью Аль Акса, но на самом деле это вообще не мечеть. Это некий саркофаг над Краеугольным камнем, с которого Всевышний начинал сотворение мира. Именно вокруг этого камня и был построен Первый, а потом и Второй храм. Позже появилась версия, что с этого камня взлетел Мухамед.



После разрушения храма осталась довольно большая и ровная площадка, которой грех было не воспользоваться. Храмовая гора частично искусственного происхождения - она была сильно расширена для построения храма. Стена Плача, к примеру - подпорная стена, которая держит достроенную часть горы. Так вот, в 686 году халиф Абд аль-Малик построил Купол Скалы и объявил краеугольный камень исламской святыней. Позже уровень святости этого камня для мусульман несколько раз снижался и поднимался, но это не важно. Для большей святости тогда было решено построить на Храмовой горе еще и мечеть Аль-Акса. На вопрос халифа, где ее лучше построить, главный советник порекомендовал строить мечеть к северо-западу от Купола Скалы - тогда молящиеся будут развернуты головами к святыне и спиной к мечети (они ведь должны смотреть на Мекку). Халиф подумал и заявил, что советник - еврей и хочет, чтобы халиф принял неверное решение в таком важном для мусульман вопросе. Ну и сделал все точно наоборот. С тех пор молящиеся развернуты к святыне попой. Видимо из-за этого позже пришлось назначить главной святыней мечеть Аль-Акса. Как я уже говорила, мечеть Аль-Акса совсем серая и неприметная. На фото ниже видны Купол Скалы - одно из красивейших сооружений исламской архитектуры (золотой купол слева) и серый купол поменьше - мечеть Аль-Акса (справа).



На заднем плане слева виднеется гора Скопус с Иерусалимским университетом. Вот она крупнее.



Ну а теперь спустимся под землю. Раскопки разрешены только на территории еврейского квартала, точнее под ним. Христиане на своей территории копать не разрешают, мусульмане - тем более. Зато евреи много чего интересного откопали. Это постройки времен Второго храма, им более 2700 лет.



Мы сейчас находимся на территории дома Коэнов - богатейших на тот момент служителей храма. Ниже видны две спальни с мозаиками на полу. Спальни маленькие, но в каждой была ванна (слева).



На фото ниже в нижнем левом углу стоит массажер для ног. Нет, это не прикол. Ноги опускали в этот каменный тазик, а круглая фигня в центре использовалась для массажа. Слуга, по всей вероятности, лил сверху воду, а вытекала она через маленькие отверстия в нижней части тазика.



Лозунг "не сотвори себе идола" в те времена, видимо, еще не существовал. Фигурки языческих богов тогда были очень распространены.



Интересная история о том, откуда взялась большая часть карманных фигурок богов, пузырьков для косметики и прочих мелочей времен Врого храма, выставленных в этом подземном музее (и в музее Израиля). После арабо-израильского конфликта 1996 года (начавшегося после того, как евреи открыли тоннель неподалеку от стены Плача), арабы начали строительство какой-то фигни на Храмовой горе. Для закладки фундамента экскаваторами был вырыт котел, а так называемый "строительный мусор", т.е. камни с археологическими ценностями (ведь копали на месте, где стоял храм), вывозились по ночам сотнями грузовиков. Евреи попросили отдать или даже продать этот ценный "мусор", но арабы отказались. Видимо боялись, что евреи там найдут что-то ценное. Или докажут, что мечеть была построена на руинах храма. Хотя это вроде и так все знают. Ну, короче, сторговались на 23 грузовиках (из, если не ошибаюсь, 600 с лишним). Из "строительного мусора", оставшегося от руин храма, удалось накопать кучу мелочей - мелкие фигурки богов и талисманы, пузырьки для духов, коробочки для косметики, монеты и прочее. Крупные вещи, естественно, не пережили бы подобных раскопок экскаваторами. Чудо, что хоть что-то удалось спасти. Вещи покрупнее, типа посуды, были найдены в доме Коэнов.

Это праздничная посуда, сделанная из камня. Глина считалась дешевкой для ежедневного использования.



А вот и сама столовая. Столик слева, конечно, новодел. Но вот каменный в центре - настоящий.



Видимо раньше он примерно так и стоял - у стены. Орнамент сделан только спереди и по бокам.



Водопровод



и еще одна ванная



Макет всего дома



Восстановленные стены (перед нами настоящая краска, пострадавшая от пожара, а справа - кусок восстановленной стены, чтобы можно было оценить, каким тогда был цвет). Угли внизу - слой, которым был покрыт город после пожара. Решили оставить кусочек и показать, через что пришлось пройти археологам. Все было покрыто толстым слоем пепла и углей.



Миква - бассейн для ритуальных омовений.



Судя по всему, там целый комплекс саун и бассейнов был.



Выходим на свет Божий к той самой подпорной стене Храмовой горы. Коэны ведь жили неподалеку от Храма. Стена Плача видна внизу, а Купол Скалы - на Храмовой горе.



Чуть правее на той же горе - мечеть Аль-Акса. Совсем она какая-то облезшая стала. Вот она, дважды святыня ислама, третья по значимости после мечетей в Мекке и Медине.



Ну и стена Плача крупнее.



План минимума выполнен, записки переданы по адресу. Можно идти в арабский квартал, но это уже в следующем посте.

Иерусалим, Поездки, Израиль

Previous post Next post
Up