Наконец-то я дома. После пятнадцатичасового перелёта из Гонг-Конга, Канада меня встретила снегопадом и отменой всех рейсов в Оттаву. Пришлось ещё ночь торчать в Торонто. Главное, что вся эта эпопея с трёхдневным переездом Шензен - Гонг Конг - Торонто - Оттава (из-за того что мне стукнуло в голову посмотреть по дороге на Гонг-Конг) всё-таки закончилась.
Итак, начнём по-порядку.
Первые два дня после приезда в Шензен (он же Шеньчжэнь) я пребывала в шоковом состоянии. Сначала, увидав свой номер в гостиннице, я решила поменять его на другой... но сотрудники меня успокоили, сказав, что другие могут быть ещё хуже. Оказалось, что бывают такие же, но без отопления и со щелями в окнах. Зимой по ночам бывает прохладно и очень неприятно, когда ветер задувает во все щели. Спасибо, что хоть этой проблемы у меня в номере не было. Зато шкаф открыть было невозможно. Он цвёл. Сильный запах плесени просто сшибал с ног. Открыв его один раз, я поняла, что больше открывать его не стоит. Пришлось жить без шкафа. Обои в коридоре элегантно свисали над головой. Но ведь в коридоре бываешь редко и проездом... Ковры были в пятнах. Но и это можно было терпеть. Подключение к интернету работало через одно место кабель. Иногда. Когда небольшое количество китайцев его использует. Обычно такое бывало ночью. Добыть воду тоже оказалось непростым занятием. Сначала я решила, что воды нет. Потом оказалось, что кран открывается очень замысловатым образом. Кстати, кран держался на соплях. Я каждый раз боялась, что он отвалится нафиг. Позже я выяснила, что гостинице всего 3 года. Почему-то в Шензене дома быстро разрушаются. То ли это китайское качество строительства, то ли из-за высокой влажности...
Но всё это можно было бы терпеть, если бы не еда. Ну о том, что пить воду там опасно, я уже писала. Самым безопасным напитком там является пиво, поэтому мы его пили вместо воды. Надо отметить, что за пиво Циньтао я китайцев сильно зауважала. Его можно купить в Квебеке, очень рекомендую. Но вот с едой мне не повезло. Вообще Кантон (сегодня провинция Гуандон) славится своей кухней и мне она всегда нравилась. Но в Шензен приехало очень много иммигрантов с северных провинций, которые привезли туда свои виды кухни. В основной массе ресторанов всё очень острое, с большим количеством красного и зелёного острого перца. Через 2 дня такого питания мы зашли в настоящий кантонский ресторан и это было очень вкусно. Но дорого (по тамошним меркам). Скажем, хороший обед в дорогом ресторане может стоить чуть более 100 юаней (17 канадских баксов), в то время как в обычной столовой на работе еда стоила 6-12 юаней, а ужин в скромном ресторане - около 20.
По официальным данным в Шензене проживает 18 мнл жителей, но судя по замерам расхода воды - 23млн. Каждое утро довольно широкие пешеходные дорожки заполняются прохожими так, что плюнуть некуда. В часы пик идёт постоянный поток людей. А вот так выглядит дорожка.
Справа лежат бетонные плиты. Иногда между ними образуются зазоры в сантиметров 30-40, так что нужно постоянно смотреть себе под ноги.
Перед тем, как переходить дорогу, нужно внимательно смотреть во все стороны - машины и велосипедисты ездят во всех направлениях. Самый безопасный вариант - поворачивающие вправо машины. Обычно перед поворотом они гудят, чтобы разогнать пешеходов. В Китае принято часто гудеть, невзирая на висящие на всех углах знаки.
За превышение скорости на шоссе в Китае часто и безжалостно штрафуют, поэтому ездят все чётко разрешённые 60-80 км/ч. Зато в городе на дорогах можно делать всё, что угодно. Чем китайцы с удовольствием и занимаются. Сказать, что они бешеные - ничего не сказать. А если к поведению на дорогах добавить то, как они при этом кричат и ругаются - можно крышей поехать.
Продолжение следует