Проблема детей-сирот появилась не вчера. Все о ней знают, и время от времени вспоминают. Вот и сейчас, с принятием закона о запрете на усыновление российских детей американскими гражданами, интерес к вопросу детей-сирот вырос.
Разные люди рассуждают хорош или нет этот закон, что даст он государству, людям и самому ребенку, многие его осуждают, многие поддерживают, имея в виду своё неприязненное отношение исключительно к американцам. Независимо от того, чем обернется (позитивом или негативом) для нас всех закон Димы Яковлева, хотела бы сделать акцент в понимании важности воспитания детей-сирот.
Выпускники детских домов, как и все остальные члены общества, вносят свой вклад в него либо нет, и этим влияют на ситуацию в стране постоянно.
Что сегодня могут дать обществу дети сироты, выращенные в условиях равнодушия и даже жестокости по отношению к ним остального общества?
Смогут ли они, выйдя из стен детского дома устроится в жизни, создать нормальную семью? Или они пополнят ряды криминальных элементов общества и сами станут родителями будущих сирот-отказников?
К сожалению, сегодня дети-сироты - это кузница криминальных кадров:
«….вырастить самостоятельного, полностью адаптированного человека в стенах детского дома получается крайне редко, и этот печальный факт подтверждает статистика Генеральной прокуратуры РФ.
Согласно ей, 10 % от общего числа выпускников становятся самоубийцами, еще 40% - алкоголики и наркоманы, 40% занимаются преступной деятельностью, и лишь 10 % в полной мере адаптируются к жизни вне детского дома.»
Данная статистика только подтверждает то, о чем много говорят психологи: что дети сироты остро нуждаются в нашей защите и любви, в правильном развитии, а не только в кормлении и одевании. Детдома не всегда испытывают нехватки с едой и предметами первой необходимости, учитывая какие суммы выделяются государством на одного детдомовца в месяц: в России это от 60 до 100 тысяч рублей, на Украине 15 тысяч гривен, и даже если большая часть разворовуется, детдома не бедствуют.
Идеальные материальные условия детдомам - ремонт, металопластиковые окна, транспорт, предметы быта не гарантируют того, что их воспитанники не будут воровать и убивать, когда выйдут оттуда. Материальные блага, которые дает общество детдомам безусловно нужны, но этого мало!
Главная нехватка таких детей - это чувство защищенности и любви по отношению к ним от других людей, и от тех же детей - воспитанников. Именно отсутствие ощущения защищенности заставляет многих детей с кожным вектором еще в стенах детдома снимать стресс покражей, а с анальным - проявлять садизм по отношению к товарищу.
Дети-сироты беспомощны не только физически, пока малы, но и лишены развития своих психических свойств. Ведь в условиях отсутствия чувства защищенности, и собственной нужности у ребенка нарушается развитие психических свойств.
Где её взять эту защищенность? Кто её даст ребенку сироте?
Понятно, что основную заботу о детях-сиротах должно брать на себя государство. Эти дети - это наше с вами будущее общество. Каким оно будет зависит от нас сегодня - от того, что мы ДАЕМ им, что вкладываем.
Видят ли они нашу любовь через воспитателей, учителей, нянь, обслуживающий персонал детского дома? Или ощущают наше безразличие, равнодушие, расчетливость и жестокость?
Все говорят, что нужно больше внимания уделять этим детям. Но что стоит за этими словами конкретно?
Системно-векторная психология способна внести ясность в вопросы развития и воспитания любых детей, в том числе и детей-сирот. Потому что это знание объясняет какое внимание следует оказывать таким детям в первую очередь. Не в смысле больше внимания, а какого качества.
Обычно чувство защищенности и безопасности ребенку обеспечивают родители. Именно благодаря ощущению защищенности, выросший ребенок говорит, что у него было счастливое детство. Не потому что у него было много игрушек или ему все позволялось, а потому, что была крепкая эмоциональная связь с мамой, мама осталась в детской памяти как самая добрая и любящая, а папа как самый сильный. Это впечатление счастья из детства существует благодаря тому, что психическое ребенка не дрожало от угроз, заставляющих его защищаться. Ему не приходилось отстаивать постоянно свою целостность, а наоборот, ребенок чувствовал безопасность, и то, что его принимают.Последующая его социализация в детском саду и школе научила его быть частью коллектива и взаимодействовать в нем, тем самым подготовив его к взрослой жизни в обществе.
Кто обеспечит детям-сиротам такое ощущение безопасности?
Специальные люди, работающие в детдомах и понимающие, что обеспечить чувство защищенности ребенку можно только путем эмоциональной вовлеченности его в ОБЩЕЕ действие на БЛАГО ВСЕХ.
Для этого нужно воспитание кожно-зрительной самки - самки воспитательницы по природе, которая благодаря своей особой чувствительности и эмоциональности, способности к эмпатии, в первобытной стае ввела первый культурный запрет, ограничив нашу природную неприязнь. Это она создает у всех понимание того, что такое добро, а что такое зло.
Только кожно-зрительная воспитательница может создать с каждым ребенком эмоциональную связь, и таким образом привить морально-нравственные ограничения. Своим живым, эмоциональным участием, она способна вовлечь его в любую общественно полезную деятельность. И это особенно важным является для детей-сирот!
И поверьте, даже одна такая женщина в коллективе может изменить многое - в плане создания участливого отношения с детьми. А если она не одна такая, а их много? Если они понимают, кто они, и какова их основополагающая роль в судьбах этих детей?
Происходит ли в наших детдомах подобное действие - создание эмоциональной связи целенаправленно и с пониманием «зачем»?
Часто в наших детдомах работают люди, которые не просто не могут создать никаких эмоциональных связей с детьми, а люди, которые воспринимают детей как имущество, мебель. А свое пребывание среди них - вынужденным рабочим моментом, за который они получают зарплату. Вышел с работы, и забыл…совершенно не ощущая своей ответственности, не вовлекаясь в процесс взаимодействия с ребенком.
Не редки случаи издевательств, жестокого обращения, нападений сексуального характера от самих сотрудников детских домов…
Так кто работает с нашими детьми? В каких они состояниях? С какими намерениями?
КАК эти люди открывают мир для них?
Сегодня из стен детдома выходят травмированные, обиженные на общество и жизнь люди. Озлобленные и полные негативных переживаний, они выходят полными социальными неадаптантами. Они идут мстить - доказывать всему обществу свою правду: Я страдал, теперь страдайте вы…
А между тем, системно-векторная психология, могла бы помочь в воспитании таких детей, и в правильной организации самого процесса. Системно понятно, какие воспитатели должны работать в детдомах: это кожно-зрительные, анально-зрительные и мышечно-зрительные женщины.
Наличие развитого зрительного вектора у воспитателя обязательно. Ведь именно через зрение идет привитие культуры, и никто другой кроме развитой и реализованной зрительной женщины не может научить так любить и понимать состояние другого, как умеет она сама, быть сострадательным и добрым по отношению к ближнему.
Только в атмосфере любви, ощущения понимания, ощущения безопасности ребенок может развить заложенное в нем природой, сформировать ощущения себя как части общества, и понять, что он может этому обществу дать!
Не только людям, работающим в детдомах нужно понимать важность своей роли в воспитании детей-сирот, но и всему обществу необходимо поменять свое отношения к ним. Потому что не бывает чужих детей, все дети наши, и все они оказывают влияние на нашу жизнь.
Мы стараемся вырастить своих детей образованными, достойными и развитыми, при этом чужие дети нас не волнуют. Почему так?
Сегодня, в кожную фазу развития человечества, преобладают ценности кожного вектора - польза и выгода, потребление благ. Это накладывает отпечаток на ценности каждого человека. В «моде» - индивидуализм, отстраненность от чужих проблем, сиюминутность, и бездумное потребление. После нас хоть потоп! Не мы такие - время такое! Хочешь жить умей вертеться! - характерные выражения нашего общества потребления, в ценностях которого нет дела до судеб и состояний других людей.
Мы не можем «болеть» за общество, нет у нас связи с ним, потеряны культурные надстройки и ориентиры. Общество потребления выражает это постоянно усиливающимся отчуждением людей друг от друга и неприязнью на фоне непрекращающейся погони за собственным обогащением. Люди не понимают сами себя, не реализуют свои желания, страдают, ведут себя асоциально, и естественно им нет дела до своих же детей, от которых они отказываются.
Около 650 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрировано в России на начало 2012 года, из них более 80% - сироты при живых родителях, сообщил 16 мая 2012 года на заседании экспертного совета уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.
Системно-векторная психология способна поменять мысли и намерения людей, и направить их не только на личные позитивные изменения, но и на благо общества - на консолидацию, ведь невозможно быть счастливым в одиночку.
Мы, взрослые, несем ответственность за всех детей, и наша прямая обязанность обеспечить им защищенность и безопасность, чтобы они могли полноценно развиваться и быть полезными обществу.
Хотелось бы, чтобы с принятием закона, запрещающего американцам усынавливать российских детей, и связанному с этим огромному резонансу в обществе, ситуация изменилась для наших сирот в лучшую сторону. Чтобы государство и общество в целом, уделило куда больше внимания решению проблемы воспитания детей сирот. Иначе нет никакой пользы от таких законов, потому что сотни Маш, и сотни Коль не попадут завтра в иностранную семью, а пополнят ряды наших тюрем...
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Другие публикации:
Исповедь проститутки Сергей Филин. Балетное дело - культура и лютая неприязнь. Рекомендую к прочтению:
Беспризорные дети России - непозволительная роскошь! На пустыре школьного воспитания: учитель или мучитель? Ребенок за забором. Поколение ненаших детей.
Google