Чувство безопасности - гарант развития человечества.

Dec 02, 2012 15:14

Система природных ограничений. Первое чувство безопасности

Первобытная стая ранних людей была первым этапом в процессе построения социальных связей, где последовательно, в течение 50 тысяч лет, вплоть до перехода в новую фазу развития, люди отрабатывали свои видовые роли и жизненные сценарии.



Ранний человек был во многом еще стайным животным, отличавшимся от обычного животного по сути наличием добавочных желаний. Но руководило им, как и животным, чувство голода. Голод заставлял людей существовать в группах для успешной охоты, добывания пищи и отражения угроз. Это происходило в первую - мышечную фазу развития человечества. Отдельный человек без группы не мог выжить в саванне. Мы не ощущали своё Я на мышечной стадии развития. Не было столь привычного нам сегодня ощущения «Я», т.е. себя. Было слитое ощущение «Мы», т.е. «Я» было включено в это «Мы». «Я - частичка» была полностью зависимой от группы. Это мышечное объединение на основе базовых потребностей человека - есть, пить, спать, дышать - первое, фундаментальное, отпечатанное у нас в бессознательном.

Человек не был создан в одиночку, он был создан внутри стаи себе подобных. В одиночку в первобытной саванне выжить было невозможно - человек слишком слаб и уязвим, даже чтобы добывать себе пищу. Сохранность каждого отдельного человека гарантируется только в ранжированной стае, только в группе.



В первобытные времена у человека было одно единственное желание - наполнить пустоты желудка. Кожная мера проявила себя в ранних человеках в виде стремления добыть как можно больше пищи, и в то же время внутренней необходимостью решать вопрос как не съесть всё в один заход, дабы сохранить «добавочную стоимость мамонта», т.е. в ограничении чрезмерного потребления.

Как только добавочное желание к пище было ограничено, мы сразу получили неприязнь к ближнему, тем самым ощутив его. Именно ощущение ближнего через неприязнь вследствие кожного ограничения отделило нас на 1/8 от животного.

Вот поэтому первое и самое искреннее чувство человека к ближнему - неприязнь. Только человек способен радоваться, когда другому плохо.

Как тогда человек смог выжить, как люди не поубивали друг друга? Благодаря кожной мере, регламентирующей все отношения в стае.

Кожная мера разделила мир на пещеру и саванну. Мы давно не живем в пещерах, но в бессознательном до сих пор отпечатаны два состояния - «мир» и «война». Мир - в пещере, война - в саванне.
В саванну - во внешний, опасный мир - люди ходили на охоту.

- кожный закон в состоянии «мир» (в пещере): нельзя брать чужое, нельзя убивать, сексуальные связи регламентированы - нельзя брать чужую или несозревшую женщину.
- а на «войне» - в саванне нет таких ограничений.

От кожных ограничений в состоянии «мир» происходят все другие законы современного мира. В состоянии войны (в саване, на охоте) человек не ограничен законом. Поэтому внешнего врага мы убиваем легко и получаем почести за такое убийство. Убил на войне - медаль. Убил в пещере - тюрьма.

Помимо этого, существует зрительная культура - вторичный запрет на первичные позывы: запрет на ритуальный каннибализм внутри пещеры положил начало развитию культуры и ограничил нашу взаимную неприязнь. Дальнейшие наработки зрительной культуры привели к созданию морали и нравственности.
Таким образом, в пещере  мне обеспечено чувство безопасности за счет соблюдения системы ограничений всеми членами стаи и крепкими социальными связями между людьми.

Дружно - за стаю, врассыпную - от сумасшедшего.

Угрозы из внешнего мира ( врага народа, стихийные бедствия) люди отбивают всем скопом - объединяются против общего врага, чтобы сохранить свою целостность сообща.

Совсем иначе ведут себя люди в случае внутренних угроз: случаи педофилии, терроризма, изнасилований, серийных убийств, немотивированных убийств, как в случае расстрела коллег Дмитрием Виноградовым.



Внутренний враг порождает у людей бессознательный страх, разобщает, делает людей подозрительными, подымает в них чувство ненависти, что приводит к разрушению социальных связей между людьми.

Когда слетает культурное ограничение, люди легче выражают неприязнь, чаще раздражаются. Охотнее идут на конфликт, это же облегчение - выразить неприязнь, недовольство. Словом или делом - не важно. Люди, балансирующие на грани потери ограничения первичных позывов - теряют их.

Любой прорыв первобытных систем ограничений ставит под угрозу нашу целостность. Человеку может ничего не угрожать непосредственно, но сам факт прорыва закона или культуры возмущает желания животного толка, самые древние - выжить. Утрата чувства безопасности бессознательно толкает нас спасать себя, свое тело, не обращая внимания на природные запреты в обществе: не убий.

Непредсказуемый анально-звуковой терроризм способен лишить чувства безопасности большие группы людей и посеять настоящую панику, и даже месть.



Последствия теракта 11 сентября в Америке были таковы, что в течение года после терактов количество преступлений, совершенных на почве расовой неприязни увеличилось на 1600%. Все преступления на национальной почве совершают люди с анальным вектором. С какой гордостью они «приводили приговор в исполнение» - восстанавливали справедливость. И можно представить себе их недоумение, когда вместо медалей им выдали длительные сроки заключения в тюремных камерах.

Коллективный страх легко возникает и приумножается средствами массовой информации. Например, страх похищения детей, страх организованной преступности- после громких случаев убийства и насилия над детьми, террористических актов.



Посредством средств массовой информации быстро распространяются новости о трагических смертях, серийных убийствах, вспышках агрессии, а это повышает выражение неприязни и ненависти у людей. Это возбуждает в людях первобытный страх, увеличивается ощущение собственной уязвимости и недоверия к людям, а значит растет стремление к разобщению, индивидуальному сохранению целостности.

Ощущение безопасности и защищенности нам дает связь с внешним - со средой, с людьми. Реализация, полноценная социализация и контакт с другими людьми - это и есть обеспеченное нам чувство безопасности - равновесие со средой.

А мы теряем его, и это показывает нам, что наши социальные связи находятся на грани распада.

Только внутренняя консолидация  в обществе, крепкие социальные связи, способны поддерживать чувство безопасности у людей сегодня. Никакое вооружение каждого, и объединение «против» не способно этого сделать. Это все борьба с самим собой.

Пока мы не понимаем или боимся себе признаться, что каждое наше действие имеет последствие для всех, мы обвиняем всех вокруг - общество, близких, государство, обстоятельства, повороты судьбы, и не вносим необходимый вклад в развитие Целого.

Если мы хотим жить в другом обществе, более гармоничном и добром, в котором бы каждый думал обо всем человечестве, нужно начинать с себя: как минимум не умножать неприязнь, как максимум - глубоко осознать тайны человеческой души.

Постепенно так и будет, мы придём к пониманию, что не бывает безопасности одного отдельно взятого человека. Многие люди уже это понимают!


Все - в наших головах. Вся опасность для людей находится в их головах, так говорил Карл Юнг, предрекавший будущие проблемы человечества. Так говорит Юрий Бурлан, точным образом описывающий причины и тенденции современных социальных явлений и проблем.

Бороться нужно с головой через осознание скрытого зверя внутри нас, через коллективное осознание опасностей, которые подстерегают человечество в случае потери культурных ограничений.

Сегодняшнее выражение неприязни и ненависти - это показатель того, что наши социальные связи находятся в катастрофическом состоянии. А их распад с потерей чувства безопасности будет означать торможение развития всего человеческого организма.

Источник фото: http://www.photodom.com/ , http://35photo.ru/

Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Другие публикации:

 Гадалки и ясновидящие: с надеждой на счастье?

Число магов, целителей и экстрасенсов в России приближается к миллиону.

 Следите за тем, что думаете, говорите или как осознавать неприязнь.



Google

человек и общество

Previous post Next post
Up