Около 515 года до н. э. по повелению Дария на плоскогорье Мерв-Дашт, у подножия горы Кух-и Рахмат («Гора Милосердия») была заложена новая "столица" страны - Парса, или, как ее называли греки, Персеполь - «город персов», призванная символизировать мощь и блеск огромной державы Ахеменидов. По имени этого города сначала греки, а затем и весь мир стали именовать Иран Персией - до тех пор, пока в 1936 году иранское правительство не обратилось ко всем странам с просьбой называть страну Ираном.
Вот этот конь на фото просто потряс меня своей мощью и чем-то еще, что трудно объяснить и сформулировать. Мощь.
Рассказ получился длинным, но если кто осилит его прочесть, узнает много нового и интересного об одном из самых значительных периодов в истории Ирана. Итак...
В 1767 году вернувшийся из семилетнего путешествия по странам Передней Азии ганноверец Карстен Нибур, состоявший на службе у датского короля Фредерика I, привез в Европу множество сенсационных по тем временам сведений о древностях «Аравии и других прилегающих к ней стран». В их числе были копии клинописных текстов, обнаруженные им в семи милях северо-восточнее Шираза. Здесь находились гигантские развалины города, в котором Нибур, вслед за побывавшим в этих местах в 1620 году испанским путешественником Дон Гарсиа, опознал Персеполь - знаменитую столицу персидской державы, сожженную Александром Македонским.
Для каких же целей был сооружен этот город? Административной столицей Ахеменидской державы был древний эламский город Сузы, который наряду с Экбатанами и Вавилоном являлся резиденцией царей. В этих городах в определенные сезоны года пребывал царский двор: Экбатаны с их горным воздухом были летней резиденцией, Вавилон, самый богатый город страны - зимней, в Сузах цари жили весной. В Персеполе же не было найдено ни малейшего следа износов ни на ступенях, ни на порогах, ни на полах, ни на царской домашней утвари, высеченной из камня. Выдвигалось предположение, что это был священный город, где короновались ахеменидские цари и где их хоронили после смерти. Действительно, в окрестностях Персеполя и поблизости от него в каменной скале Накш-и Рустам погребены все ахеменидские цари, начиная с Дария I. Однако Плутарх в биографии Артаксеркса II, основываясь на более ранних источниках, сообщает, что обряд посвящения на царство проходил в Пасаргадах и вступающий на престол представитель династии Ахеменидов должен был надеть одежду, которую носил Кир II еще до того, как стал царем, а также съесть сушеные фиги, фисташковые орехи и выпить чашу кислого молока. Следовательно, Пасаргады сохраняли значение древней столицы, и именно там короновались цари с соблюдением древних обрядов.
Персеполю же было предназначено стать городом Нового года, городом праздника, символизирующего долгожданную победу весны над зимой, света над тьмой, обновление всего мира и обретение утраченной гармонии. Свой главный религиозный праздник Ноуруз, отмечающийся в день весеннего равноденствия 22 марта, ахеменидские цари должны были праздновать именно здесь, в этом городе-храме. Именно здесь во время торжественных новогодних ритуалов происходила мистерия закладки ритмов на целый год. Весь монументальный ансамбль Персеполя был создан именно с этой целью, каждое его здание, каждый рельеф имели определенное ритуальное значение и место. Кроме того, существует предположение, что этот город также являлся своеобразной астрономической обсерваторией для определения дня весеннего равноденствия и что его здания были расположены таким образом, чтобы вести наблюдения за движением небесных светил.
Более полувека строился город. Ежегодно здесь трудилось более трех тысяч человек, в том числе сотни военнопленных. Со всех концов огромной империи - Вавилонии, Малой Азии, Египта и Мидии - в Персеполь были свезены лучшие каменотесы, кирпичники, скульпторы, резчики. В результате столица Персии затмила своим размахом и роскошью все, что было создано в былые века в других странах Востока. С трех сторон город был окружен мощной двойной крепостной стеной (с четвертой стороны находилась неприступная горная скала), за которой располагались построенные из темно-серого известняка резиденция царя, многочисленные парадные и хозяйственные помещения, казармы
гвардии «бессмертных», конюшни.
Все эти постройки возведены на гигантской искусственной террасе размерами 500x300 м, облицованной громадными блоками, которая возвышается над окружающей равниной на 13 м. Стены Персеполя имели толщину 4,5-5,5 м и высоту от 11,5 до 15 м. В город можно было подняться по широкой парадной лестнице из двух маршей в 111 ступеней, сложенных из массивных каменных блоков белого известняка. Лестница вела к «Вратам всех стран» («пропилеям Ксеркса»), украшенным изображениями четырех колоссальных человеко-быков. Над их головами имелись надписи на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках, сообщавшие о царях-строителях - Дарии и Ксерксе. В юго-западном углу террасы располагался другой вход - служебный, по которому доставляли животных, продукты и т. д.
Пройдя через «Врата всех стран», можно было попасть в центральное сооружение Персеполя - его знаменитую ападану, стоявшую на платформе высотой 2,5 м. Такое название получило оригинальное творение персидских зодчих: многоколонный парадный зал с целым лесом легких, стройных колонн, увенчанных тяжелыми капителями в виде бычьих фигур.
Ападана (перс. آپادانا) - большой зал площадью около 100 кв. метров с крышей, поддерживаемой 72 колоннами высотой 24 метра, в древнеперсидском городе Персеполе. В нарицательном смысле термин также используется для обозначения аналогичных по своей структуре сооружений в персидской архитектуре. Зал вероятно использовался для торжественных царских приёмов. Слово «Ападана» вероятно этимологически связано с эламским ha-ha-da-na и аккадским ap-pa-da-an, однако его точный смысл остаётся неясным
Ападану в Персеполе, которую часто называют одним из самых величественных зданий Древнего мира, начали сооружать в 492 году до н. э. при Дарий I, а завершена она была лишь в 481 году до н. э. уже при новом царе, Ксерксе I Впоследствии в фундаменте здания археологи нашли два каменных ящика с золотой и серебряной закладными табличками весом по 9,6 кг каждая, на которых на трех языках начертаны клинописные надписи. Эти тексты говорят, что здание было заложено Дарием, хотя в надписях на лестнице ападаны ее сооружение приписывается Ксерксу. На глазурованных кирпичах, украшающих внешнюю стену ападаны, Ксеркс заявляет, что он завершил работу, начатую отцом.
Ападана, толстые стены которой были сооружены из кирпича-сырца, представляла собой квадратный зал размером 60x60 м (3600 кв. м). Он мог одновременно вместить 10 тыс. человек. В зал вели деревянные, обшитые золотом входные двери (во время раскопок был найден кусок золотой пластинки, содранной с двери). С трех сторон ападану окружали двенадцатиколонные (по шесть в два ряда) портики, по углам возвышались массивные четырехугольные башни с лестницами, которые вели на крышу. Потолок зала и портиков поддерживали 72 тонкие и изящные каменные колонны высотой более 20 м (в других зданиях города колонны были деревянными, высотой до 7-11 м). До нашего времени от этого леса колонн уцелело лишь 13.
В 466 году до н. э. в Персеполе был построен Тронный зал (его называют еще Стоколонным залом), который считается одной из самых совершенных построек Персеполя. Он является самым большим после ападаны зданием в Персеполе, его размеры составляют 70x70 м. Потолок зала держался на ста колоннах высотой 20 м. Это здание, вероятно, было начато еще Дарием, хотя надпись на аккадском языке, найденная там, относит его сооружение ко времени правления внука Дария Артаксеркса I. В этом зале располагался дворцовый «музей», где были выставлены наиболее ценные царские сокровища Здесь же происходили царские приемы и пиршества. Как полагают, именно сюда складывали в торжественной обстановке подарки, преподнесенные царю.
У восточной двери в зал изображен восседающий на троне Дарий I, а за ним стоит наследник престола Ксеркс. В правой руке Дарий держит золотой скипетр. У северного входа в Тронный зал изображен царь, борющийся с чудовищем, у которого голова, туловище и передние лапы льва, шея. крылья и задние ноги птицы, а хвост скорпиона. Таких изображений в Персеполе много, и они символизируют борьбу с созданиями Аримана, олицетворявшего зло (в противоположность солнечному божеству Ахура-Мазде, олицетворявшему добро).
Обратите внимание на профили носов у двух персонажей слева на барельефе. Вот именно такие носы мы наблюдали у многих современных иранцев и именно их они массово правят ринопластикой
Хотя при Артаксерксе I строительство в Персеполе в основном закончилось, сотни мастеров должны были постоянно следить за сохранностью зданий из сырцового кирпича, чтобы стены не обвалились от частых между декабрем и мартом ливневых дождей, предохранять дренажную систему от наносов, а также ухаживать за садами, разбитыми на террасе и в окрестностях. Только при Артаксерксе III в Персеполе был возведен еще один царский дворец.
Наверху, в скале высечена гробница
Артаксеркса II
Специальные коридоры связывали ападану с личными дворцами Дария и Ксеркса (в надписи Дария его дворец назван «тачара», а в надписях Ксеркса употребляется название «хадиш»). Дворец Дария I, квадратный в плане, состоит из центрального зала и множества отдельных помещений, связанных между собой открытыми двориками и воротами. Как и дворцы Ассирии, резиденция персидских владык была украшена огромными рельефами. У входа во дворец стояли крылатые быки еще более внушительных размеров, чем в Дур-Шаррукине (Хорсабаде). Золотые обшивки и много-Цветные изразцы украшали залитые светом покои. На рельефах у стен перед лестницами изображены слуги (в 6 рядов по 19 человек), несущие кубки, чаши, бурдюки с вином, ягнят, молодых оленей для царского стола. Судя по одежде, это персы и мидийцы. Здесь же сохранилось и изображение самого Дария в длинной одежде и высокой зубчатой тиаре, которая когда-то была покрыта листовым золотом. Рядом с Дарием изображены два придворных перса в такой же длинной одежде и в тиарах, но более коротких, чем у царя.
Александр Македонский, завоевав Персеполь в 330 году до н. э., сжег дотла столицу побежденного Персидского царства. Это произошло во время одного пиршества, «когда он, как говорит Диодор Сицилийский, уже не владел собой». Предание рассказывает, что во время этого пира афинская блудница Таис в неистовстве схватила с алтаря факел и швырнула его между деревянных колонн дворца, а пьяный Александр и его свита последовали ее примеру. Рассказы древних авторов об этом пожаре подтверждаются и археологическими раскопками, в руинах ападаны, Тронного зала и царской сокровищницы отчетливо видны следы катастрофы - обожженные стены и обугленные остатки различных предметов, а пол Тронного зала покрыт пеплом почти метровой толщины. Это - пепел от кедровых балок, когда-то поддерживавших потолок.
О дворце написано много, при желании все это можно прочесть в инете. Однакао, считаю, что рассказывая о Персеполе, просто необходимо добавить хотя бы немного сведений об истории строителей комплекса - царях династии Ахеменидов: "Страна Парса впервые упоминается в ассирийской надписи 843 г. до н. э. под названием Парсуа, или Парсамаш, в центральном Загросе, современной провинции Фарс. Исконным населением этой территории со столицей в Сузах были
эламитяне (первые сведения о них и городе Сузы датируются аж 2700 г. до н. э.). Область, где позднее построили Персеполь, называлась Аншаном. Аншан считался одним из крупных эламских центров, а в некоторые периоды его истории - и могущественным независимым царством. В 690 г. до н. э. персы объединились с эламитянами для борьбы против Ассирии, и Аншан постепенно переходит во владения персов и начинает называться Персией, хотя еще долгое время страна сохраняет свое древнее, освященное многовековой традицией имя. В 609 г. до н. э., когда Ассирийская держава пала под ударами мидийцев и вавилонян, Элам попал в зависимость от Вавилонии, а персы были покорены мидийским царем Киаксаром. В то время (с 640 по 600 гг. до н. э.) Персией правил Кир I (Куруш), принадлежащий царскому роду Ахеменидов. Еще его дед Ахемен, основатель династии, был царем персов (700 - 675 гг. до н. э.) и имел резиденцию - дворец в районе Бахтиарских гор...
В 550 г. до н. э. персидские племена во главе с Киром II Великим, внуком Кира I, подняли восстание против мидийского царя Астиага и свергли его с престола. После этого в течение нескольких десятилетий успешных завоеваний Кир II создал огромную мировую империю, охватывавшую страны от Эфиопии и Египта до среднеазиатских областей и долины Инда. Так началась более чем 200-летняя история одной из великих держав древности.
Своей столицей Кир II сделал Хагматану, известную грекам как Эктабаны (современный Хамадан). На том месте, где была одержана окончательная победа над мидийцами, он начал сооружать свою резиденцию Пасаргады (о них постараюсь сделать пост позже), ставшую первым крупным городом, который построили персы. Кира II обычно считают самой выдающейся личностью из пятнадцати ахеменидских правителей. Он добился, наконец, установления прочных отношений между персами и мидийцами, гарантировал жителям мир и личную неприкосновенность, сохранение и даже возможность восстановления храмов их богов. В годы его владычества, как, впрочем, и во времена всех ахеменидских царей, с покоренными народами обходились очень хорошо, уважали их обычаи и религиозные верования, сохраняли систему управления во главе с местными чиновниками, В каждой завоеванной стране персидские цари короновались по обрядам ее народов. Объединив под своей властью разные страны Востока, Ахемениды не нарушали их образ жизни, позволяя каждой жить на свой лад. Они считали, что их главная миссия заключалась в установлении «порядка» во всем мире.
Все это было совсем не похоже на политику ассирийских и поздне-вавилонских владык, которые уводили в рабство целые народы, срывали с лица земли цветущие города и единственной целю которых был сбор разорительной дани, массовое уничтожение тех, кто оказывал сопротивление и насильственное переселение на новые места захваченных в плен. Власть Ахеменидов не была связана с той ломкой жизни, которую некогда нес Вавилон. Как заявлял Кир II, персидская армия вошла в Вавилон без боя, вошла как «освободительница, свергшая царя-угнетателя, нарушившего благочестие по отношению к богам своей собственной страны». В 530 г. Кир II был убит в бою и похоронен в сооруженной в Пасаргадах гробнице.
При коротком царствовании его сына Камбиза II (530 - 522 гг. до н. э.), вошедшего в историю как завоевателя Египта, империя находилась в зените своего могущества. Однако вскоре в стране начались восстания. В 522 г. до н. э. восстал Бардия, брат Камбиза, объявленный впоследствии самозванцем Гауматой. Это был дворцовый переворот, завершившийся убийством Бардии другой группировкой, состоявшей из семи представителей знатнейших персидских родов. По описанию Геродота, этому предшествовал интересный факт: «…Появилось семь пар ястребов, которые, преследуя две пары коршунов, рвали и терзали их. Увидев это знамение, все семеро направились во дворец, одобренные явлением вещих птиц». Один из них - Дарий, из младшей ветви рода Ахеменидов, по жребию его конь первым приветствовал рассвет, стал царем персов. Геродот это описывает так: «...конь Дария бросился вперед и заржал. На ясном небе в то же время сверкнула молния и загремели громовые раскаты. Это неожиданное знамение посвятило Дария на царство словно по предварительному условию. Тогда другие соскочили с коней, пали к ногам Дария и поклонились ему как царю»
По сравнению о другими ахеменидскими царями Дарий оставил о себе более полные сведения. Свои этические взгляды он подробно описывает в надписи на гробнице в Накш-и-Рустаме: «Я не вспыльчив. Я владею собой и умею сдерживать гнев… То, что один человек говорит против другого, не убеждает меня, пока я не услышу речи их обоих. Тому, что человек делает или совершает по силе своих возможностей, я радуюсь и бываю удовлетворен. Верных людей я щедро награждаю… Когда ты увидишь или услышишь о том, что было сделано мной во дворце и на поле боя, это будет свидетельствовать о моей деятельности и разуме, ибо мое тело сильное… Я - испытанный воин. Мои руки и ноги натренированы. Я хороший всадник… Пусть не покажется тебе неправдоподобным то, что услышали уши твои»
В рельефе на Бехистунской скале Дарий дает себе похожую характеристику: «Я не был лжецом или злодеем… Согласно справедли вости поступал я. Я не делал зла ни слабому, ни сильному. Человека, который старался [делать добро] для моего дома, я благодетельствовал, того, кто вредил, я строго наказывал» [4, с. 19]. Здесь же он перечисляет своих предков, вплоть до Ахемена. Он пишет: «Испокон веков мы знатны. Испокон веков наш род был царским… восемь [человек] из моего рода были прежде царями. Я - девятый. Милостью Ахура Мазды, я - царь»
Дарий подавил восстания и провел ряд реформ, которые способствовали укреплению государственного управления, упорядочиванию сбора податей, налаживанию экономики. Он разделил свою державу на 20 административных округов, сатрапий, как их называли греки. Наместники этих сатрапий (древнеперс. Хшатрапаваны - «хранители царства») происходили из знатных персидских родов. Такие должности по традиции переходили по наследству. Фактически эта система - монархия, опиравшаяся на полузависимую провинциальную знать, - существовала в Иране на протяжении многих веков и была ликвидирована только в ХX в.
Укрепив свое положение на троне, Дарий начал строительство величественного Персеполя, которое продолжил его сын, взошедший на престол в 486 г. до н. э., Ксеркс I (Хшаярша - «герой среди царей») и внук Артаксеркс I (Артахшасса - «владеющий царством справедливости»), правивший с 465 по 425 гг. до н. э.
В Средние века остатки Персепольского дворца еще кое-как поддерживались и даже одно время служили резиденцией для местных эмиров, но затем они окончательно пришли в запустение, и среди величественных руин бродили только овцы. Подобно многим другим древним постройкам, дворец Дария служил каменоломней для местных жителей. С каждым десятилетием он разрушался все больше и больше и только в 1931-1934 гг. Эрнст Херцфельд произвел по поручению Восточного института Чикагского университета первое настоящее обследование развалин дворца. Благодаря этому обследованию были приняты эффективные меры к предохранению остатков дворца от дальнейшего разрушения. Сегодня Персеполь является одним из наиболее хорошо изученных древних городов. В настоящее время его раскопки практически завершены, ведутся работы по реставрации и укреплению зданий.
По материалам
Персеполь и
Персеполь - величие и загадка Ахеменидской державы